Parfёn

Механика флейты. Глоссарий.

Вот такой мини-глоссарий по механике. Наверное ему нужна ещё литературная правка. Термины на русском и на английском языках.

Головка (head joint) – непосредственный источник звука на флейте. Головки бывают как прямые, так и изогнутые (U – образные). Последние используются для обучения маленьких детей (т.к. инструмент при этом становится как бы компактнее), а также в альт и бас флейтах из-за больших размеров этих инструментов.

Губы - часть головки, прижимается к губам исполнителя. Изготавливаются из металла, редко из пластика, в последнем случае они имеют «усики» - своеобразные фиксаторы для губ исполнителя.

Корона (head cap) – часть головки, служащая для прикрытия пробки, открутив корону, можно изменять строй инструмента, изменяя положение пробки.

Пробка (head cork) – пробка в головке, которая затыкает её с одной стороны. Служит для точной подстройки флейты. Правильное положение пробки проверяется с помощью специального шомпола.

Французская система (соль-диез закрытый, closed G#)– на флейтах французской системы лапка соль диез обыкновенно не нажата (нажимается только в звуках g#1,2,3, d#3 и c4). Французская система флейт - наиболее распространённая в настоящее время. Имеет дополнительный клапан на тыльной стороне инструмента, который открывается при нажатии лапки соль-диез.

Немецкая система (соль-диез открытый open G#) – на флейтах немецкой системы, в отличие от французской, лапка соль-диез обыкновенно нажата.

Клапаны не в линию (offset G-key) – на флейтах не в линию клапан соль и ближайший справа расположены чуть в стороне от остальных, т.е. не в одну линию с ними.

Клапаны в линию – клапаны инструмента расположены в одну линию. На флейтах «в линию» становится невозможной ми-механика.

Ми-механика (E-mechanism) – возможна только на французских системах – у флейт с ми-механикой ми3 взять гораздо легче и она лучше интонирует. Добавляется также специальный рычажок, который находится рядом с рычажком си-бемоль. У флейт с ми-механикой становятся невозможными некоторые трели наверху.

Трельные клапаны ре и ре – диез (D and D# trill keys) – небольшие трельные клапаны, находящиеся на тыльной стороне инструмента ближе к головке. Служат для исполнения соответствующих трелей (до(до-диез)2,3- ре или ре-диез 2,3), а также для некоторых нот (си и си-бемоль) в третьей октаве. Отсутствуют на большинстве бас флейт.

Трельный клапан G#-A (C sharp trill key) – представляет собой большой клапан рядом с клапаном си. Управляется специальным рычажком, находящимся рядом с рычажками си-бемоль (Bb shake) и ми-механики. Служит для исполнения соответствующей трели (соль-диез3 – ля3). В настоящее время очень редкая опция.

Открытые клапаны (флейта с резонаторами, open – holes, ring-keys) – клапаны сделаны наподобие колец, т.е. исполнитель закрывает отверстие в клапане непосредственно подушечкой пальца. Используются в основном для современной музыки – берутся четьвертьтоны, возможен слэп. Для флейт с резонаторами характерно более яркое звучание.

Нижнее колено (foot joint) – колено (часть инструмента), на котором расположены самые нижние клапаны – ре-диез, до-диез, до, иногда си.

Колено Си (B foot joint) – самым низким звуком флейт с коленом си является си малой октавы. Реализуется добавлением дополнительного клапана си.

Колено До (C foot joint) - самый распространённый тип нижнего колена, когда нижним звуком является до первой октавы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ми-механика (E-mechanism) - еще один термин - E-Split

Ключ Си - Gizmo key - рычожок, (клапан, лапка), который находится на третьем колене и только у флейт с коленом "Си" (B foot joint). Используется при извлечении звука "До" 4 октавы (С4)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Глоссарий пополнился информацией о сплавах, которые используются для изготовления флейт

Share this post


Link to post
Share on other sites

Parfёn – молодец большое дело - терминология. Как правило, никто ничего не знает. Так и говорят: эта «штучка», та «штучка».

У меня есть несколько замечаний. На истину не претендую – можете отмахнутся от моих замечаний. Но кажется так:

Рычажок – это рычажок, а не лапка. Например между клапанами Соль и Соль# или на нижнем колене – с помощью рычажков мы нажимаем клапаны –всё логично. Не думайте, что это я придумал. А никакими ключами это не называется – не всегда следует так прямо и примитивно переводить с английского. Ещё боковой рычажок для ноты Си-бемоль.

Лапка или ножка (The Foot или Footjoint) – это второе или нижнее колено. Лапка бывает с нотой До первой октавы или с нотой Си малой. Детские флейты с гнутой головкой бывают вообще без лапки. Т.е. она присоединена к основной части (корпусу или первому колену). На таких флейтах нижняя нота – Ре. А «трельных» там просто нет.

Трельные клапаны G#-A и C# - это клапаны разные. Опять таки, не путайте людей.

То, что у флейт с ми-механикой ноту Ми3 взять гораздо легче - практикой не подтверждается. Чище – да, именно для того и сделана. Но это в значительной мере зависит от флейтиста.

То, что для флейт с открытыми клапанами характерно более яркое звучание практикой опять-таки не подтверждается. По-моему это ваши фантазии. Не для того это делалось. По-вашему получается, что с закрытием каждого клапана – звук становится более и более матовым. Кстати я так и не понимаю, почему везде в мире их называют открытыми клапанами, а у нас «резонаторами». Может и правда в России резонируют. Родина слонов.

А ещё забыли про переставленные Си и Си-бемоль под большим пальцем – это характерный, но не обязательный признак т.н. «французской» системы.

Считаю, что это супер интересная и важная тема. Надо, в конце концов, разобраться и как-то все назвать. Как назовём – так и будет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый админ в ваш глоссарий закралась досадная ошибка. Там написано "На флейтах «в линию» становится невозможной ми-механика." Я даже испугался и срочно посмотрел на свою Yamaha-894. Странно, на ней есть ми-механика.

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Золотые флейты ценятся за теплый тон звучания."

Объяснитесь. Это лирика. Хороший флейтист ценится за "теплый тон звучания". Золотая флейта сома по себе звук не даёт и ценится за другое. "Теплый тон звучания" - это как-то не по-русски. Масло масляное.

А ещё нашёл у Вас закрытые клапана. Я не филолог, но думаю – «закрытые клапаны» - будет лучше. Это по-русски.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Разница в тоне серебряной и золотой флейты вообще у каждого индивидуальный. Я бы сказала что золото часто прибавляет звуку некий "блеск". Говорят что золотая флейта требует больше воздуха и усилий чем серебрянная - у меня только золотые губки, так что я не могу ничего точно сказать об этом. У серебрянных флейт более скромное и матовое звучание, но его часто предпочтитают многие исполнители. Вообще если откинуть разницу в цене, нельзя точно сказать что лучше - сербряная или золотая флейта, для каждого это сугубо индивидуально. Я например перепробовала много золотых флейт, сравнивая их с моей, и мне моя конфигурация подходит лучше всего.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Уважаемый админ в ваш глоссарий закралась досадная ошибка. Там написано "На флейтах «в линию» становится невозможной ми-механика." Я даже испугался и срочно посмотрел на свою Yamaha-894. Странно, на ней есть ми-механика.

"Не верь глазам своим"(с) Козьма Прутков:-)

Это моя ошибка. Где-то прочёл такое. Значит не так. Вообще же, по большей части всё что я написал в первом посте взято из различных источников на английском языке, поэтому могут быть неточности, связанные с переводом.

Share this post


Link to post
Share on other sites

1. "посмотрел на свою Yamaha-894. Странно, на ней есть ми-механика."

Да, действительно, на 894 - есть, на 884 - еще нет, в 900 серии та же картина - 994 - есть, 984 - нет. Наверное, точнее было бы сказать, что это редкая опция на флейтах в линию.

2.Относительно лапки и рычажка - как скажете - подожду кто еще как назовет :-)

3. To Photinx: Как насчет того, чтобы описать трельные клапаны, которые большинство вообще никогда не видели С#?

3. "Лапка или ножка (The Foot или Footjoint) – это второе или нижнее колено...не всегда следует так прямо и примитивно переводить с английского." - без комментариев

Относительно клапана/клапаны - у профессиональных филологов есть одна особенность - они очень спокойно относятся к различным вариантам произношения написания слов, потому что знают, что язык - живой процесс, в котором всегда есть разнонаправленные тенденции. Весь вопрос: какя победит. Вернемся к нашим примерам (можете проверить сами) - этот вариант еще не нашел однозначного решения у носителей русского языка. За прошлый месяц Яндекс, например, нашел КЛАПАНА - 2381 201, КЛАПАНЫ - 2 532 225. По-большому счету эти цифры сопоставимы, особенно, если мы будем учитывать такую особенность как наличие технической терминологии, которая переходит в общеупотребительную лексику. Представьте: у моей машины звенят (что?) в окончании а/ы? Кому как удобнее. Даже на сайтах русскоязычных производителей флейт находятся варианты.

4. Спасибо за внимание к данной теме и ценные уточнения, - будем исправлять и работать дальше.

Share this post


Link to post
Share on other sites
глоссарий по спец. терминам - тоже ясное дело для последующего обсуждения.

В общем-то изначально предусматривалось, что мои определения будут дорабатываться.

Про трельные клапаны - действительно я отождествил их своим волюнтаристским решением, мне казалось это просто логичным.

Соответственно вопросы: 1. Зачем нужен трельный клапан C#? (неужели во второй-третей октавах какая-нибудь трель с участием до-диез является сложной?)

2. Как выглядит и где находится трельный клапан G#-A

И сопутствующие (вдруг кто знает): 1. Зачем нужен рычажок ми-механики?

2. Кто-нибудь, хоть когда-нибудь пользовался рычажком Си-бемоль и если пользовался, то в каких случаях?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот ещё опция, очень редкая: рычажок C# для левой руки (left hand low C# lever) - служит прежде всего для трелей на самых нижних звуках (B-C#, C-C#, C#-D#). Напоминает соответствующие рычажки на французских кларнетах. Вот фотографии и описание -

http://www.flute.toucansurf.com/flute/notes/cslev.html

Редчайшей опцией является также колено си-бемоль (Bb-foot) - характеризуется наличием нижнего клапана Си-бемоль малой октавы. Клапан расположен на противоположной клапанам До-диез, До и Си стороне инструмента. Рычажок, управляющий этим клапаном находится рядом с рычажком соль-диез (т.е. также похоже на кларнеты французской системы). Следует отметить, что это опция историческая, сейчас уже не актуальная. Подробнее и фото http://www.oldflutes.com/boehm.htm

Где-то встречал флейту с си-бемольным коленом, но современную и устроенную по-другому. Рычаги си и си-бемоль находятся справа от до-диез и до. Ссылки пока нет, поищу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

э... я представляя "дорогого админа" в соответствующей ветке, забыл сказать, что она закончила филфак мгу, русское отделение... :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

А я не профессиональный филолог - я профессиональный флейтист. Все флейтисты вокруг говорят – «клапаны». Ну а саксофонисты, конечно, могу сказать и «клапана». Сегодня сам слышал.

Итак, работаем.

«тянутые клапана (Drawn Tone Holes)» - конечно это вытянутые тоновые (звуковые) отверстия.

«впайка (raiser)» Помнится, спрашивал мастера Дедова. Он сказал, что это – каретка. А по-немецки – камин, кажется.

Там же - «поэтому часто изготавливается из более дорогих драгоценных металлов (золото, платина)».

Вы уверены, что часто?

Ещё у Вас:

«Название сплава проистекает из того факта, что этот металл служит для банкноты в Англии с 1697 по 1719».

Будьте внимательнее. Всё-таки «служил», а не «служит». И, кроме того, как известно

Банкнота - это денежный знак, изготовленный из бумаги, плотной ткани или пластика, а не из металла.

А я знал знал, что вы филолог. Пальцем в небо попал.

Share this post


Link to post
Share on other sites

«В недорогих флейтах используется обычная Латуь» - Ваша описка. А про никелевое покрытие тоже следует сказать. Серебряное или никелевое покрытие – не важно, на звук это не влияет, но вот у многих есть аллергия на никель. Нижняя губа раздувается страшно. Пару раз я это видел. Когда-то одна ученица с никелированной флейтой очень аккуратно покрыла губки лаком для ногтей – больше никаких проблем с аллергией не было. Через какое-то время никель начинает покрываться как бы дымкой. Ничего страшного. На звук это не влияет.

«Этот клапан сосотоит из двух "лапок"» - всё-таки клапан не состоит. Может быть «конструкция». Нет, это плохо. Вы лучше слово подберёте. И не из «лапок». Плюс ещё описка – «сосотоит».

Там-же – «постоянное место пребывания большого пальца левой руки». Лучше просто – «Для большого пальца». Руку можно не указывать – это глупо – большим пальцем правой руки мы никогда не играем.

«Данный ключ есть только на нижних коленах "Си"». Да не ключи там, а рычажки, ролики и гизмо.

«деревянная, пластиковая или аллюминиевая палочка» - опять описка, Лучше написать не «алюминевая», а «металлическая». Алюминиевые встречаются не часто.

Серебро «Это одно из лучших решений, которое нашло человечество для достижения прекрасного звука.» - не человечество, а Бём. Он считал, что флейта должна быть именно серебряной. А уж Бём знал толк в металлах – потомственный ювелир, и сам мастер экстра класса.

«для соединения губной пластины с трубой головы» - наверное, лучше – «с трубкой», Я всегда так говорю своим ученикам. А ещё неплохо бы написать про толщину стенок трубки флейты. Да и про мензуру. И ещё про…. У-у, сколько работы. Да это на годы. Ну, засучим рукава. Начнём сначала.

«непосредственный источник звука на флейте» - правильная ли это фраза. Вообще неплохо бы пригласить специалиста по языку. Может у флейтистов есть кто-то из родственников и друзей.

«В настоящее время очень редкая опция.» - это про дополнительные трельные. Вот странно. У меня есть. У всех моих коллег есть. У всех моих друзей есть. У некоторых учеников тоже. А вы говорите – «очень редкая опция». Это на детских флейтах она отсутствует всегда (а не «редкая опция»). Но сайт-то у нас не только для детей и любителей, но и для профессионалов.

«Корона» - кажется всё-таки не «корона», а «колпачок». А что думают флейтисты? Господа! Да, что же вы молчите!? Поучаствуйте. Неужели действительно так «этими шутками» всё и называете.

Что? Флейтист флейтисту – рот на замок.

Уфф. Очень много ошибок. Но, думаю, если бы сам делал – ошибок было бы куда больше.

«Также различается частота серебряного сплава». А «частота» - это какой-то металлургический термин? Про различную лигатуру можно написать.

Admin, пожалуйста проверьте текст – очень много описок. Да и язык отвратительный – воляпюк какой-то. Ещё, неплохо бы его отформатировать – всё какое-то кривое.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж!

Share this post


Link to post
Share on other sites

угу. Выложенное на сайте можно было рассматривать как подстрочник перевода с англоязычных сайтов. Поэтому работы еще много: как по приведению в норму русского языка, так и в разборе того что же это такое. Спасибо за участие. Я,надеюсь, что в конечном итоге, мы получим хороший результат.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Про трельный клапан C#, там отсутствует фото, вот ссылка - http://www.flute.toucansurf.com/flute/notes/csharp.htm

Для чего он служит ( http://www.larrykrantz.com/faqflute.htm#2142 ):

1. Трель B-C# (1,2) - очевидно удобнее играть трель одним пальцем, чем двумя (без этого клапана).

2. Трель F#-G# (3) - та же картина.

3. Трель С-С# (1,2) - ну... в источнике написано, что с помощью этого клапана играть её гораздо быстрее и удобнее, чем в традиционном варианте, но я никогда эту трель проблемной не считал (может я ошибаюсь)

4. Трель G-Ab (3) - чище интонационно и удобнее

5. Трель G-A (3)

6. Трель Ab-Bb (3)

Для последних двух трелей используются также другие трельные клапаны (ре, ре#)

Плюс возможны многие интересные эффекты (например тремоло от любой ноты в пределах G-C до С#).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Апаю свои вопросы: 1. Зачем нужен рычажок ми-механики?

2. В каких случаях нужен рычажок Си-бемоль?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Клапан G-A действительно самостоятельный клапан. Служит он (как несложно догататься) для соответствующей трели. Эту же трель можно взять и с помощью трельного клапана C#, но этот способ предполагает больше движений пальцами. Где он находится не знаю (скажите хоть кто-нибудь!!! Что тема утихла), информация взята с http://www.fluteland.com/board/viewtopic.php?t=1926

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фа#-механика (Brossa F#) - действует аналогично ми-механике, но касается фа-диез3. Опция носит специфический характер и очень редка. (источник - тот же, что и в предыдущем посте)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Клапан G-A - это не один клапан, а два. Рычажок один. Находится рядом с первым трельным.

А тема будет глохнуть, потому, что обсуждаются вещи очевидные для профессионалов и совершенно ненужные любителям. Ну зачем любителю знать про трельный клапан До# (рычажок находится рядом с боковым СИ-бемоль)? У него и флейты-то никогда такой не будет, да и не к чему ему. Так что такие вопросы должны бы интересовать только студентов с дешёвыми инструментами. Но студенты, судя по всему нелюбознательны.

Share this post


Link to post
Share on other sites

"У него и флейты-то никогда такой не будет, да и не к чему ему. Так что такие вопросы должны бы интересовать только студентов с дешёвыми инструментами. Но студенты, судя по всему нелюбознательны." - пожалуй, не соглашусь. То, что тема неоднозначна, - да. Некоторые моменты требуют времени на осмысление.

Share this post


Link to post
Share on other sites
вещи очевидные для профессионалов

В Москве или Питере - может быть, а в провинциях об этих вещах флейтисты даже близко не знают, хотя тоже профессионалы.

Тем более, что вся эта информация недоступна в русскоязычном варианте. Большинство из моих постов в теме - переводы с английского, по-русски я ничего подобного не встречал. А реальная необходимость для этого есть - во-первых, чтобы выработать какую-то общую терминологию, во-вторых, чтобы исключить вопросы новичков про "этот самый клапан" и в-третьих надо знать возможные опции своего инструмента, это и интересно, и полезно - при выборе нового инструмента например.

Share this post


Link to post
Share on other sites

При выборе нового инструмента, прежде всего (к сожалению) деньги надо иметь. А для флейты со всякими прибамбасами - с золотоми губками и райсером, с трелльным клапанном ДО#, с нотой си, с открытыми клапанами, с дополнительными роликами – нужна уже заметная сумма. Но прежде всего нужно купить холодильник, телевизор и автомобиль. И это правильно.

Заметьте Parfёn, что никто кроме Вас этой темой не интересуется. Вы безусловно человек увлечённый, но…

Adminу даже ошибки лень исправить. Так и будут широкие массы любителей флейты получать искажённую информацию.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас