Червь

Амбушюр

Интересно, есть ли какое-либо конкретное положение губ, которое всеми считается "правильным"? Если да, то какое? Мне говорят, что я слишком собираю вместе верхнюю губу, отчего она становится более мягкой, и это отрицательно влияет на тон. Я, в общем, и сам это слышу :-), но пока не могу избавиться... как только пытаюсь вытянуть губы, звук во 2-й октаве сразу пропадает... либо 1-я, либо сразу 3-я, переход не могу словить. Я так думаю, в какой-то момент это должно прийти само, но, возможно, есть какие-то идеи, как побороть это осознанно? Возможна ли здесь связь с недостаточным развитием дыхания или низким качеством инструмента, или это все же главным образом проблема губ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я думаю что первая большая ошибка флейтистов это слишком много думать о губах и амбушюре. Мы не губами играем! Правда. Звук создаётся на 95% диафрагмой, открытым горлом (и формой внутри рта) и положением отверстия головки по отношению к губам. Сами же губы в процессе извлечении звука очень маленькую долю занимают. Всему чему меня учили в Европе можно очень коротко сформулировать так: опора + довольно открытое отверстие головки (то есть отвернуть от себя чтобы оно где то на большую его часть было открыто) + довольно низкое положение головки по отношению к губам + очень открытое горло (это такое похожее ощущение как будто терапевт вам горло смотрит) = хороший звук. Губы при этом лишь "отвечают" на то что делает диафрагма и должны просто оставаться гибкими. Не знаю если это я всё ясно написала или нет, но уж как получилось :-)

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вопрос: играю некоторое время с брекетной системой - разумеется - слишком мешает при звукоизвлечении.

Однако последнии месяцы неудобств не ощущаю - чистый звук есть. Как думаете - по снятию этого кошмара - придется заного "привыкать" к флейте?

Вообще сейчас со звуком проблем нет, дыхалка нормальная, "почувствовать" могу любую флейту..однако - милиметр не туда - и все - звук уплыл...

а все зубы (((

Share this post


Link to post
Share on other sites
опора + довольно открытое отверстие головки (то есть отвернуть от себя чтобы оно где то на большую его часть было открыто) + довольно низкое положение головки по отношению к губам + очень открытое горло (это такое похожее ощущение как будто терапевт вам горло смотрит) = хороший звук. Губы при этом лишь "отвечают" на то что делает диафрагма и должны просто оставаться гибкими.

А опора - это что?

Share this post


Link to post
Share on other sites

устойчивое положение головки на подбородке, под нижней губой, чтобы флейта не "ездила" и не меняла своего пложения.

чтобы игра не вызывала неудобств...

//извинения за то, что влезаю в разговор =)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Неее. Опора - это живот! Диафрагма. На которую вы "опираетесь". (по моему так это по русски называл мой педагог в Москве). Именно диафрагма отвечает за скорость подачи воздуха, за количество и т.д. Если сравнить со скрипачами - это наш "смычок" ! Я в детстве с шарфом туго повязаным вокруг живота занималась, чтобы это почувствовать. Можно тоже облокачивать живот на угол рояля или чего то ещё, когда берёте дыхание / играете, тогда сразу почувствуете как там много всего происходит.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А почему именно "опора"? Это образно?

Share this post


Link to post
Share on other sites
А почему именно "опора"? Это образно?

Можете считать что образно. Это что бы вам было понятней- без опоры в жизни ни куда:-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

А верхняя губа насколько далеко выступает над отверстием?

Share this post


Link to post
Share on other sites

На 2,789 мм. Xexe :-)

Может мне фотку моей постановки сделать, крупным планом?

Share this post


Link to post
Share on other sites
На 2,789 мм. Xexe :-)

Может мне фотку моей постановки сделать, крупным планом?

Это идея! Давно пора такие фото размещать. Будем знакомы не в лицо а... по губам:-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну, поскольку Вы женщина красивая, на фотки Ваши приятно смотреть :-)

Поиск своего звука - это, наверное и есть эксперименты со всеми этими положениями?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тут всё очень интересно. Сегодняшние педагоги говорят, что положение губ не должно меняться, а вот старые мастера наоборот, что бы подстроиться меняли положение губ. Все неоднозначно, но я склоняюсь к современной политике, а что бы получались интервалы, то нужно просто немного приоткрыть горло, когда идёшь вниз.

Дальше, игра с брекетами. Ничего в этом страшного. У нас девушка 2.5 года играла и ничего, очень хорошо играет, и особо привыкать не пришлось, а звуку её можно позавидовать.

Опора и диафрагма. Диафрагма – это вдыхательная мышца, она не является опорой, а скорее одним из компонентов для её формирования. Опора формируется рядом выдыхательных мышц, в том числе и брюшным прессом, что увеличивает давление в лёгких при выдохе.

При игре на расслабленных губах, опора является основным компонентом и нельзя забывать об открытом горле (такое ощущение, что во рту теннисный мячик).

Share this post


Link to post
Share on other sites

А кто на какой постановке губ играет?

Я слышал о трёх - на улыбке, с опущенными углами губ и на расслабленных губах. Вроде пытаюсь работать над последней, но периодически губы устают (например когда медленно разучиваешь этюд). Это как, нормально?

И ещё, 2grotsasha "довольно низкое положение головки по отношению к губам" - это как?

Обычно тыльная сторона губ флейты, лежит у меня на нижней губе. Попробовал понижать головку, но звук становится неустойчивым, т.е. как я понимаю потому, что при этом надо изменять направление струи воздуха также вниз. Соответственно вопрос: насколько низко?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Flauto, благодарю. Просто помню себя - после установки брекетов - со звуком скажем..были некоторые проблемы, не все привычные движения губ давали прежний результат...

По поводу постановки губ - мне проще играть с "поднятыми ввверху кончиками губ", хотя, честно говоря, флейта - инструмент эмоциональный - мимика может меняться как угодно )

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я думаю что первая большая ошибка флейтистов это слишком много думать о губах и амбушюре.

Ерунда, я о них вообще не думал. До сих пор. :-) У Вас просто они были еще изначально поставлены, и потом о них, разумеется, можно забыть, ибо все идет на автомате. Я же действительно слышу, как от изменения формы губ (без изменения подачи воздуха) меняется звук, становится ярче и плотнее, становится меньше шипа. НО при такой форме почти не берется 2-я октава, как я и описал. :-(

Share this post


Link to post
Share on other sites

Червь - опорой надо вторую октаву брать, а не губами :-) И не ищите меньше шипа. Флейтист всегда должен около себя слышать определённое кол-во шипа - это нормально. На расстоянии он быстро исчезает. Не занимайтесь чистотой звука как самоцель особенно в первые лет 5 -7 занятий на инструменте, да и потом тоже. Цель должна быть звук открывать и укрупнять. В погоне только за чистотой, можно быстро сделать звук маленьким.

По поводу постановки амбушюра - ни в коем случае нельзя играть на откровенной улыбке, звук становится зажатым и маленьким. Ничего специально с губами вообще делать не надо. По мере того как вы воспитываете свою опору, губы подстраиваются. Они должны быть достаточно расслабленными, чтобы реагировать на изменение давления и количества воздуха который подают вам мышцы снизу.

По поводу положения головки на губе: когда играешь, то обычно через несколько минут можно в зеркале увидеть отметку на губе - там где находится внутренняя часть отверстия головки. Это такой маленький резкий полумесяц обычно. Вот он должен как минимум находится на границе нижней губы и кожи, никак не на самой губе. У меня он даже ниже на миллиметра 3. На губе должна находится только пикколо, большая флейта - на границе (или чуть ниже), альтовая, басовая и т.д. - почти под губой.

Share this post


Link to post
Share on other sites
По поводу положения головки на губе: когда играешь, то обычно через несколько минут можно в зеркале увидеть отметку на губе - там где находится внутренняя часть отверстия головки. Это такой маленький резкий полумесяц обычно. Вот он должен как минимум находится на границе нижней губы и кожи, никак не на самой губе. У меня он даже ниже на миллиметра 3. На губе должна находится только пикколо, большая флейта - на границе (или чуть ниже), альтовая, басовая и т.д. - почти под губой.

смотрю в зеркало. нижний край полумесяца на границе рубы и кожи. "лапки" уже на губе.

мм?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну вот фотографии. Это ля второй октавы на меццо форте.

b5349eb3b2e78d4e85cbb480901906a34g.jpg

017997b013df369e8c0d9422a05c3d534g.jpg

Вот сколько отверстия остаётся открытым, когда я играю. Это можно определить перед зеркалом, поставив палец на то место где губы кончаются. Правильная позиция оставляет 2/3 отверстия открытым.

6bfc4a7f0baa1af7bf51ba599c01a5f14g.jpg

Извиниюсь за фотографии "навыворот", это потому что они webcam сделаны - мне так удобнее было. Конечно я флейту слева не держу :-) Представьте что вы меня в зеркале видете на этих фотках.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ОК, спасибо. Будем работать.

5-7 лет у меня нет, стар я уже для этого, хе хе кхе кха кхм кхгррррр =)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть или нет, тут уж ничего не поделаешь. Я и 30 готов потратить (если не ослабею :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Очень интересно и много полезных информации. Если глаза меня не обманули, то на выпускном экзамене школы (коледж) им. Гнесиных в этом году такое положение губ было только у одной студентки. Впрочем я могу ошибаться, далеко сидела. И не прфесионал чтобы разбирать в этом.

Уважаемая Александра, как уже писала раньше, меня волнует вопрос постановки пальцев. Дочьке нет 14, но пальцы рук длинные, как педагог говорил не флейтовые. Многие тоже говорили что продет время перестанут "торчать" пальцы, и действительно есть пока определенные напряжения в игре. А на флейте играет дочь только 2 года. Но я всеже подозреваю что-то ещё.

Вы сделали такие хорошие и крупные фотографии. Не могли вы также показать как флейтист держит инструмент во время игры. Особенно правая рука сзади, плиз. =) Хотя не представляю как вы будете снимать с webcam эту сторону.

Поймите, наш педагог для нас авторитет, но не все вопросы удобно задавать. Как бы показали и на этом точька. =(

Share this post


Link to post
Share on other sites
нет 14, но пальцы рук длинные, как педагог говорил не флейтовые.

Не думаю, что это аргумент. У меня тоже длинные пальцы и всё нормально. Более того, у моего педагога пальцы короткие, что по её словам мешает ей открывать на своей флейте резонаторы (скорее просто переучиваться желания нет, но тем не менее).

Share this post


Link to post
Share on other sites

эх, пока я собирался писать, - почти уже все сказали. :-)

про то, что написала Саша (опора, горло) - это все верно, но это уже высший пилотаж. У начинающих (и про это был первый вопрос) - проблема - чтобы вообще звучало! И в этом вопросе "правильное положение губ" (амбушюр), конечно, важно. Приведенная ссылка на фото с сайта Лари Кранца показывает, что единообразно правильного быть не может - придется каждому подбирать свой вариант. Тогда возникает вопрос: к чему стремиться? С точки зрения физики, ответ весьма прост. Для идеального звука необходимо амбушюром сформировать струю воздуха, которая по ширине будет равна ширине отверстия на флейте, а по высоте как можно тоньше, при этом она должна точно попасть на переднюю кромку под определенным углом. Также на звук влияет расстояние от губ до кромки и степень перекрытия амбушюрного отверстия флейты нижней губой. На толщину воздушного потока, в первую очередь, влияет профиль канала, который образуется вашими губами.

При напряженных и прижатых губах - профиль отверстия может быть примерно такой ":" Это типичная ошибка, потому что из такого отверстия поток воздуха выходит сильно расширяющимся, только малая часть из него участвует в создании звука, а все остальное уходит в шипение и мешает той части струи, которая звучит. Притягательность такого способа для начинающих заключается а том, что не нужно точно прицеливаться на кромку отверстия, так как поток широкий - какая-нибудь часть его все равно звучит, хотя бы и тихо. Правильный профиль отверстия между губ, условно такой "=", т.е. должен образоваться небольшой, но протяженный канал, который создаст узкую сфокусированную струю воздуха. Обычно для этого необходимо подать губы чуть вперед. но узкой струей гораздо легче промахнуться мимо передней кромки, и тогда звука не будет совсем.

Теперь с точки зрения физиологии. Увидеть струю воздуха нельзя, но ее легко "пощупать" пальчиками. Образуйте большим и указательным пальцами щель нужной величины и подуйте. Дуйте так, чтобы струя вместилась между пальцами. Следующее упражнение: нужно научиться управлять этой струей по высоте. Смещайте щель из пальчиков верх-вниз и продолжайте попадать в зазор. Дальше пробуйте на голове перед зеркалом: отверстие должно быть точно напротив губ (без смещения). Когда вы, наконец, найдете положение и разворот головы флейты, при которым она зазвучит, - результат будет парадоксальным: воздуха тратится меньше, а звук становится чище и громче.

3 пользователям понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас