[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]

Для начала предельно простой вопрос: кто на сколько времени может одну ноту тянуть? Понятно, что зависит от регистра и громкости, но тем не менее. Допустим ноты ля1, ля2, ля3.

Вопрос не праздный, т.к. с проблемой нехватки дыхания, особенно на ранних стадиях обучения, сталкивался каждый флейтист. Давайте обозначим хотя бы примерные границы для дыхания, т.е. к какому результату надо стремиться.

И в общем, какие рекомендации вы можете дать для развития дыхания.

Share this post


Link to post
Share on other sites

A1 прим 20 сек

A2 прим 20 сек

Это на Фифе - железку искать долго

Share this post


Link to post
Share on other sites

Видимо стесняются все... Ну ладно, раз я спрашивал, придётся мне сначала свои результаты выкладывать:

ля1-15-20

ля2-20-25

ля3-15-20

Всё в секундах:-) Но не думаю, что это много - мне говорят, что я должен гораздо дольше ноты держать... Хотя учитывая то, что в муз. школе я никогда не учился, и подготовка до училища у меня была почти полностью самостоятельной, я думаю это неплохо))

Share this post


Link to post
Share on other sites

известный анекдот про количество шапок из одной шкурки :-) Вопрос о громкости и в том, сколько способны не дышать

Это действительно очень не простой вопрос. И нет уверенности в необходимости измерять в абсолютных величинах.

Если стоит вопрос об увеличении продолжительности звучания ноты - один момент, а вот как вздохнуть так, чтобы на дольше хватило, когда играется темповое произведение - другой момент.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если хотите дыхание развивать, спортом надо заниматься. Плаванием, бегом. Интенсивное дыхание во время спортивной нагрузки заставляет "ленивые" до этого области лёгких работать более продуктивно.

А вообще эти секунды, это всё не очень важно. Главное как правильно с точки зрения музыки расставленны ваши дыхания, можно и часто дышать в произведении, но если это происходит в правильных местах, никто и не заметит. Самое главное звук на самом деле. Не нужно тянуть ноты из спортивного интереса на сколько хватит по секундомеру - при этом звук становится маленький, пиано становится закрытым (потому что все усилия идут на экономию воздуха). Лучше учить "звучащее" наполненное тембром пиано, а не беззвучное с минимумом воздуха и понижающейся интонацией.

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Согласен, дело вовсе не в секундах. Может я и могу долго тянуть какой-либо звук, но какой он при этом получится и кто захочет его таким слышать?

Мой педагог (очень уважаемый и заслуженный человек) прямо так и говорит: "Я конечно знаю, что ты всю страницу на одном дыхании сыграть можешь, но ведь существуют такие понятия, как техника быстрого вдоха, фразировка..."

Так что мнение grotsasha поддерживаю.

Share this post


Link to post
Share on other sites

To Grinevi4

Нет, всё-таки это интересно - кто сколько может протянуть. Страницу на одно дыхание – это очень круто. А в каком темпе? Сколько четвертей при ММ=60?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Эй!!! Мы и за тембром следим, за ровностью, чтоб звук не уплывал. Я ведь говорил о нормальном звуке, устойчивом.

Конечно в произведении продолжительность выдоха другая, но всё равно связь между ними существует.

Страница на одном дыхании - респект, жесть! Я даже не представляю как это... Это же не лёгкие должны быть, а кузнечные меха:-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Или Ваш учитель Вас слишком любит

прямо так и говорит: "Я конечно знаю, что ты всю страницу на одном дыхании сыграть можешь

или у нас завелось чудо природы. Луи Флёри отдыхает. Впрочем, я верю и ничего против не имею. Одну страницу на одно дыхание. Всего-то. Хе-хе! Говорят, можно и три.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да блин, какое нафих чудо!!! Страницы разные бывают: представьте партию фл-ты и партию ф-но на одной странице. Это уже в 3 раза меньше строчек! Плюс быстрый темп, крупные длительности. Да и в сторчке может быть не 8, а скажем 3 такта (что часто бывает: в партии fl педаль, на фоне которой пианист должен "наворачивать" свой материал...) Таким образом - ничего противоестесственного. Я ведь не к тому: "посмотрите, какоя я блин крутой - страница на одном дыхании", а к тому, что надо уметь правильно дышать. А педагог мой лишь образно выразилась.

Но раз уж есть спрос, завтра из спортивного интереса засеку, на сколько хватает...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Итак, интересующимся докладываю.

Сегодня, разыгрываясь достиг следующих результатов:

a1 - 18 сек.

a2 - 21

a3 - 18 сек.

Основные условия: звук был ровным (без вибрато, без cresc. или dim, что я обычно отрабатываю при разыгрывании), динамика mf (я же разыгрывался!). Плюс слежение за интонацией.

Интересный момент: приведенные цифры длинны звука были достигнуты по пути вверх (разыгрываюсь по хром. гамме вверх и вниз во всем диапазоне, на сколько хватит дыхания). Когда спускался вниз результат был хуже на 1-2 сек.

Ну и из чисто спортивного интереса (да и самому было любопытно узнать), замерил, на сколько по-максимуму у меня хватит дыхалки. Итак условия: звук ровный, слежение за строем, динамика piano, но не до шипения и без "выдавливания" звука губами:

a 2 - 34 сек.

f3 - 36 сек.

В третьей октаве выбрал ноту "фа" потому, что именно педалью флейт на этой ноте начинаются многие произведения. ("Ватра" - концертная пьеса для орк-ра В. Матвейчука, "Into the Storm" R.W.Smith и др.)

Share this post


Link to post
Share on other sites

В "молодости" увлекался увеличением физического объема легких:

рекорд 65 сек. pp , в среднем регистре. потом бросил это дело...

Согласен с Сашей- главное контроль!

Очень советую статью о дыхании американского тубиста (вот где дыхание необходимо!) www.tuba.org.ru

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не умею правильно дышать.. Совсем разучилась.. :-(

Когда делаю вдох перед началом игры, то как бы глотаю воздух и будто бы запечатываю его в себе.. И чтобы его выдохнуть приходится прилагать некое усилие, как бы "открывать" невидимую крышку.. Что со мной???!

И что мне делать??? Помогите!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Не умею правильно дышать.. Совсем разучилась.. :-(

Когда делаю вдох перед началом игры, то как бы глотаю воздух и будто бы запечатываю его в себе.. И чтобы его выдохнуть приходится прилагать некое усилие, как бы "открывать" невидимую крышку.. Что со мной???!

И что мне делать??? Помогите!!!

Зажатое горло?

В разделе "записи" поищите мастеркласс Хаскина ,там в конце была работа над технологией с большим упором на расслабление,может быть это как то Вам поможет

Share this post


Link to post
Share on other sites
Не умею правильно дышать.. Совсем разучилась.. :-(

Когда делаю вдох перед началом игры, то как бы глотаю воздух и будто бы запечатываю его в себе.. И чтобы его выдохнуть приходится прилагать некое усилие, как бы "открывать" невидимую крышку.. Что со мной???!

И что мне делать??? Помогите!!!

Ужас! Мне вас жаль...:-( Обратите внимание, куда конкретно вы вдыхаете воздух. Нужно в нижние доли лёгких (ни в коем случае в грудь, не зажимайте плечи). Далее, перед вдохом выдохните оставшийся в лёгких воздух. Также перед вдохом необходимо открыть горло, что бы подготовить канал для прохода воздуха. Не старайтесь взять очень много воздуха. Во время игры следите за тем, чтобы горло не закрывалось и не играйте слишком длинные фразы на одном дыхании, это провоцирует зажате дыхательного аппарата и гортани, а так же закрытии зева. что, как я понимаю, вам совсем не хочется...Удачи!

Share this post


Link to post
Share on other sites
В "молодости" увлекался увеличением физического объема легких:

рекорд 65 сек. pp , в среднем регистре. потом бросил это дело...

Согласен с Сашей- главное контроль!

Очень советую статью о дыхании американского тубиста (вот где дыхание необходимо!) www.tuba.org.ru

Дима, спасибо за ссылку! Очень интересно оказалось.

Дело в том, что, как только речь заходит об опоре, главным тезисом становиться глубокий вдох в низ живота и _напряжение_ брюшного пресса, которое "не отпускает" до самого снятия ноты. Должиков вообще пишет о напряжении живота в конце вдоха, то есть до начала выдоха. В результате мы получаем фазу поддержания давления без выдоха. Как? Ну, по-правильному было бы сказать, что языком, а на практике (судя по статье, и у меня самого очень часто так бывает) начинаешь просто держать живот в статическом напряжении, без выдоха. То есть живот напряжен, язык не перекрывает выход, но потока воздуха все-равно нет. Или, например, живот не просто напряжен, а пытается сократиться и поток задерживается зажатым горлом. И та и другая ситуация по сути зажимают аппарат исполнителя.

Неоднократно на занятии происходило: беру вдох, напрягаю пресс в конце вдоха, замираю на мгновение, начинаю выдох и звук срывается вниз, поскольку от статического напряжения к активному сокращению мгновенно перейти нельзя и, соответственно, давления в начале звука нехватает для передувки.

Вот в статье и говорится, что может быть правильней не столько акцентировать внимание на брюшном прессе ("диафрагме", в терминологии музыкантов), сколько на потоке. Мысли потоком, именно постоянство потока и есть поддержка, а не давление или напряженность живота.

Посмотрел видео мастер-класса Саши Хаскина, мне показалось, что он примерно в этом направлении и работает. (Извините, Александр, что пытаюсь вас трактовать, поправьте, пожалуйста, если неправ). Он советует играть с голосом, играть как-будто на громкий выдох ХА. То есть упражнения, в том числе, на то, чтобы ни коем случае небыло вот этой вот фазы статического напряжение.

Наша цель - стабильный поток, а не давление и напряжение мышц.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А что дает игра с голосом? и как нужно этим заниматься

Share this post


Link to post
Share on other sites
А что дает игра с голосом? и как нужно этим заниматься

Посмотрите видео мастер-класса Саши, там вроде понятно.

А сама идея в том, что когда вы пытаетесь петь низкие ноты, то горло невольно открывается и у вас появляется возможность запомнить это ощущение, чтобы повторить потом при игре без голоса.

Только не надо хрипеть совсем внизу, т.к. тогда горло наоборот зажиматься начинает.

Share this post


Link to post
Share on other sites

то есть играть и петь удобную для голоса низкую ноту.. Да, смотрела мастер класс.. Надо еще раз глянуть

Share this post


Link to post
Share on other sites

Должиков никогда не учил своих учеников играть зажато. Если у флейтиста хороший пресс,а не распущенный живот-что в этом плохого? Почти все его ученики играли на большом дыхании-неподражаемым объёмным звуком( особенно при его жизни). Почитайте методику внимательно-умным,талантливым людям обязательно пригодится!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Должиков никогда не учил своих учеников играть зажато. Если у флейтиста хороший пресс,а не распущенный живот-что в этом плохого? Почти все его ученики играли на большом дыхании-неподражаемым объёмным звуком( особенно при его жизни). Почитайте методику внимательно-умным,талантливым людям обязательно пригодится!

Не, ни в коем случае не спорю. Речь шла о том, что, с психологической точки зрения, важно не зациклиться на прессе как самоцели. Что напряженный пресс нужен для постоянства скорости и давления потока, а не сам по себе. А то, что при слежении за потоком пресс напряжется и получится то самое, о чем говорит Должиков, бесспорно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дочь начала заниматься на флейте в ДМШ, замечаю: во время игры стоит не ровно, не считает ногой, или на это сейчас внимание не обращается. Я когда занимался в детстве (на баритоне) преподаватель не позволял такого (больно попадало по рукам и по спине).Вмешиваться в педагогический процес не хочу, но замечания стал делать.Правильно ли? Удивительно но результат есть, ноты, паузы выдерживает, воздух берет вовремя и не заметно, звук проявляется мягкий, приятный.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня недавно появился ученик. Ему 11 лет. Он взял первый раз блокфлейту и спокойно протянул ноту 17 сек. И проблем с постановкой дыхания нет. Это только потому что он уже очень давно занимается плаванием, и легкие прекрасно развиты.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А у меня дыхание "короткое"...но кажется будто воздуха ещё много,но он так быстро иссякает....

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас