Parfёn

Про строй инструмента

Чего-то я не понимаю... Есть у меня тюнер, по умолчанию стоит ля-440Гц. Ну, я так более или менее строю (кроме двух верхних нот). Перестроил тюнер на 444Гц (просто для интереса), опять строю, причём даже лучше, чем в первом случае. Головку я не задвигал, просто в первом случае "поймал" ноту ля на 440, а во втором на 444 герца - и в любом случае строй нормальный... Как это можно объяснить?

Может современные инструменты настраиваются на ля - 444 (в паспорте и инструкции нигде ничего о строе не нашёл)? Потому что так я строил вообще хорошо, даже проблемные ноты.

И ещё, какой звук должна давать одна головка (без флейты), я всегда думал, что ля2, но померил - ощутимо низит (где-то между соль# и ля, ближе к ля)?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну на флейте губами можно четверть тона выше и четверть тона ниже сделать. Но заниматься надо всегда на правильном строе - а это почти всегда значит с немного выдвинутой головкой. Я занимаюсь на строе 442, это вообщем то, что чаще всего в залах и оркестрах попадается. Головка у меня всегда выдвинута на милиметров пять. Большинство флейт с полностью задвинутой головкой демонстрируют нереально высокий строй - это потому что запас на такой ненормальный строй всё таки должен оставаться (а то как вы с таким высоким фортепиано играть будете, не отпилите же вы кусок от головки :-) )

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это я знаю... Просто я беспокоюсь, что если мне удобнее играть на более высоком строе (полученном именно манипуляциями с губами), значит я что-то делаю неправильно. Или может инструмент настроен выше (головка у меня тоже выдвинута, специально сегодня выдвинул по фотографии в инструкции - чтобы уж точно не от флейты зависило).

П.С. я сейчас "в поиске" - благодаря новой информации, полученной на форуме я стал экспериментировать со своей постановкой, а чтобы при этом строй не убегал, контролирую тюнером - вот и заметил такую вещь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне кажется лучше сначала стабильный звук найти, который вам нравиться - вполне возможно (и даже очень возможно), что вы при этом станете играть чуть выше чем раньше (например если вы от себя отвернули и всё вообще стараетесь открыть - в смысле горло и т.д., строй возможно повысится). Так вот лучше сначала звук, который вам нравиться найти, а потом уже посмотреть насколько нужно головку выдвинуть, чтобы было например 442.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А зачем следить за строем (в смысле, за идеальной настройкой) на том этапе, когда еще играешь сам?

Наверное, это вопрос уже ансамбля?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мой педагог любил говорить, что все инструменты настраивают, а флейтисты во время настройки свой инструмент на самом деле расстраивают :-) Всё дело в том, что с одной стороны мы делаем инструмент длиннее, когда выдвигаем головку - и он конечно становится ниже, а с другой стороны мы одновременно и расстраиваем соотношения расстояний между клапанами, то есть расстраиваем октавы (в идеальном случае нужно было бы не только выдвинуть головку но и слегка расширить расстояния между клапанами). Попробуйте выдвинуть головку на сантиметра два (это уже будет почти соль диез на месте ля) и поиграть октавы - всё будет расстроено. Поэтому нужно заниматься на том строе, на котором вы потом будете играть на концерте / в ансамбле, чтобы октавы строили именно в правильном строе. Большинство флейт сделано так (это если родная головка, из за этого я и говорила что с неродными головками могут быть нюансы) что 442 или 443 и стройные октавы получаются на слегка выдвинутой головке (где то миллиметров 5 обычно), это можно проверить по тюнеру. Большинство современных флейт с полностью задвинутой головкой имеют слишком высокий строй. Даже в детстве лучше заниматься на "реальном" концертном строе, это помогает в воспитании ушей и правильных соотношений между октавами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хорошо, т.е. играть на несколько завышенном строе - нормально (ну 442 или 443 герца).

У меня остаётся следующая проблема - две самые высокие ноты основного диапазона (си и до) решительно отказываются строить вообще, т.е. си ещё более или менее, а до совсем в до# уплывает (почти на четверть тона), то же самое на более высоких нотах (до# - фа 4 октавы). Сейчас в оркестре (училищном:)) мне приходится играть партию пикколки, и хотя никто не замечает :-), эти ноты безбожно высят (причём си-бемоль3 строит хорошо, а си уже начинает высить)

Вот я и думаю: это я или флейта, поскольку подстроить эти звуки абсолютно точно не получается (ну если только максимально ослаблять звук, с шипами и проч.)

Share this post


Link to post
Share on other sites

grotsasha «не отпилите же вы кусок от головки»

А есть преподаватели, которые советуют именно это – подрезать головку. (И Вы Александра знаете этого человека). Звучит безумно, но может в этом есть какой-то практический смысл? Флейтисты! Вы как думаете?

Parfёnу – надо бы проверить положение пробки.

На строй значительно влияет положение диафрагмы. Поднимите ее, и строй просто взлетит, опустите – он просто упадёт. Будьте с этим осторожнее.

Вообще бессмысленно заниматься строем, не имея достаточно устойчивого и протяжённого звука.

На практике замечено, что у начинающих обычно высоко. Если они регулярно играют длинные звуки (некоторые называют их - длинные ноты или протяженные звуки) строй постепенно понижается до нормального для вашей флейты. Поиграйте длинные звуки пару месяцев. Только играйте каждый день, и подходите к этому очень аккуратно. Расспросите своего учителя ещё раз и с пристрастием – он знает, как это делается. Когда звук станет устойчивым - займитесь строем. И продолжайте играть длинные звуки. Только не обманывайте себя - не заменяйте их лирическими пьесами.

Игра длинных звуков много времени не занимает. Если каждая нота будет длиться 16 четвертей (вполне достаточно) в темпе 60 ударов метронома в минуту. Да с маленькими перерывами (секунд по 30-45) после например нот ДО, упражнение займет никак не более 15 минут. Согласен – это не очень увлекательное упражнение, но если в это время вы будете внимательны ко всем аспектам звучания, дыхания, постановки и т. п. то скучно вам не будет.

А ещё начинающие очень высоко посылают воздушную струю (дуют вверх) от этого строй опять-таки заметно поднимается.

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Длинные ноты тяну, хоть и не каждый день - иногда сразу после пар в универе надо бежать (точнее ехать) к концертмейстеру или на оркестры. Но перед каждой "нормальной" игрой разыгрываюсь серьёзно - звуки на всём диапазоне, звуки в октаву, через октаву и т.п. флажолеты играю (т.е. на одном звуке до1-до2-соль2-и т.д.). До часа и более это дело занимает.

Собственно, именно поэтому флейта строит у меня всё-таки хорошо (по крайней мере мне так говорят:)). Только, повторюсь, беда в двух последних звуках - си3 и до4. Что-то с ними не так - более того я могу и выше брать (до фа4), но эти звуки также страшно высят. //пробка на месте - но может дело в самом инструменте - ямаха 221, купленная за $400.

Ещё вопрос про высокие звуки: следует ли при взятии верхних звуков удерживать их нижними рёбрами?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Parfёnу – надо бы проверить положение пробки.

Это как? Не могли бы рассказать поподробнее...

То есть я приблизительно представляю, что для этого обратная сторона шомпола существует :-), но что с нею делать?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чтобы убедиться в том, что головка правильно установлена, осторожно вставьте кольцевидный конец деревянного шомпола в головку флейты. При правильной установке пробки кольцо должно быть расположено по центру от отверстия амбушюра. Если оно смещено вправо или влево, рекомендуется обратиться в мастерскую по ремонту флейт, где осторожно, без лишнего механического воздействия на флейту, выровняют положение пробки головки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня немного по-другому (шомпол пластиковый): на шомполе, ближе к одному из концов есть риска, вставляешь шомпол в головку и смотришь, риска должна быть ровно посередине губного отверстия.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У нас была флейта, у которой риски не были по середине амбушюрного отверстия. Мастер, который настраивал флейту, сказал, что в вашем случае риски будут смещены. Все относительно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Из моего оркестрового стажа -(25 лет )вырисовывается следующая картина. Деревяшки в нашей симфонии настраивают не только ля но и ми.

По моему устойчивому убеждению настройка ноты ми 3-й октавы на флейте позволяет получить реальней картину настройки инструмента в данный момент. Т.е. подстраивать как правую так и левую половину инструмента , также можно попробовать с гобоем подстроить ноту фа. Во время репетиций необходимо перед игровой фразой продувать инструмент теплым воздухом.Тем более на концерте. Кроме того просить то же же делать уважаемых коллег - деревяшек.

Разница в момент атаки металлических инструментов и деревянных разносторонняя, поскольку металл при температуре менее 20 градусов

остывает мгновенно и требуется время для восстановления строя.Что касается строя ля 440 - 445 -разница высвечивается только при игре в 3-й октаве флейты ( пример-3-я октава флейты в унисон с 1-й октавой гобоя).Здесь вопрос выбора лейбла флейты имеет первостепенное значение.

Практика отрезания головки инструмента существует но к этому надо отнестись аккуратно, поскольку необходимо выяснить происхождение инструмента ( например китайский (тайвань) он или немецкий). В первом случае дисбаланс в строе обеспечен, во втором почти идеальный-при условии если строй европейский 440-445. У английских(читай-тайваньских) и американских бюджетных по-другому. Отсюда и разница во взаимодействии с коллегами.У нас в оркестре японские флейты с францускими гобоями и кларнетами-сочетание хорошее и не надо губы и зубы ломать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А как добиться хорошего строя при динамических изменениях!? Когда я прибавляю громкость, у меня повышается строй. Пожалуй, на всех звуках...что делать?!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наталья Осипова, ну зачем вы так? Kipo1995 просто ещё не умеет регулировать ровность звука. Слышать-то слышит, что не стройно, а что делать? Я обычно, при усилении звучания естественным образом расширяю выходящую с губ струю. Немного! здесь надо чувствовать. Соответственно при затихании, струя звука сужается, прикрывается нижняя челюсть. Совсем почти незаметные движения, но на звук очень даже влияют, главное слушать себя, чтобы не переборщить. Пробуйте, ищите.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Извините, если не совсем по теме. Вопрос по строю.

На любом инструменте, чтобы строй был 442 приходится выдвигать головку более 1см, соответственно флейта расстраивается.

Занимаюсь на инструменте много и регулярно. Играю более 10 лет.

Это проблема? В чем может быть дело? Нужно ли исправлять и каким образом?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Валькирия, проверьте положение пробки и позанимайтесь на головке. Головка не должна играть на ноте ля, а ближе к ля бемолю. Если Вы издаете звук ля, то подкорректируйте амбушюр - не прижимайте губы к зубам, выдвиньте их вперед, опустите вниз кончики губ. Но помните, что велик риск завернуть при этом головку на себя, нужно контролировать. На головке нужно отстроить обе октавы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ОМ, спасибо за советы, я проверила по тюнеру звук на головке, у меня звучит почти ля бемоль( чуток высоковато на 442). Часто занимаюсь перед зеркалом, чтобы следить за постановкой, за открытостью лабиального отверстия. Пробка на месте, часто проверяю.
Может быть дело в подаче струи воздуха/ диафрагме?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Может быть. С другой стороны это влияло бы и на игру на головке. Попробуйте для чистоты эксперимента поиграть на других флейтах и сравнить строй. А что если дело в Вашем инструменте?

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

ОМ, в том то и дело, что уже на трёх инструментах одинаково. При том, что я не просто попробовала сыграть, а длительное время занималась на этих инструментах.

Не знаю, может быть это явление не должно вызывать такого беспокойства у меня))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Думаю, чем ниже кончики губ опущены, тем ниже будет строй. У меня вот низкий строй - вот это реально была причина для беспокойства пока я играла на немецкой флейте строя 440.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас