[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
ownst

Как заниматься стаккато

Доброго времени суток!

Подскажите, пожалуйста, приемы и упражнения для развития артикуляции. В целом понятно: играть разным штрихами, проговаривать разные слоги и т.п. Но когда слушаю профи, трудно поверить, что можно добиться такой скорости для стаккато, например. На что обратить внимание, какие есть хитрости?

И вообще, как организовывать занятия чтобы обучение было системным и результативным?

p.s. играю больше года, но занятия безсистемные и прогресс не быстрый. Ноты на элементарном уровне знаю, но играю на слух гаммы и импровизации. Играю до ми третьей октавы, т.к. репетиции выше мешают соседям. Но качество звука не супер, впрочем и флейта дешевая - китай за 150 usd.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что бы добиться такой скорости стаккато как у профи,нужно тренировать его каждодневно.у меня если есть всего минут 15 в день для занятий,то играю только упражнения на стаккато. Если долго не играть,то язык вялым становится. Самое быстрое пока получается играть двойным языком в темпе 220 шестнадцатыми,то есть в темпе 110 тридцатьвторыми. Мой педагог может быстрее. :-) если интересно,то могу написать подробнее как над ним работаю.

Share this post


Link to post
Share on other sites

очень интересно. Потому как проблема стоит...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну какой был вопрос,такой и ответ.Все правильно,если человек начинает учиться играть на флейте,то без стремления к профессионализму и совершенству нельзя.и если такого стремления нет,то возможно и учиться не стоит.

Теперь что касается стаккато,то есть смысл каждый день играть такие упражнения:

1 упражнение

гамма соль мажор (тональности желательно менять каждый день) - медленно(половинками),ровно играть стаккато как можно острее. Делать толчек дыханием на слог ХО. Перед каждой нотой открывать рот по шире(чтобы горло было свободным и губы тоже) Добиваться как можно более яркого и объемного звука,на максимуме. На верхних нотах уши должно закладывать. Если ноты срываются,то не переживать,тк мышцы амбушюра постепенно будут крепнуть и ноты вскоре не будут срываться совсем.

Тоже самое только на слог ку,добиваться такого же яркого звука и синхронного выдоха с атакой.

тоже самое на ту.

2 упражнение

на одной ноте(играть по всему звукоряду,сначала от ноты си вниз, а потом наверх) на слог хо 1 такт четвертными,1 такт восьмыми,1 такт триолями и 1 такт шестнадцатыми 1 такт целая нота. Добиваться однородного звучания всех нот,легкости, полного звука.

тоже самое на слог ку,следить,чтобы звук был таком же по качеству как на слог хо,атака должна быть очень легкой.

тоже самое на слог ту

темп постепенно увеличивать

3 упражнение

4 упражнение из ежедневных упражнений Таффанеля и Гобера

по 4 ноты(додододо реререре мимимими фафафафа...) шестнадцатыми на слог хо,играть желательно под метроном,добиваться очень острого стаккато и однородного полного звука,ритмичности,быстрого бесшумного вдоха.

Тоже самое на слог ку

на слог ту

на туку туку туку туку

куту куту

потом тройным языком

дододоре..мимимифа..(три шестнадцатых-триолька и одна восьмая)

тутукуту тутукуту и тд

сначала медленно,очень четко отделяя каждую ноту,стараться,чтобы атака не была слышна,потом постепенно увеличивать темп до максимально возможного

тройной язык

тукутуту тукутуку и тд (см выше,пожелания теже самые)

для достижения красивого стаккато в день таким упражнениям должно уделяться не меньше 15 минут. первое время,пока у меня не стало получаться то,что я хотела и в нужном темпе, у меня на работу над языком уходило по 2 часа.

Share this post


Link to post
Share on other sites

спасибо. получилось очень даже наглядно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

to Sirinx

Спасибо столь подробный и доходчивый ответ-инструкцию :-)

Я живу в маленьком городке. Здесь заниматься не с кем. Рекомендовали хорошего педагога, но часто ездить не получится. Имеет ли смысл договариваться о занятиях 2 раза в месяц?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Решила начать новую тему, чтобы отделить её от Амбушюра. Сергей спрашивает:

Здравствуйте товарищи.

Про губы тут много уже говорили, более-менее идеи понятны. И удается добиться вроде приличного звука.

А вот что делать с языком никак не пойму. Везде пишут, что работаем на звук Т. Это что значит? Отталкиваемся от верхних зубов? Получается много посторонних призвуков. Вот Цыбин пишет во введении, что отталкиваемся от мякоти верхней губы. А преподаватель советует от нёба (позади бугорков) средней частью языка.

Пробовал все вышенаписанные варианты, результат отвратительный. Понятно, что надо отрабатывать. Но какой вариант надо отрабатывать?

(Упреждая ответ, конечно преподавателя спрошу, просто до встречи еще неделя, хочется эту неделю с пользой провести).

А вот двойное стаккато. Вроде язык должен звук К произносить, но тогда К и звучит в начале звучания. Если чуть дыхание подзадержать призвуки пропадут, но это, наверное, неправильно.

Заранее спасибо.

То, что написано в учебнике Цыбина - стаккато, где язык отталкивается от верхний губы уже практически не используется, или если точнее используется только в очень конкретных случаях. Начинающие в принципе должны сначала осваивать нормальное стаккато, где язык находится полностью внутри полости рта, отталкиваясь от верхнего нёба где-то на границе с зубами или чуть дальше вглубь (в принципе до бугорков, за ними это уже по-моему слишком глубоко). Отталкиваться нужно кончиком языка, никак не средней частью (я думаю поэтому у вас и звуки посторонние получаются).

Язык, отталкивающийся от верхний губы не применяется в быстром стаккато, а только в случае аттаки первой ноты в определённых условиях: например когда нужно взять ноту на пиано в третьей октаве, или иногда это помогает брать ноты в четвёртой октаве (хотя некоторые флейтисты предпочитают наоборот аттаку за зубами в этом случае), часто эта аттака от верхней губы удобна для взятия первых нот во фразе на пикколо. Но всё это лишь частные случаи.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо большое, буду отрабатывать.

Если кто-то выложит свой опыт освоения этого дела, буду очень благодарен.

Что-то мне кажется, что здесь есть непростые моменты.

Share this post


Link to post
Share on other sites
То, что написано в учебнике Цыбина - стаккато, где язык отталкивается от верхний губы уже практически не используется, или если точнее используется только в очень конкретных случаях. Начинающие в принципе должны сначала осваивать нормальное стаккато, где язык находится полностью внутри полости рта, отталкиваясь от верхнего нёба где-то на границе с зубами или чуть дальше вглубь (в принципе до бугорков, за ними это уже по-моему слишком глубоко). Отталкиваться нужно кончиком языка, никак не средней частью (я думаю поэтому у вас и звуки посторонние получаются).

Язык, отталкивающийся от верхний губы не применяется в быстром стаккато, а только в случае аттаки первой ноты в определённых условиях: например когда нужно взять ноту на пиано в третьей октаве, или иногда это помогает брать ноты в четвёртой октаве (хотя некоторые флейтисты предпочитают наоборот аттаку за зубами в этом случае), часто эта аттака от верхней губы удобна для взятия первых нот во фразе на пикколо. Но всё это лишь частные случаи.

Вот тут я не совсем понимаю. У меня стаккато видимо старое, т.к. я отталкиваюсь от верхней губы, пробую уже второй день этот способ (от верхнего нёба), но у меня просто язык там не совсем помещается. Т.е. если его засунать за зубы, то он будет закрывать там ход воздуха. Или его засовывать нужно глубже? В общем, плз поясните подробнее...

Share this post


Link to post
Share on other sites
То, что написано в учебнике Цыбина - стаккато, где язык отталкивается от верхний губы уже практически не используется, или если точнее используется только в очень конкретных случаях. Начинающие в принципе должны сначала осваивать нормальное стаккато, где язык находится полностью внутри полости рта, отталкиваясь от верхнего нёба где-то на границе с зубами или чуть дальше вглубь (в принципе до бугорков, за ними это уже по-моему слишком глубоко). Отталкиваться нужно кончиком языка, никак не средней частью (я думаю поэтому у вас и звуки посторонние получаются).

Язык, отталкивающийся от верхний губы не применяется в быстром стаккато, а только в случае аттаки первой ноты в определённых условиях: например когда нужно взять ноту на пиано в третьей октаве, или иногда это помогает брать ноты в четвёртой октаве (хотя некоторые флейтисты предпочитают наоборот аттаку за зубами в этом случае), часто эта аттака от верхней губы удобна для взятия первых нот во фразе на пикколо. Но всё это лишь частные случаи.

Вот тут я не совсем понимаю. У меня стаккато видимо старое, т.к. я отталкиваюсь от верхней губы, пробую уже второй день этот способ (от верхнего нёба), но у меня просто язык там не совсем помещается. Т.е. если его засунать за зубы, то он будет закрывать там ход воздуха. Или его засовывать нужно глубже? В общем, плз поясните подробнее...

А Вы когда Ту или Ду говорите,что языком делаете? Тоже от верхней губы отталкиваете язык? А когда говорите, как язык во рту помещается? Я говорю Ту,только как бы беззвучно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
А Вы когда Ту или Ду говорите,что языком делаете? Тоже от верхней губы отталкиваете язык? А когда говорите, как язык во рту помещается? Я говорю Ту,только как бы беззвучно.

Когда играю и говорю Ту, язык как бы плюёт: отталкивается от верхней губы и слегка даже выходит за губы.

Когда говорю язык помещается:-), в общем так как тут написано получается, но плохо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лучше все-таки говорить ТЮ, скорость стаккато увеличивается! Аттака ТУ хороша для русской и иногда для немецкой музыки, где надо играть с достаточным напором.

Share this post


Link to post
Share on other sites
А Вы когда Ту или Ду говорите,что языком делаете? Тоже от верхней губы отталкиваете язык? А когда говорите, как язык во рту помещается? Я говорю Ту,только как бы беззвучно.

Когда играю и говорю Ту, язык как бы плюёт: отталкивается от верхней губы и слегка даже выходит за губы.

Когда говорю язык помещается:-), в общем так как тут написано получается, но плохо. Сейчас себя запишу - выложу.

Я имела ввиду когда Вы просто разговариваете,а не играете,например говорите слово "туда", Вы ведь не плюете и язык во рту помещается.

2Александр,спасибо за совет,на тю никогда не пробовала, вроде меня скорость двойного языка устраивала, а вот с одинарным долго приходилось мучаться,чтобы получился в темпе 112,особенно в Нильсене в первой части.

Share this post


Link to post
Share on other sites
То, что написано в учебнике Цыбина - стаккато, где язык отталкивается от верхний губы уже практически не используется, или если точнее используется только в очень конкретных случаях. Начинающие в принципе должны сначала осваивать нормальное стаккато, где язык находится полностью внутри полости рта, отталкиваясь от верхнего нёба где-то на границе с зубами или чуть дальше вглубь (в принципе до бугорков, за ними это уже по-моему слишком глубоко). Отталкиваться нужно кончиком языка, никак не средней частью (я думаю поэтому у вас и звуки посторонние получаются).

Язык, отталкивающийся от верхний губы не применяется в быстром стаккато, а только в случае аттаки первой ноты в определённых условиях: например когда нужно взять ноту на пиано в третьей октаве, или иногда это помогает брать ноты в четвёртой октаве (хотя некоторые флейтисты предпочитают наоборот аттаку за зубами в этом случае), часто эта аттака от верхней губы удобна для взятия первых нот во фразе на пикколо. Но всё это лишь частные случаи.

Вот тут я не совсем понимаю. У меня стаккато видимо старое, т.к. я отталкиваюсь от верхней губы, пробую уже второй день этот способ (от верхнего нёба), но у меня просто язык там не совсем помещается. Т.е. если его засунать за зубы, то он будет закрывать там ход воздуха. Или его засовывать нужно глубже? В общем, плз поясните подробнее...

а у меня наоборот...только от неба идет и никак от зубов не хочет

Share this post


Link to post
Share on other sites

про стаккато - отличные нгляжные рекомендации от Сиринкс - спасибо!\

у меня возник вот такой вопрос - как отработать ровное красивое стаккато на 3 отаве - в частности у меня очень некрасив получается на фа-фа дез-соль третьей октавы - как работать над стаккато в 3 октаве?

Share this post


Link to post
Share on other sites

подскажите, правильно это или нет, но у меня на двойном стаккато(клгда одна нота по 2 или 4 раза повторяется) в быстром темпе получается вместо туку туку - тук тук, как будто я на слог ку сильно ноту обрываю. это ошибка или просто мне так слышится и в быстром темпе так и должно быть?

P.S. может вопрос покажется наивным, но сейчас каникулы, сппросить не у кого, а переучиваться потом ох, как не хочется)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне кажется, так не должно быть, звук ку должен быть полноценным. Поиграйте все на ку-ку-ку.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте! От разных преподавателей у меня имеется два варианта игры стаккато: диафрагмой (толчками) и языком (действует как запирающий клапан, диафрагма - ровный выдох). Подскажите, пожалуйста, какой вариант правильный или наиболее употребимый? Заранее спасибо.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Здравствуйте! От разных преподавателей у меня имеется два варианта игры стаккато: диафрагмой (толчками) и языком (действует как запирающий клапан, диафрагма - ровный выдох). Подскажите, пожалуйста, какой вариант правильный или наиболее употребимый? Заранее спасибо.

Диафрагмой (с языком). Хотелось бы узнать мнения других.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть некоторые сомнения в активном участии диафрагмы вообще в этом процессе. Но тем не менее, будем считать, что диафрагма=мышцы живота в данном контексте.

Соответственно, вопрос: а при максимальном темпе одинарным/двойным стаккато тоже толчками играть?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, играть толчками.

Может плохо задала вопрос, немного раскрою: в первом варианте диафрагма и мышцы живота совершают толчки и на этом главный акцент ( при этом кончик языка немного высунут), а во втором главное - это язык, а диафрагма и мышцы живота в том же состоянии, что и при легато (т.е. никаких толчков).

Share this post


Link to post
Share on other sites
Здравствуйте! От разных преподавателей у меня имеется два варианта игры стаккато: диафрагмой (толчками) и языком (действует как запирающий клапан, диафрагма - ровный выдох). Подскажите, пожалуйста, какой вариант правильный или наиболее употребимый? Заранее спасибо.

Игры стаккато миллион вариантов..скажите конкретнее, какое произведение играете и конкретное место в этом произведении.. Здесь же всё зависит от эпохи, стиля, композитора...Ну а если в общем, то по моему мнению все варианты возможны, только нужно правильно их применять.)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Sirinx скажите пожалуйста, а когда Вы играете двойное стаккато, вы чувствуете языком нижние зубы? :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас