[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
Photinx

Настройка

Как известно флейтист половину своего выступления тратит на настройку, а вторую половину на фальшивую игру.

Предлагаю обсудить проблему настройки инструмента перед выступлением.

Очень часто вижу как юные флейтисты, услышав настройку, делают вид, что подстраивают инструмент. Покрутят головку из стороны в сторону, выдвинут её немного – на пол-миллиметра, проверят строй ещё раз, удовлетворённо кивнут и начинают играть с совершенно другой подачей звука, нежели подстраивались. Конечно, фальшиво.

Замечал, что некоторых процесс настройки явно раздражает. Ну не умеют они настраиваться.

Во-первых, неплохо бы понять, выше надо сделать или ниже, затем учесть, что изменение длины воздушного столба на 5мм меняет строй приблизительно на 5-6 герц (около четверти тона). Настраиваться необходимо полноценным звуком, а не как бы наигрывая. Инструмент должен быть теплым. Если Вы не разыгрались, настройка может оказаться бесполезной. Но это уже зависит от опыта музыканта.

Возможно, я что-нибудь упустил.

Помню, как проверял строй на концерте в Московской консепватории Арто. Сначала он играл, очень коротко - «ля-ля», затем слушал «ля» рояля, улыбаясь, кивал, мол:

– Ну ладно. Рояль у вас настроен.

И начинал играть. Стройно.

Александра Грот, Вы можете рассказать, как настраиваются французы? А немцы?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Стараются настраиваться правильно :-)

Арто всегда говорил, что лучше настраиваться на ля второй октавы, а ещё лучше на обоих - ля первой и второй октавы. Ещё он же говорит, что все остальные инструменты настраивают, а вот флейту во время настройки расстраивают. Так как выдвижением головки постепенно расстраиваится расстояние между октавами - в идеале надо было бы не только головку выдвинуть, но и расширить немного расстояния между клапанами, но это ведь невозможно. Самый экстремальный совет (который у меня вызвал большой скептицизм) мне дал Jean-Claude Gerard - он вообще считает что настраиваться путём выдвижения головки бесполезно. Что если человек не слышит, он будет продолжать играть фальшиво. Ну действительно, если постараться, то можно всё время играть фальшиво :-) В этом может быть что то и есть - можно это воспринимать так: выдвижение головки в нужную сторону скорее всего поможет вам играть чисто. Но только скорее всего :-)

Я стараюсь настроится заранее перед выступлением, так как непосредственно при выходе на сцену в нервном состоянии настраиваться очень неприятно. Облегчает ситуацию в Европе то, что как правило большинство роялей, да и оркестров тоже, настроены в районе 443 гц. У меня даже чёрная отметина на этом месте на головке образовалась. В большинстве случаев эта отметка оказывается правильной.

Большинство педагогов советуют заниматься на реальном строе даже дома - обычно это значит с чуть выдвинутой головкой.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А мне нравится идея Жерара, я и сам всегда так делаю. Обычно всё-таки рояли более или менее настроены, а флейта у меня хоть и несовременная, но хорошая и подстраиваюсь я диафрагмой и дыханием.

Долго настраиваться на сцене, по-моему, дурной тон. Люди не для этого пришли на концерт. Но может некоторым из них это интересно. Некоторым.

Кстати, а Жерар ещё преподаёт? Кто-то говорил, что он собирался на пенсию.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, Жерар в принципе уже не преподаёт насколько я знаю. То есть новых учеников он не берёт я думаю. Он уже действительно вышел на пенсию.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если не разыгрывался - не настраиваюсь. Выдвигаю головку на 'как обычно' и подстраиваю во время игры. Но неразыгранным сажусь в орк-р крайне редко.

А вообще считаю, что духовому оркестру противопоказано играть стройно - теряется свежесть впечатления :-) .

В игре с концертмейстером тоже есть особенности - нетемперированный строй солиста. Это надо учитывать, оценивая выступление. Также надо понимать, что пианист при всем желании 'подтянуть' или понизить ноту не сможет. Так что в тонику все-таки неплохо бы придти флейтисту.

И еще из моего опыта. Заметил, что не поиграв в ансамбле (оркестре) хотя-бы неделю, то начать вновь играть стройно я не могу. Требуется несколько репетиций чтобы снова начать чувствовать оркестровый строй. К счастью таких перерывов в моей практике уже с лета не было. А объясняю я подобное явление своим абсолютным слухом: хочу того или нет, но стремлюсь играть и даже петь (если дело касается сольф-о) в своем строе, который несколько выше принятого в нашем колл-ве (442 гц). Мешает абсолютный слух и игре на транспонирующих инструм-тах, но с этим постепенно планирую научиться справляться. Меняю свой абсолютный на Ваш хороший относительный. Возможна доплата! :-)

И еще к теме.

Музыкант играет прежде всего ушами. Флейтист стоит в плане интонационной неустойчивости в одном ряду с кларнетистами, саксофонистами. (это мое мнение). Думаю, что проще всех гобоистам - не такой большой диапазон регулировок, да и строй не зависит от динамики, напряженности губ. А что уж говорить про медь - слух там решает почти все. Да и у струнников тоже.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста.

У меня флейта не строит по октавам. Т.е. если я настраиваю её так, чтоб по тюнеру она выдавала идеальное ля первой октавы, то ля второй получается уже не чистое ля, а почти ля-диез. Можно что-то с этим сделать?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну попробуйте например поиграть звуки в октавы и через октавы, добиваясь постепенно правильного строя. Вы давно учитесь? Может быть ля2 для Вас ещё высокая нота и Вы банально её передуваете?

Share this post


Link to post
Share on other sites

ya schitayu,chto duhovomu orkestru voobshe protivopokazano igrat'. A chto kasaetsea nastroyki, to ya voobshe prakticheski nikogda ne vydvigayu golovku y na svoyu intonatsiyu poka ne slyshal narekaniy.mne toje kajetsea chto vydviganie golovky - zaneatie bespoleznoe,esli u Vas normalnyi instrument y Vy igraete pod normalnyi royal' .takim obrazom ya nastraivayu ne fleytu, a sebea.

Share this post


Link to post
Share on other sites
ya schitayu,chto duhovomu orkestru voobshe protivopokazano igrat'.

Интересно было бы узнать чем обосновывается Ваше высказывание...

Что касается выдвижения головки, то от этого никуда не деться, кто бы что не говорил! Я лично почти этого не делаю, ибо знаю в каком именно положении мне будет играть комфортно. Верно одно - ежели "глухой" верти не верти все равно будешь фальшивить, а если слышишь будешь играть интанационно ровно практически на любом инструменте и с любой настройкой в пределах разумного (ну не в пол кирпича разница :-) ), просто чем хуже настроен инструмент тем больше внимания придется на это отрывать(а это пойдет во вред художественной стороне исполнения)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Полностью согласна. Я недавно выяснила с тюнером, что разница выдвижения головки на 442, 443 и 444 составляет всего лишь миллиметра 3 - то есть каждый герц это приблизительно один (с небольшим) миллиметр. Ошибиться при этом довольно просто, таким образом в разумном пределе (не на кирпич конечно) должны работать прежде всего уши. Обычно правда на современных японских инструментах полностью задвинутая головка это нереально высокий строй, там под 450 наверно - так ни в каком зале никакой рояль настроен не будет, поэтому дома лучше заниматься на реальном строе - скорее всего чуть выдвинув головку (но конечно зависит от инструмента).

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я не имела ввиду, что выдвигать головку надо на один миллиметр :-) Я имела ввиду, что раз выдвинув её на 443 - а это на моей флейте где-то сантиметр, разница между 442-444 составляет всего миллиметра два. Ну правда 2 см это прилично - проверьте свой инструмент по тюнеру. Лучше заниматься и дома на 443 где-то.

Share this post


Link to post
Share on other sites

2см - это "пока октавы"! Хотя у нас тоже есть один индивид - гобоист у него ля=435(это на задвинутом до упора штифте), если не меньше:-) Ну это уже как говорится от "усиленных" занятий;)

Share this post


Link to post
Share on other sites
гобоист у него ля=435

Это надо ему ансамбль старинной музыки создавать))) "Аутентично" будет)

Кстати, не могу не привести фразу нашего дирижёра на симфоническом: "струнники! Настраивайтесь чуть повыше. Духовики - пониже":)

Забавно так играть получается)) Потом потихоньку сами перестраиваемся.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Кстати, не могу не привести фразу нашего дирижёра на симфоническом: "струнники! Настраивайтесь чуть повыше. Духовики - пониже":)

Забавно так играть получается)) Потом потихоньку сами перестраиваемся.

Ну это он с расчетом на то, что дудки согреются и строй поползет вверх:-) Наверное думает, что вы неразыгранные на оркестр приходите! ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ну это он с расчетом на то, что дудки согреются и строй поползет вверх

C ним-то согреются. Скорее наоборот - сидишь два часа, ничего не делаешь инструмент стынет(( Пока они со струнниками рассуждают как тут смычком водить( Он раньше струнный оркестр вёл, а сейчас старый дирижёр ушёл и его поставили.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Обычно правда на современных японских инструментах полностью задвинутая головка это нереально высокий строй, там под 450 наверно - так ни в каком зале никакой рояль настроен не будет, поэтому дома лучше заниматься на реальном строе - скорее всего чуть выдвинув головку (но конечно зависит от инструмента).

Да, высокий, мне чтобы на своё, да и на школьное фортепиано настроится приходится головку на 1,5-2см выдвигать, непривычно, хоть и 0,5-1см в запасе.

Share this post


Link to post
Share on other sites

И вообще, сравнивать настройку роялей у нас и заграницей бесполезно. У нас на каждом рояле строй "эксклюзивный". Когда я играл заграницей, то я проверил строй только перед первым концертом: оказалось, что на полностью задвинутой головке - это то, что нужно. На остальных концертах я строй уже не проверял, так как это было уже абсолютно не нужно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

лучше всех посмотреть строй перед концертом,но если даже хорошо настроить можно играть до невозможности фальшиво,надо слушать себя и всегда будешь играть чисто

Share this post


Link to post
Share on other sites

Японские Мастера рекомендуют стандартное т.е. нармальное установление головки от 3 до 5 мм выдвигать. У кого сходится эта рекомендация с вашей ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас