[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
Parfёn

О высоких нотах и открытом горле

Хотелось бы обсудить такой вопрос. Собственно проблемы:

1) тембр - как избежать зажатости в третьей октаве?

2) интонация - собственно у меня вплоть до си3 интонация хорошая:-), проблемы начинаются с до4 - сильно высит, до#4-фа4 вообще выше чуть ли не на полтона(( и проинтонировать их никак не получается. Ну пусть ноты начиная с ре# - это так скажем мои причуды, но ведь до, до# и ре реально используются.

3) ноты высят на форте - например в духовом оркестре приходится играть очень громко и высокие ноты завышают.

Как я понимаю, всё упирается (:)) в опёртое дыхание. Ещё давно на форумклассике мы это дело обсуждали, но так вопрос и не выяснили - чем надо "удерживать" дыхание - животом или нижними рёбрами? У Должикова прочитал, что нужно животом, однако педагог мне советует поддержать поясницей и нижними рёбрами и, признаться, её варианту меня получается лучше. Однако Должиков так критикует это...

Share this post


Link to post
Share on other sites

1. Открывать горло

2. Открывать горло. Иногда от инструмента зависит, но на Ямахе должно быть нормально.

3. Открывать горло

Опора тоже важна очень и поможет в этом деле тоже. В опоре учавствуют много мышц, диафрагма выстилает всю нижнию часть лёгких, и в управлении воздушной струёй учавствуют все мышцы от низа до верха живота, межрёберные мышцы и даже в какой-то мере мышцы спины. Но удобнее думать что это низ живота мне кажется. Опору можно почувствовать если попробовать тугой маленький воздушный шарик надуть, или "звук трубы" поиграть на флейте. Шарф обвязать помогает, или животом оперется на кромку рояля и поиграть так - при взятии дыхания вас должно слегка отталкивать от рояля, при игре октав - на верхних нотах тоже.

Share this post


Link to post
Share on other sites

1)2)3) как можно шире открывать рот в третьей октаве на сколько это возможно. В ситуации,когда нужно взять высокую ноту на форте использую альтернативную аппликатуру.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хехе,Саша быстрее ответила :))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть хорошее упражнение для открытия горла кстати, называется "змея", диафрагму тоже на место ставит.

Потому что как правило горло зажимается , если напрягать живот или губы , потому что если их не собрать третья октава так и так не прозвучит.

Так вот змея:

- вытягивать шею вперед

-шипеть (плучится только если выталкивать воздух животом из легких)

Все это напоминает упражнения какратистов или кунфуистов.

если переложить на флейту действует безотказно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне кажется это упражнение хорошо для того, чтобы почувствовать опору, особенно если сильно и громко шипеть это точно :-) Но вот с вытягиванием шеи и открытием горла, я не очень согласна. Как раз с вытянутой шеей открыть горло по-моему почти невозможно. Мне лучше всего помогла в открытии горла ассоциация с врачом, который горло смотрит - это такое очень конкретное ощущение, мне кажется все его знают хорошо. Вот с этим ощущением надо постоянно играть, особенно в 3ей октаве, да и везде. Ещё помогает думать, что воздух должен оставаться во рту, когда играешь, то есть внутри, а не снаружи. Или должно быть такое ощущение что звук идёт "назад", то есть вы играете как бы не только для того, кто впереди стоит, но для того кто позади Вас.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть три проблемные ноты - си3, до3 и ми3. Последняя вообще какая-то странная - раньше на немецких флейтах с ней проблем не было. Только перешёл на французскую систему - сразу начала киксовать((( Сейчас вроде получше, но всё равно, в интервалах приходится по особенному губами двигать, только так она берётся(( Причём ноты и выше, и ниже её берутся нормально. А до и си начинают более или менее прилично звучать только после часа разыгрывания длинными звуками((

Горло открываю - такой хороший зевок получается.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Запишите себя и выложите тут, без конкретных звуков невозможно что-то сказать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это действительно все так и воздух во рту и ааа представлять во время игры , а еще лучше хааааааааа.

Вообще очень много факторов ,мелочей , которые способствуют этому состоянию открытия.

А про третью октаву, чтоб она бралась не шипела не киксовала (да и нижний регистр кстати тоже), ко всему нужна очень маленькая щель в губах, иначе вышеперечисленное не поможет.

Напор воздуха будет губы деформировать и звук -обрываться или завышать.

Шею вытягивать помогает , мне по крайней мере, в любом случае очень много индивидуальных особенностей, каждый по своему чуствует. К примеру просто если наклонить голову вниз горло уже зажато.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы уж извините, я опять не согласна :-)

Насчёт маленькой щели. Я уже высказывалась по-этому поводу где-то в другой ветке, но забыла где. Меня тоже так в детстве учили кстати, потом обнаружилось, что это неправильно.

На протяжении моей учёбы в Европе мне педагоги разъяснили, что форма и положение губ на игру в самой меньшей степени влияют - может быть 10%. Tо есть, то , что требуется от губ - это просто быть в полурасслабленном, незажатом состоянии, то есть просто оставаться гибкими - так как подача воздуха снизу, от диафрагмы будет меняться в скорости и количестве, им нужно гибко реагировать на эти изменения, и не оставаться каменными. Что более важно - это положение флейты по отношению к губам - отверстие должно быть на 2/3 открыто и флейта должна быть на границе губы и даже почти под ней. То есть формула правильной флейтовой постановки, которой меня научили выглядит так (без прибавления каких либо других факторов):

Опора + открытое горло + правильное положение флейты по отношению к губам + гибкие незажатые губы = хороший звук

То есть из этого следует, что особо заботится какого размера щель в губах *сознательно* не стоит, опора сама продиктует им форму щели (которая в некоторых обстоятельствах действительно может быть маленькой). Сознательно думать нужно только тех вещах, которые значатся выше (по крайней мере меня так научили)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот выложил -

http://sklad.saransk.ru/index.php?file= ... c95e300b63 Два трека: один, это два отрывка из произведения, что я учу, другой - из этюда Ягудина, который я тоже сейчас учу)) В этюде я играю очень не ровно ритмически, т.к. учу его всего второй день, но лучшей демонстрации для высоких нот я не нашёл. В произведении (анданте) верхняя нота - до#4.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Хотелось бы обсудить такой вопрос. Собственно проблемы:

1) тембр - как избежать зажатости в третьей октаве?

2) интонация - собственно у меня вплоть до си3 интонация хорошая:-), проблемы начинаются с до4 - сильно высит, до#4-фа4 вообще выше чуть ли не на полтона(( и проинтонировать их никак не получается. Ну пусть ноты начиная с ре# - это так скажем мои причуды, но ведь до, до# и ре реально используются.

3) ноты высят на форте - например в духовом оркестре приходится играть очень громко и высокие ноты завышают.

Как я понимаю, всё упирается (:)) в опёртое дыхание. Ещё давно на форумклассике мы это дело обсуждали, но так вопрос и не выяснили - чем надо "удерживать" дыхание - животом или нижними рёбрами? У Должикова прочитал, что нужно животом, однако педагог мне советывает поддержать поясницей и нижними рёбрами и, признаться, её варианту меня получается лучше. Однако Должиков так критикует это...

Разрешите и мне сказать своё слово...:-)

Почти во всем согласен с Сашей!!!

1) Дыхание-безусловно основа! Звук хорош на столько , на сколько хорошо оно! Как же его развивать?

С начало ставим вопрос: а каким оно должно быть;какие требования к нему предъявляются?

Во-первых - объём.

Во-вторых "высокая управляемость параметрами выдоха"- способность дыхания к точному и быстрому изменению(и поддержанию!) давлениия.Например при игре сфорцандо всевозможных акцентах и т.д.

Это два основных параметра дыхания.Предлагаю тренировать(развивать) их раздельно!

Для увеличения объёма:

плавный вдох 3 сек.---выдох 3 сек. затем по 4 сек , по 5,6,7 и т.д.

При этом происходит растяжение кольцевой мышцы-диафрагмы(Представте балерину которая растягивает связки- сядится на шпагат и т.п.! :))

Для улучшения "динамических" параметров рекомендую "стакатто без языка". Берем дыхание и выдыхаем

резкими порциями (для начинающих не более 50% воздуха!) при этом губы не двигаются!

Фиксируем внимание на различии краткости (и упругости) звука в начале (100% водуха) и в конце (50% осталось!). Это упражнение нужно делать очень осторожно и не долго но регулярно!

2) Губы. Безусловно они требуют тренировки! Но они тренируются и развиваются только ДЫХАНИЕМ!

Никакие "растягивания","складывания", и т.д. ничего не дадут! Напр. если вы хотите "поднакачать"

бицепс вы берете гантелю. С начала ,скажем, 2кл. Потренировались - взели 3кл. и т.д.

Если вы будете тренироваться все время 2х кл. результата не будет!

Для нас дыхание это гиря!

3)3-я октава!

Приведу упражнения которые использую сам.Возможно не всем они подайдут. Но мне помогают!

1)Флажолеты: Играем ми 2ой затем не меняя пальцовки(!) си 2ей - ми 3ей и обратно.Медленно.Легато.Кантабиле.С вибрацией. Внимание на дыхание! Затем от фа, фа# и т.д. Для начинающих до соль-ля. главное добится вокальности! "Флажолетно" ноты в 3ей звучат ниже чем натуральные. Не старайтесь их повысить. Не в этом задача.Наоборот иногда я проверяю насколько могу их понизить.Чтобы был запас когда буду играть натурально.

2) Упражнение-тест на гибкость губ. Берем ре 3ей октавы на mf-f. Внимание на дыхание(опять-таки!Начинаем медленно отпускать клапан си(1палец). При этом нота начинает повышаться. В какой-то момент она срывается или на верх или в низ. Задача состоит в том что бы это произошло как можно позже.

Тренируясь можно дойти до того что бы это нота ре вообще не срывалась при полном отпускании этого клапана(при этом звучит нота между ре и ре#). Всё дело в том что cделать это зажатыми губами не вожможно!

4) Высокие ноты!

Чем выше тем труднее контролировать(менять) интонацию. По-этому до,до#,ре 4ой беру "как положенно" только когда нужно как их брать можно тише. В мелодии, в оркестре или соло на f так:

До 12345/ 23(весь или кольцо) 5(клапаны ми бемоль и до# вместе)

До# 234/2

Ре 1(на си бемоль!) / 4 5(клапаны ми бемоль и до# вместе)

На ff b fff для ноты до использую 2 4 / (например начало 3 части в коцерте жоливе)

Удачи! :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

2Dima: спасибо за подробные советы. Обязательно это попробую.

2Flutist: с первым вопросом в "песочницу", там всё написано)))

Неужели так плохо? Ну, Вы учтите, что качество записи ужасное. Когда проиграл эту запись перед отцом (далеко не музыкантом), он сначала подумал, что я записал маленькую дудочку fife.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Согласна с Димой, ты немного другими словами, но тоже самое, что и я в принципе говоришь :-)

Парфён, я послушала вашу запись, у вас хороший, правильный звук для вашего уровня и особенных проблем в звуке я не заметила (хотя запись конечно не лучшего качества чисто технически). Теперь вам нужно идти дальше :-) То есть мне кажется как раз время ваш звук развивать уже до профессионального уровня. Для этого всё то, что тут говорилось об опоре и открытии горла как раз вам поможет. Нужно играть упражнения, гаммы на это, и звук будет дальше развиваться в правильном направлении и крепнуть.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Буду работать:-)

Мне кажется, что у меня ещё с флейтой что-то, поиграл на инструменте педагога (Ямаха 300-ка), кроме естественно более лучшего звука у неё гораздо легче извлекается ми3, хоть у неё (как впрочем и у меня) нет ми-механики.

Спасибо всем за советы и ответы)))

Share this post


Link to post
Share on other sites
Вы уж извините, я опять не согласна :-)

Опора + открытое горло + правильное положение флейты по отношению к губам + гибкие незажатые губы = хороший звук

То есть из этого следует, что особо заботится какого размера щель в губах *сознательно* не стоит, опора сама продиктует им форму щели (которая в некоторых обстоятельствах действительно может быть маленькой). Сознательно думать нужно только тех вещах, которые значатся выше (по крайней мере меня так научили)

Ваше право, я говорю о себе, о том что мне помогает, абсолютно согласна , что губы должны быть свободны, но маленькая щель им в этом может и не мешать :-)

А вообще все правда что вы говорите, повторюсь у всех есть индивидуальные особенности, особенно в губах , комуто добиться хорошего звука проще , гому то следует делать некоторые махинации для этого.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Буду работать:-)

Мне кажется, что у меня ещё с флейтой что-то, поиграл на инструменте педагога (Ямаха 300-ка), кроме естественно более лучшего звука у неё гораздо легче извлекается ми3, хоть у неё (как впрочем и у меня) нет ми-механики.

Спасибо всем за советы и ответы)))

молодец, мне тоже понравилось, ровно красиво. работай нет предела совершенству;)

на верху в анданте то о чем я говорила перебор с воздухом , попробуй сыграть легче может медленнее , потянуть этот звук

Share this post


Link to post
Share on other sites
2Parfёn: ну написано что на 2 курсе в музучилище.. до этого сколько?

Да, запись не очень может быть... но средний регистр то хорошо звучит..

А что на 2 курсе играете? интересненько? :-)

До училища занимался самостоятельно где-то два года, в ДМШ не учился. О репертуаре напишу соответствующей теме viewtopic.php?pid=1432#p1432)))

молодец, мне тоже понравилось, ровно красиво. работай нет предела совершенству

:-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас