Photinx

Европейская и русская флейтовая школа. Разница и обсуждение.

Мне кажется, что гораздо интереснее обсудить, где лучше учиться в России.

Не всякий поедет за границу: язык надо знать, деньги нужны, да и о западном стиле жизни неплохо бы хоть какое-то представление иметь. А жизнь в Европе действительно совсем другая, и не каждому русскому она понравится, не всем понравятся и аборигены. И ещё в Европу ехать надо совсем молодым, т. е. сразу после училища. Не каждый решится в 18-20 лет уехать в совершенно чужую, и даже может быть чуждую, страну.

За границу ведь есть смысл ехать не только для того, чтобы учиться бесконечно (пусть и у самых лучших учителей) и становиться лауреатом всех лучших конкурсов, но и работу бы найти не плохо. Девушке ещё ладно – замуж хорошо выйти надо. А парню без серьёзной работы никак нельзя.

Говорят, что в немецкие оркестры после 24-х лет попасть крайне сложно. Имеется в виду, что к этому времени надо уже где-то поработать (не в России, а у них) и приобрести опыт. Если ты старше 24-х и без опыта работы в профессиональном коллективе (не студенческом) тебя уже вряд ли куда-то возьмут.

Да и учителя из различных консерваторий говорили, что студента из России старше 24-х не возьмутся учить. Считают, что переделать уже ничего нельзя. Что это они все так уверены, что русского непременно придется переделывать? С чего бы это? Как вы думаете?

Надо заметить, что в Европе в абитуриентах-флейтистах особенно ценится то, чего у наших и в помине нет. Например, хорошее звучание (а вы можете объяснить, хотя бы себе, что такое хороший звук - только без лирики типа «красивый», «божественный»), стильное исполнение, владение динамикой – как минимум надо показать не только форте, но и пьяно. А беглость игры… Есть методика и она прекрасно отработана. При некотором усердии каждый будет играть достаточно быстро.

Так что вернёмся в Россию.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я не думаю, что существует, что называется "русская школа" флейты. Есть педагоги лучше, есть педагоги хуже. Каждый наш педагог догадывается лучше или хуже о том, как следует преподавать. Но каждый в этом деле почти сам за себя, это очень сложно. Это не то, что называется "школой". Школа, это некое коллективное знание, которым обладает большинство педагогов Европы, и которое разными словами и методами передаётся всему следующему поколению и живёт дальше.

Конечно и у нас есть известная ветка-династия флейтистов - Цыбин - Ягудин . Но мы почти ничего не знаем о манере преподавания Цыбина (он наверно был технический монстр :-) ), многие флейтисты нашего профессорского поколения учились у Ягудина - было бы интересно узнать как он преподавал. Я бы сказала, что наверно именно от Цыбина (а скорее ещё раньше, от его педагога Вильгельма Кречмана) и пошла концентрированность наших флейтистов именно на технику - если взять средних студентов Европы первого, второго курса и наших средних студентов того же уровня, наши скорее всего поборют их по скорости стаккато и беглости пальцев, но у европейцев будет красивый звук и их захочется дольше слушать :-)

2 пользователям понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я не думаю, что существует, что называется "русская школа" флейты.

Ну почему же? Я думаю, есть "Школа- методика Должикова",очень ее уважаю и ценю!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я бы сказала, что наверно именно от Цыбина и пошла концентрированность наших флейтистов именно на технику - если взять средних студентов Европы первого, второго курса и наших средних студентов того же уровня, наши скорее всего поборют их по скорости стаккато и беглости пальцев, но у европейцев будет красивый звук и их захочется дольше слушать :-)

Была на прошлом экзамене,играли 1-2-3-4 курсы,студенты Чернядьевой. Сейчас,когда у всех более-менее приличные инструменты,от 5000$ и выше,у всех звучало очень хорошо, я не знаю,может в Европе у всех звучит еще лучше-это просто замечательно! Из недостатков больше всего напрягает то,что у некоторых сильно высит,либо строй плавает. Года 3 назад я слушала экзамен, высило у всех, кроме Мордашева :D Сейчас есть несколько флейтистов у которых фальшиво всегда,то есть они не умеют играть чисто,на форте очень высоко,на пиано очень низко :-( Еще из недостатков-это не всегда убедительно по музыке играют,ощущение,что не слышат себя как бы со стороны. У меня тоже была такая проблема, я ее решала с помощью диктофона,записывала себя,потом слушала,ужасалась,качество занятий сразу становилось на порядок выше:-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Проблемы интонации и проблемы звука идут тесно вместе. Если постановка неправильная, то флейтисту очень трудно становится играть с верной интонацией.

Share this post


Link to post
Share on other sites

2Flutist. Со стороны все же лучше слышно,тем более когда играешь, следить стараешься за всем и иногда какие-то досадные мелочи все равно не слышишь,зато на записи не верится,неужели это я так играю??? Иногда кажется,что все вроде хорошо,чего это Денис ко мне цепляется? :D А прийдешь домой,послушаешь и думаешь,ну как же я могла так сыграть? Ну слышно же,что плохо!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если даже в России, где столько известных, с именем, педагогов, такая лажа с обучением, то об Украине я просто молчу в тряпочку.

Share this post


Link to post
Share on other sites

До Цыбина в Питере и Москве преподавали немцы , чехи и итальянец(Чиарди-который 2 года учил Чайковского Петра Ильича на флейте). Существует книга о том периоде. Т.е. была тенденция следовать их курсом на технику. Естественно про французов и не знали. А если знали то в консерваторию не пускали . После революции из-за железного занавеса никто не приезжал, старая методика в педагогической сфере осталась. По рассказам старых флейтистов, впервые советские музыканты с француской

флейтовой школой познакомились в кинотеатрах.Как мне рассказывал Цыбин А.П.- племянник профессора -все московские флейтисты и вообще музыканты -духовики по многу раз смотрели фильмы где звучали французские оркестры. И что всех поразило- французы играли с вибрато.А здесь это вообще не признавалось. И только в 60-х годах появилась возможность наладить контакты.

Возможно после визита президента Де Голля в Москву-какой это год ?

Share this post


Link to post
Share on other sites
... И только в 60-х годах появилась возможность наладить контакты...

...и один из первопроходцев по налаживанию этих контактов был Должиков ? или я ошибаюсь ? ...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скорее всего. Я также знаю, что Зверев проходил стажировку в Париж. Нац. Консерватории, я думаю это как раз было в это же время. Хотя информация наверно была за семью печатями, ведь от "западных буржуев" нам не положено было учится в то время... Но это конечно догадки мои...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Записывать себя - хорошо! Но уметь правильно услышать и проанализировать недостатки - ещё лучше! На мой взгляд анализу и бережному отношению к каждой ноте нужно начинать учить с самых азов постановки звука. Тогда, по моему опыту и звуковой результат намного лучше! Без правильных методических знаний основ постановки " далеко не научишь":/

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я также знаю, что Зверев проходил стажировку в Париж. Нац.

но Зверев же ведь не преподовал в то время ? наверно был для этого ещё молод или вакансии были заняты ? А с кокого года стал Должиков в МГК преподовать и чем он до того занимался ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Все пишут и говорят о том, что Зверев стажировался в Париже. Все это знают. А почему нигде в официальных источниках об этом не упоминается? Странно как-то.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Все пишут и говорят о том, что Зверев стажировался в Париже. Все это знают. А почему нигде в официальных источниках об этом не упоминается? Странно как-то.

В 1968 Зверев получил первую премию на конкурсе «Пражская весна». Факт известный. Но важно и то, что вторая досталась Джеймсу Голвею.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, вот так новость! Значит Зверев первый а Голый второй... ну какбы согласен.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этой новости 40 лет. Зверев был первый т.к. из СССР. Хотя Прагу это не спасло. СиСиСиПи всё равно в августе 1968 туда танки прислал.

А чем Зверев тогда лучше Голвея был, не знаю. Если у вас тут читать, то хороших русских флейтистов быть не может по определению.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну что вы! Хотя бы начать с Цыбина... Он точно был просто монстр :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Давным-давно в книге прочитал такое:

В 1887 и в 1889 Таффанель приезжал в Россию. Прошло несколько лет, и в одной газетёнке написали примерно так: «Теперь у нас тоже есть замечательный флейтист Цыбин. Да он и получше этого французика будет. Да-да, получше».

Share this post


Link to post
Share on other sites

Рассказывали что первым в Париж послали Ягудина Юлия Григорьевича - лауреата 1-го союзного конкурса 35-го года (2-я премия -первую не присудили никому) и последователя Цыбина.

После него уехал Должиков -ассистент Платонова-туда-же. Давайте про все это расспросим у Корнеева А.В.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Действительно! Теперь железный занавес давно кончился, и было бы интересно узнать что было на самом деле. Я знаю, что современные профессора Парижской Нац. Консерватории (то есть вообщем те, которым сейчас лет по 60 в среднем) знают Должикова в основном по тому эпизоду, когда он сидел в жюри конкурса (Рампаля?) когда-то очень давно. Насколько я помню Арто мне рассказывал, что когда был запланирован концерт жюри, он отказался на нём играть, почему - подробностей не знаю. Но это всё вообщем ровесники Должикова, поэтому для более ранней информации нужно было бы спрашивать предыдущее поколение, ведь все учились тогда в консерватории совсем недолго, некоторые вообще только два года, поэтому могли вообще не столкнутся во время учёбы если кто-то приезжал ненадолго.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Абсолютно согласна с Сашей Грот, что ШКОЛА, это коллективное знание о чём то, передаваемое ученикам и последующим поколениям. Вопрос - о чём? О музыкальном стиле, вкусе или о навыках ( технических аспектах ) звукоизвлечения и всего, что зависит от этого - тембр, интонация, артикуляция и т.д. Конечно, стиль, вкус имеют взаимное влияние на формирование технических принципов и нельзя их совершенно отделять друг от друга. Но всё же техника (звукообразования, прежде всего) это тот материал, которым музыкант создаёт интерпретацию, и при определении понятия ШКОЛА, на мой взгляд, прежде всего надо подразумевать технические аспекты. Думаю, под влиянием эстетического вкуса, на протяжении примерно 3-х столетий и сформировалась ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА, подарившая миру наиболее совершенные технические принципы. Если попытаться охарактеризовать в двух словах, что такое фр.школа, то флейта должна ПЕТЬ,а не СВИСТЕТЬ. А всё, что "свистит", никакая не школа, а дутьё. Все остальные современные школы, в том числе и американская в той или иной степени отвлетвления французской. ШКОЛА сейчас во многом интернациональна, как следствие развития коммуникаций и глобализации. Именно влиянием фр. школы объясняется вымирание немецкой системы и распространение французской, хотя многие находят первую более логичной. В этом смысле чисто РУССКОЙ школы нет и уже не может быть.

У нас есть педагоги, которые слышат поющий звук, и с разной степенью успешности следуют фр. школе, а есть болеющие "тембровым дальтонизмом", для которых флейта - приспособление для беглости пальцев при помощи дутья.

Что касается стажировок во Франции, то об этом лучше спрашивать, не у А.В.Корнеева, а у учеников Ю.Н.Должикова, четверо из которых преподают в Московской консерватории, что мне и удалось сделать, правда, пару лет назад. Так вот, Ю.Н.Должиков пол года провёл бок о бок с Ж.П.Рампалем. Они вместе катались на яхте, пили вино, даже иногда играли дома у Ж.П.Рампаля дуэты. В те годы (середина 70-х), Ю.Н.Должиков был весёлым, жизнерадостным человеком и Ж.П.Рампаль полюбил любознательного русского флейтиста. Ю.Н.Должиков провёл очень много времени в классе Ж.П.Рампаля на его уроках. Именно Ж.П.Рампаль приглашал Ю.Н.Должикова в жюри конкурсов, в том числе в Мюнхен, на котором И.Графенауер получила вторую премию при неприсуждении никому второй. Ю.Н. Должиков любил вспоминать, что его оценки участников конкурса всегда совпадали с итоговым результатом. Именно Ю.Н.Должиков привил в России ветку французской школы, правда, постоянно фанатично занимаясь и самостоятельными поисками, что вкупе с его несомненным талантом дало редкий у нас по успешности результат. Ю.Н.Должиков избегал публичных выступлений, но в классе играл и показывал много. Это был его основной метод преподавания - показ. Ю.Н. Должиков, к сожалению, обладал тяжёлым и амбициозным характером, особенно в последние годы жизни, что привело к потере коммуникабельности со своими коллегами. Остальные наши французские стажёры, сколько бы их ни было, не оказали у нас никакого влияния в смысле СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЫ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас