Ulens

Изменение формы отверстия головки в истории развития флейты

Здравствуйте! Может ли кто-нибудь рассказать, как развивалась форма лабиума на поперечной флейте? От совершенной округлой, через эллипс к скругленному прямоугольнику (исключая всякую экзотику типа Шведлера).Чем были вызваны потребности в изменении формы, и самое главное, как это влияло на звук?:-) (потому как сравнить могу только звук траверсы и флейты бёма..а это совершенно не то:-)) знаю только, что еще в начале прошлого века многие флейты комплектовались двумя головами, с округлым и квадратным лабиумом, значит разница ощутима...есть ли это опять таки следствия простой моды (а-ля немецкие и французские веяния), или же это была общая тенденция?)

Share this post


Link to post
Share on other sites

А что такое, простите за необразованность, лабиум?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Надо полагать, игровое отверстие на головке. :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites
А что такое, простите за необразованность, лабиум?

Точнее говоря, та острая грань, о которую разбивается воздушная струя.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это, наверно, вопрос к Alexey. На моем Haynes дыра прямоугольная, со скошенными боковыми гранями.

Если мне не изменяет память, лабиа на латыни - губа. Это так, к слову.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Если мне не изменяет память, лабиа на латыни - губа. Это так, к слову.

Да, лабиум- губа..причем нижняя (вроде...плохо учил анатомию:)))) )

Вообщем-то я имел ввиду игровое отверстие на головке))) (вот говорил я себе..перечитай тему про правильные названия частей флейты :rolleyes: )

На Haynes, ямаха, мурамацу она прямоугольная (как собственно на всех современных), на траверсе- от круглой до слегка эллипсовидной, а вот на классических флейтах (вообщем почти весь XIXвек) полный разброд и шатание, кто круглое просверлит, кто в эллипс развернет, кто прямоугольное, а кто-то вообще пазик проточит на отверсии и скажет- "так круто!". Судя по тому, как я уже говорил, что иногда флейты (уже даже бёмовские) комплектовались двумя головами (с круглым и прямоугольным лабиумом), можно попробовать сделать вывод, что было два каких-то крупных течения.Но почему было столько экспериментов? Была ли это тихая вражда "тупоконечников с остроконечниками"? Как форма влияет на звук?Вообщем одни почему.... а везде как аксиому приводят спектры звучания, и не более. И очень мало авторов признаються, что они собственно могли взять звук так, что бы картинки спектров почти поменялись местами)))

П.С.

может тема-то и не очень интересная...но уж точно было бы интересно послушать что-то на "классической" флейте..а то ныне одни крайности..то на современной играют, то на траверсе....а остальное забыто (а может заслуженно забыто?)

Share this post


Link to post
Share on other sites

к сожалению, просто ответить не получится, только форма или размер отверстия решающего влияния не имеют.

вот к примеру расположение и размер клапанов, степень конуса головы, диаметр трубки - на это акустика

дает в основном определенные ответы. а вот зарождение звука в голове флейты - посчитать и построить

простую модель нереально. (нестационарное ламинарно-турбулентное течение газа в геометрии сложной формы создающее

звуковые колебания и возмущаемое этими же колебаниями, в системе с большим количеством связанных резонансов - так понятней? :D)

причем параметры которые влияют на звук головы (размер отверстия, форма передней кромки, угол ее заточки, высота райзера и его форма,

размер и форма губной пластины, растояние до пробки) взаимосвязанные и оказывают влияние сразу на много параметров.

так как требования к инструменту разнообразны и противоречивы, то и выбор параметров - сплошные компромиссы.

для полноты картины остается добавить разброс физиологических параметров дующих индивидуумов и еще более широкий спектр

их представлений о плохом и хорошем, включая сущности сверх необходимости типа моды, цены, материала и тд.

а теперь по существу вопроса. грубо, выбор между круглой и прямой формой передней кромки это компромисс между

тембром и скоростью отклика. круглее - лучше условия резонанса на разных частотах, больше обертонов - богаче тембр.

прямее лучше условия резонанса на основной частоте, беднее тембр и быстрее отклик.

так как барочная флейта в силу своей конструкции по любому имеет медленный отклик(надо раздувать),

то для нее скорость отклика не существенна. так как флейта бема заведомо имеет более чистый и бедный тембр,

то для нее скорость важна и ее постарались улучшить спрямлением кромки.

если порассуждать об идеальной форме кромки, то это конечно не должна быть прямая линия.

нельзя же дуть прямоугольной струей. в реальной струе воздуха есть распределение скоростей -

посередине быстрее, по краям медленнее. и все это замедляется по направлению струи.

если поперек струи провести линию с одинаковой скоростью (изолинию), то получится нечто вогнутое,

если форма передней кромки будет такой же, то скорость потока на ней будет постоянна и условия резонанса тож.

классику забыли заслуженно, барочка- красивый звук, бем - чистый звук, правильный звукоряд, быстрая и виртуозная.

а классика ни два ни полтора.

вот. естественно все сугубо имхо.

сорри за много буков.

Share this post


Link to post
Share on other sites
сорри за много буков.

Наоборот, спасибо. Было интересно почитать :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Совсем недавно ворошила прпошлое, играла на английской флейте 80х годов с двумя родными сменными головками-одна для оркестра с узким отвернстием, другая для сольной игры- с широким ( так мне пояснили). Я поиграла на обоих головках-вчерашний день. Сегодня на них уже ничего не сыграть. Современные японки лучше звучат, и дело наверно не только в форме отверстия

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас