iliks

Не пойму, как брать ноты выше первой октавы

Буду рад, если подскажете, как мне победить такую проблему. На флейте пытаюсь учиться месяца два, первую октаву довольно легко исполняю, включая самый низ, который везде пишут, что очень сложно вначале исполнить. Но вот как только иду выше и дохожу до первого передувания, ми второй октавы - начинаются проблемы. Я не могу чётко осознать, что именно нужно изменить в манере извлечения звука, чтобы он свободно переключился во вторую октаву. Если постараться, я с горем пополам могу извлечь ноты от ми второй октавы до соль, но они совершенно нестабильные, и в звуке присутствует часть звука первой октавы! Как бы я ни дул, всё равно остаётся этот низкий призвук.

Я думал, что со временем оно станет получаться само, но никакого прогресса не слышно....

Флейта Yamaha 221, но, наверное, это не имеет значения и вся проблема во мне.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как мне объяснял учитель, (на сколько я помню) первое, что надо сделать - это открыть челюсть и немножко выдвинуть её вперёд, как бы посылая струю повыше. Но это всё настолько минимально, буквально несколько микронов))

Да, еще забыла сказать, что обязательно отвернуть флейту. Тоже чуть-чуть))) Вообще флейта должна быть всегда отвернута на одну треть, как говорил Ю.Н. Должиков...

Есть кстати одно упражнение, которое мне показывал Денис Буряков. Берете нижнию ноту, затем опускаете челюсть, и потом выдвигаете челюсть. При этом немного на нижней ноте поползет интонация, но это нормально.))) Это только в этом упражнении:-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, попробую потренироваться! А вот что насчёт скорости выдоха? Какая его роль в выборе октавы? Есть какие-то упражнения на контроль за скоростью выдоха? Я могу дуть либо быстро и сильно, либо медленно и слабо...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уж не знаю, что именно мне помогло, но результат налицо: вчера ноты не брались совершенно, а сейчас можно сказать берутся, вплоть до ре третьей октавы! По-моему, моя ошибка была в том, что я недостаточно сжимал губы на высоких нотах.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сжимать? Это не правильно. Губы не должны быть зажаты, иначе потом будет трудно играть пиано наверху. Это упражнение нужно играть перед зеркалом, и смотреть, чтобы губы не менялись, когда вы на вторую октаву переходите. Положение губ должно быть естественное и спокойное, только немного сфокусировать дырочку к центру, чтобы попасть в флейту. В идеале они должны такими, какие они, когда вы не играете.

Попробуйте ещё одно упражнение. Просто поиграйте ту ноту, которая у вас хорошо получается с надутыми щеками, (при этом не обращайте внимание на качество звука, главное, чтобы хотя бы какая-нибудь нота прозвучала;)) а потом уберите щеки, не меняя положение губ.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Как мне объяснял учитель, (на сколько я помню) первое, что надо сделать - это открыть челюсть и немножко выдвинуть её вперёд, как бы посылая струю повыше. Но это всё настолько минимально, буквально несколько микронов))

Да, еще забыла сказать, что обязательно отвернуть флейту. Тоже чуть-чуть))) Вообще флейта должна быть всегда отвернута на одну треть, как говорил Ю.Н. Должиков...

Есть кстати одно упражнение, которое мне показывал Денис Буряков. Берете нижнию ноту, затем опускаете челюсть, и потом выдвигаете челюсть. При этом немного на нижней ноте поползет интонация, но это нормально.))) Это только в этом упражнении:-)

Я посмотрел видео мастер-класса Джеймса Галвея. Похоже, что он не отворачивает флейту, для взятия второго звука (с передуванием?), все делает за счет губ. Либо я не правильно понял Ваши слова "обязательно отвернуть флейту"?

Я же при упражнениях, действительно, поворачивал голову флейты(только на ней упражняюсь пока), чтобы взять второй звук на ней. Наверно, это все-таки неправильно?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Головку вертеть нельзя ни в коем случае! Все ноты издаются в основном при помощи дыхания и немного губ.

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites
Головку вертеть нельзя ни в коем случае! Все ноты издаются в основном при помощи дыхания и немного губ.

вот вот....не одна я с такой промблемой....вчера получилось, а сегодня уже не получается.и так всегда... никак не могу понять СОЗНАНИЕМ!, как нужно дыханием регулировать эти "передувы"

про открытое горло....в первой октаве нормально. горло открытое, все расслаблено....переходим ко второй октаве...в таком состоянии они не беруться. дело понятное - нужно регулировать дыханием...но КАК?

специалисты-флейтисты...помогите понять как делать?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Головку вертеть нельзя ни в коем случае! Все ноты издаются в основном при помощи дыхания и немного губ.

Спасибо!

Я-то только 3-тий день родственников этими звуками извожу :-) (потом игрой на блокфлейте реабилитируюсь), но, наверно, как Галвей советует, эту проблему нужно на одной головной части флейты решить, чтобы 2 красивых звука "ту и ТУ" получились (не хуже, чем у Джеймса :-) ), и только потом октавами заниматься...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чтобы голову не заморачивать, попробуйте при переходах от октавы к октаве (снизу вверх) направлять струю воздуха выше и выше. Что я имею в виду: при игре в 1й октаве надо направлять воздух как можно ближе к внутреннему краю дырочки, во 2й октаве выдыхайте в середину, и соответственно в 3й октаве воздух направляйте к внешнему краю. Причем сила выдоха не должна существенно меняться!!! И еще раз на всякий случай повторю: ФЛЕЙТУ НЕ ОТВОРАЧИВАТЬ И НЕ ПРИВОРАЧИВАТЬ!!!!!

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites
Головку вертеть нельзя ни в коем случае! Все ноты издаются в основном при помощи дыхания и немного губ.

вот вот....не одна я с такой промблемой....вчера получилось, а сегодня уже не получается.и так всегда... никак не могу понять СОЗНАНИЕМ!, как нужно дыханием регулировать эти "передувы"

про открытое горло....в первой октаве нормально. горло открытое, все расслаблено....переходим ко второй октаве...в таком состоянии они не беруться. дело понятное - нужно регулировать дыханием...но КАК?

специалисты-флейтисты...помогите понять как делать?

Поиграйте октавы нон лигато четко произнося начало звука. На верхнем звуке мышцы пресса глубже идут "в себя'',т.к. необходима более активная подача воздуха.Удар языка происходит одновременно с толчком опорой и на верхнем звуке произнесение более активное. Дуть нельзя,флейту вертеть-тоже.

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

По поводу координации мышц губ-горла-живота у начинающих и связанных с этим эффектов.

У меня был очень-очень давний и, может быть, поэтому такой зловредный зажим, в результате которого по любому поводу поджималась вверх гортань. Самое неприятное, что я этого не чувствовала. Педагог говорил о том, что зажим есть и его надо убирать - я долго вообще не могла понять, о чем речь, у меня-то ощущений в горле никаких. Потом рукой нащупала: если я просто делала длинный выдох без флейты, гортань уже ползла вверх, и я не могла этому противодействовать. Я тогда очень растерялась: она вытворяла, что хотела, а у меня даже ощущений по этому поводу никаких, и ничего сделать не могу :(((

Очень долго просто стояла перед зеркалом и играла отдельные ноты в первой октаве так, чтобы с началом звука гортань не прыгала вверх. Получаться стало где-то через месяц. Но ощущений все равно не было. То есть отхожу от зеркала - и понятия не имею, что там с моей гортанью происходит, когда я ее не вижу.

Потом я похитила у своей малолетней племянницы специальный малышовый фломастер, которым можно рисовать на коже, он смывается водой. Нарисовала себе на горле каляку-маляку и опять стала заниматься у зеркала. С рисунком на горле движения гортани заметнее, можно добиваться стабильного низкого положения и полного спокойствия. Сначала так же отдельные ноты в первой октаве, потом выше (в принципе с взятием нот у меня проблем не было), потом легато вверх и вниз, на близкую ноту, на далекую ноту, скачки между регистрами... Еще через месяц я начала наконец чувствовать, открыто у меня горло или нет. Я как будто "поделилась на два человека": от нижних ребер и выше полное спокойствие, а ниже, внутри живота, работает дыхание; если такого разделения нет, то гортань прыгает. Одновременно с этим начались чудеса: изменилось ощущение дыхания, таинственная "опора" начала ощущаться вполне материально, как будто расслабление гортани само собой включило нужные механизмы. Расслабились губы и щеки. Вроде бы и раньше с ними особых проблем не было, но сейчас губы при игре на флейте выглядят так, будто и нету никакой флейты, и при этом все нормально играется. При желании стало можно надуть щеки :-) И я теперь сразу чувствую, если пытаюсь взять высокую ноту губами - раньше мне об этом говорил педагог, но я сама этого не чувствовала. В общем, мне происходящее нравится :-)

То есть ничего нового, конечно, мне не открылось: если нормально работает дыхание, то плечи-горло-лицо свободны от напряжения. Если есть напряжение где не нужно, то дыхание нормально не работает - по крайней мере, у начинающих. Поэтому совет братьям-начинающим: во всех рекомендованных вам упражнениях ищите способ дышать так, чтобы горло оставалось расслабленным всегда, это буквально. Это потребует более активной работы дыхания, зато поможет решить многие проблемы, том числе высоких нот и скачков между регистрами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Elga

Где вы таких педагогов находите?

У меня к примеру есть крупная проблема. Я продвигаюсь вперед (хоть, как на меня, слишком медленно) только при самостоятельных занятиях.

Несколько раз пробовал брать уроки - и каждый раз на период занятий с педагогом я каждый раз застреваю на одном месте.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Elga

Где вы таких педагогов находите?

У меня к примеру есть крупная проблема. Я продвигаюсь вперед (хоть, как на меня, слишком медленно) только при самостоятельных занятиях.

Несколько раз пробовал брать уроки - и каждый раз на период занятий с педагогом я каждый раз застреваю на одном месте.

а у меня наоборот....я продвигаюсь вперед только с педагогом. думаю, вот только донести до дома накомленный на занятиях опыт....дома через пару дней после занятий опять топчусь на месте как черепаха.

когда меня заставляют и говорят: на завтра выучить то-то и то-то, на следуйщий раз то-то и то-то и тд,у меня лучше получается и еще больше хочется что-то сделать. тогда некогда расслябляться и обучение быстрее и продуктевнее получается "-)

а к вопросу, что вы застреваете на месте с педагогом....Это, я думаю, вам только кажется. на самом деле фефект есть, только визуально пока незаметен "-)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Elga

У меня к примеру есть крупная проблема. Я продвигаюсь вперед (хоть, как на меня, слишком медленно) только при самостоятельных занятиях.

Несколько раз пробовал брать уроки - и каждый раз на период занятий с педагогом я каждый раз застреваю на одном месте.

А что будем считать продвижением вперед?

Может быть, педагоги "тормозят" тебя, чтобы заняться теми "мелочами", которые тебе самому не кажутся важными?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Продвижение вперед оцениваю не я, а в основном мои товарищи - профессиональные музыканты.

Продвижение оценивается в первую очередь по звуку, так как техника у меня немного обгоняет звук.

Для себя я вне зависимости от обстоятельств всегда играю ужасно :-)

Я это сказал больше в том плане, что большинство шагов по продвижению вперед (такие как открытие горла, к примеру) я нащупывал сам. Преподаватели (за полтора года игры я попробовал заниматься у троих) в основном меняли мелочи, но никаких фундаментальных продвижений не делали. А потом я начинаю экспериментировать сам, и продвигаюсь вперед (один раз даже преподаватель спросил, что я сделал что зазвучал по-другому).

Share this post


Link to post
Share on other sites
Продвижение вперед оцениваю не я, а в основном мои товарищи - профессиональные музыканты.

Продвижение оценивается в первую очередь по звуку, так как техника у меня немного обгоняет звук.

Для себя я вне зависимости от обстоятельств всегда играю ужасно :-)

Я это сказал больше в том плане, что большинство шагов по продвижению вперед (такие как открытие горла, к примеру) я нащупывал сам. Преподаватели (за полтора года игры я попробовал заниматься у троих) в основном меняли мелочи, но никаких фундаментальных продвижений не делали. А потом я начинаю экспериментировать сам, и продвигаюсь вперед (один раз даже преподаватель спросил, что я сделал что зазвучал по-другому).

интересно...а что вы понимаете под словом "мелочами"? что конкретно они меняли? и почем у вдруг за короткое время вы меняли столько преподавателей?

и встречный вопрос: как над техникой работаете?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мелочь - к примеру, смещение большого пальца правой руки на полтора сантиметра вниз по флейте.

Три преподавателя было по таким причинам:

С первой моей преподавательницей у меня была личная договоренность на два месяца занятий (я ее обучал основам работы с ПК, такой себе интеллектуальный бартер), на дальнейшее обучение тога не было финансовых возможностей.

Со вторым преподавателем расстались достаточно быстро - у него все методика рассчитана только на маленьких детей, с ним было очень сложно заниматься.

А у третьего я занимаюсь сейчас, уже второй месяц. Хоть скачков пока не было, небольшой прогресс есть, к тому же мы с этим преподавателем нашли общий язык в понимании музыки, что тоже немаловажно.

Над техникой специально не работаю, сложные места просто много раз проигрываю медленно наращивая темп. Я то сказал к тому, что звучу я еще хуже, чем шевелю пальцами :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас