[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
grotsasha

Барочный стиль в музыке - добавление украшений и штрихи

Ну что я могу добовить к словам Саши... Считаю, главное -определить чего делать НЕЛЬЗЯ. А потом создать свою "редакцию".Но это потом, с возрастом :-) Итак много других вопросов на повестке дня :-)...

Недавно читал воспоминания одного виолончелиста об игре великого Побло Казальса!

Играя партиты Баха, Казальс на каждом концерте играл их разными штрихами! После очередного такого выступления этот парень не выдержал и спросил об этом маэсто:" Ну как же нам, студентам играть!"

Казальс ,после некоторого раздумья, ответил: "Молодой человек, слушайте ваших педагогов"

Вот такая история:-)

Полезно послушать игру скрипачей, виолончелистов. Они в этом деле продвинулись дальше нас,флейтистов!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Опять Кванц :-)

Считается, что в его концерте Соль мажор (партия флейты - соль первой октавы) нет каденции. Но слушая запись в исполнении Рампаля - она там есть.

Т.е. наличие каденции - это закон или все-таки на усмотрение исполнителя играть в принципе или нет?

Или это решение композитора?

Понятно, что в исторической перспективе, каденция - творчество исполнителя, потом этот момент взяли на себя композиторы.

А сегодня?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кванц был сам против длинных каденций. Поэтому если есть каденция в прекрасном стиле на две три строчки, то наверно подойдёт. По записям Рампаля пожалуйста не ориентируйтесь в исполнении барочной музыки. Основное знание про барочную музыку расцвело после 60х годов, поэтому Рампаль к экспертам этого жанра совсем не относится.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В партитуре нет. Даже само слово каденция отсутствует (в отличие, скажем от того же концерта Соль мажор, где есть слово каденция (партия флейты с ре3 октавы)

И я где-то встречала, что он сам предпочитал писать каденции к своим произведениям.

Нет?

Share this post


Link to post
Share on other sites

А у меня вопрос другого характера - о динамике и вибрации в музыке барокко. Насколько я знаю, динамика - терасообразная а вибрации нет. Это действительно так или я ошибаюсь?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Терасообразная динамика это от органа пошло и вообщем в барочной музыке на органе и заканчивается (современные органы уже давно умеют делать крещендо и диминуендо!). Все остальные инструменты в барочной музыке конечно имеют право на крещендо, диминуендо и всю богатую палитру нюансов.

А вот о терасообразном вибрато я слышу в первый раз, это как?! :rolleyes:

Share this post


Link to post
Share on other sites
А вот о терасообразном вибрато я слышу в первый раз, это как?!

Ой, это я забыла поставить запятую:-) Я имела ввиду - играется ли музыка барокко с вибрацией или же звук должен быть ровным.

А на счет динамики - я считала что музыка барокко отличается контрастами - f и p, минимальным использованием cresc.. и dim. И полным отсутствием acell. и rall.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Музыка барокко играется с вибрацией. Но эта вибрация отличается от той, с которой играется романтическая музыка например. Она не должна быть слишком интенсивной, или слишком заметной. Некоторые звуки, особенно длинные иногда можно вначале взять без вибрации и потом её незаметно прибавить. Но абсолютно прямым звуком играть не нужно.

В барочной музыке конечно есть диминуендо и крещендо! Accel. встречается редко (сейчас задумалась, может вообще не встречается? не знаю). Ritenuto встречается и довольно часто, но оно не такое, как в музыке 19 в. Современное ритенуто это постепенное замедление до остановки. Барочное rit. либо больше похоже на allargando, то есть расставление нот, увеличение пауз между ними, либо особенно в конце произведений - вы играете до конца в темпе, а перед заключительной нотой например делаете микропаузу и потом играете её.

Всё это совершенно не возможно объяснить "на пальцах". Лучше всего слушать и учится у известных барочных испонителей. А среди флейтистов траверсо таковым и вообщем самым известным безусловно является Barthold Kuijken (Бартольд Койкен). Вот моя компиляция отличных барочных записей, которую я составила для воспитания вкуса одной из моих учениц:

http://youtube.com/watch?v=ynXkEIh4eHU Бах. Музыкальное приношение 1 и 2 чч. Kuijken. Баланс с флейтой немного не очень

http://youtube.com/watch?v=rwUUCWP2T3Y Вивальди. Концерт соль мажор. 1я часть. Kuijken

http://youtube.com/watch?v=w5Us-o91ZsI Бах. Брандебуржский концерт N5

http://youtube.com/watch?v=kzd00huA0zo Бах. Бранденбургский концерт N6

- Телеманн

http://youtube.com/watch?v=B5ly3gPFags - Телеманн. Сюита ля минор

http://youtube.com/watch?v=vEGQo2DeqZ4 - Телеманн. Концерт для 2х флейт

http://magnatune.com/artists/albums/voi ... /hifi_play - целый диск Баха в барочном стиле

Бах-Вивальди. Квартет блокфлейт

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большое спасибо за разъяснение и аудио примеры. Обязательно сейчас послушаю. А то музыка барокко в репертуаре флейтиста встречается довольно часто, а как грамотно исполнять - до конца не известно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, слушать это САМОЕ важное. Просто от прослушивания отличных примеров объяснять практически становится не нужно.

Я вот недавно открыла для себя потрясающую барочную скрипачку Elizabeth Wallfisch. Барочных скрипачей, играющих на аутентичных инструментах очень много, и среди них много великолепных, но она меня убедила абсолютным отсутствием какой-либо специальной "манеры", она настолько купается в барочном стиле, это всё так натурально, а не то, что "вот тут у меня аутентичное вибрато, тут у меня аутентичный нюанс, тут я специально вот это придумала" и т.п. Сначала я приобрела её диск Сонат Леклера (ансамбль Convivium), теперь нашла несколько её записей на youtube:

http://youtube.com/results?search_query ... arch_type=

Share this post


Link to post
Share on other sites

В качестве студента флейтиста, который имеет отличное представление о барочном стиле, могу порекоммендовать послушать ученицу Адоряна Барбару:

К.Ф.Э.Бах. Концерт соль мажор, 1я и 2я части, исп. Барбара Хемели (Австрия)

http://www.mediafire.com/?4zwoybj9wkh (MP3, 14 MB)

Видео: урок Адоряна. К.Ф.Э.Бах. Концерт Соль мажор, 3я часть - тут её запись с урока 3й части этого же концерта

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, урок Адоряна просто замечательный! Только мне не понятна аттака, она должна быть такой мягкой или это искажение звука? А за фрагмент работы Адоряна еще раз огромная благодарность!!! Как он согласился на такую запись? Обычно педагоги держат проведение уроков за 7-ю печатями, а тут так просто и непринужденно. Приянто.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В разделе Записи масса видео уроков Адоряна, посмотрите. Для него согласится на запись не было никакой проблемы, он даже с удовольствием показал класс, как вы это вначале этой записи заметили.

Где вам аттака показалась мягкой? В какой записи?

Share this post


Link to post
Share on other sites

В 3 части соль мажорного концерта К.Ф.Э.Баха, но опять же повторюсь, может это искажение звука.

Share this post


Link to post
Share on other sites

По-моему отличная у неё аттака, не знаю почему она вам кажется особенно мягкой. Советую все записи на компьютере слушать в наушниках, этим по крайней мере гарантируется хоть сносное качество звука.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Советую все записи на компьютере слушать в наушниках, этим по крайней мере гарантируется хоть сносное качество звука.

:-) Это точно. К сожалению запись всегда искажает( Будем ждать новейших разработак по звукозаписи)))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вопрос о том, что добавлять и где, очень не простой. Для этого необходимо прочитать, по крайней мере, 4 главы Кванца (Как играть Аллегро. Как играть Адажио. Об основных украшениях. О произвольных украшениях (варьировании). Там можно найти ответы на отдельные вопросы и увидеть примеры украшений. Но как писал сам Кванц, украшения в итальянском и французском "стиле" существенно отличаются между собой, также как и смешанный стиль Кванца. Поэтому в произведениях Вивальди это будут одни украшения, в Блаве другие, а в Кванца третьи. Телеман (по Кванцу) исповедывал французский стиль, поэтому его метод. сонаты могут быть примером только для этого стиля. Для итальянского они не подойдут. Среди европейских флейтистов практиков очень мало знатоков стилевых различий. То есть, они, чаще всего, исходять из своих вкусов, где редко учитываются различия, а используется "универсальный" стиль отдельного исполнителя. Ответы на вопросы об украшениях нужно искать в трактатах Кванца, Оттетера, К.Ф.Э.Баха и др. музыкантов 18 в. Из современных флейтовых пособий можно опираться на работы Х.Петера-Шмитца.

Добавлять это значит добавлять :-) То есть помимо того, что написано в партитуре. Часто украшения добавляются в медленных частях если есть знак повторения например, то есть первый раз как написано, а второй раз с придуманными украшениями (пример - вторая часть концерта Вивальди До мажор для пикколо). Бывают места, где написана фермата, или просто неожиданно ноты идут половинками или четвертями - как бы "голые" (места в Гамбургер Сонате К.Ф.Э Баха или самый конец первой части сольной сонаты К.Ф.Э. Баха, где принято играть небольшую каденцию). Я на память не могу сказать есть ли в концерте Кванца места, где можно добавлять украшения.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Телеман (по Кванцу) исповедывал французский стиль, поэтому его метод. сонаты могут быть примером только для этого стиля. Для итальянского они не подойдут. Среди европейских флейтистов практиков очень мало знатоков стилевых различий.

По моему среди европейских флейтистов практиков(не только барочных,но и небарочных) полно знатоков стилевых различий. Потому что только активная практика и прослушивание барочной музыки и дают настоящие представления о стилевых различиях.Надпись в книге же может только подтвердить или не подтвердить ваше стилевое ощущение,расширить кругозор,или показать что вот был Кванц,который добавлял вот такие украшения.Но самому же вашему исскуству импровизационной орнаментики это не даст особо много,разве что подтвердит догадки,и покажет ,что вы находитесь на правильном пути.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Сонаты И.С.Баха, уртекст. Это мои ноты - соотвественно много карандашных пометок. Штрихи поставлены в основном с согласия какого-то из моих педагогов, с которым я эти сонаты проходила. Было бы лучше, если бы ноты были чистыми, так как каждый для себя должен выбирать свой, ему нравящийся вариант. Так что эти штрихи и нюансы лишь пример - возможны другие варианты, для этого и играют по уртексту, чтобы свои поставить!

Спасибо, Саша за ноты.

ИЗ сонаты си минор видно, что лиг практически нет. т. е Бах их не подразумевал. А мы (судя, по твоим нотам и вышеизложенному тексту - стоят лиги в разных местах) играем как хотим и ставим лиги где хотим под свои чувства и интуицию? Я правильно понимаю? я просто запуталась в редакциях.....почему издаются редакции произведений (не конкретно Баха, а вообще) в разных вариантах? и по каким вообще играют редакциям? думаю, наверно, по уртексту со своими пометками "-)))))

Share this post


Link to post
Share on other sites

я это читала (и не раз. читаю, забываю. снова читаю. не понимаю. опять читаю), спасибо. там обсуждался вопрос - по поводу Баха - что штрихи там вообще ставить нельзя (извини, если не правильно поняла). а редакций Баха в разных вариантах полно. и в твоих нотах тоже лиги проставлены.

(я иногда чем больше читаю, тем больше запутываюсь, поэтому приходится кучу вопросов задавать для разъяснения))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не вижу где это было там написано. Я как раз написала, что штрихи ставить нужно, просто каждый это делает по своему. Поэтому лучше не читать, а слушать хороших исполнителей!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Не вижу где это было там написано. Я как раз написала, что штрихи ставить нужно, просто каждый это делает по своему. Поэтому лучше не читать, а слушать хороших исполнителей!

:-p понятно теперь. еще раз все перечитала......

А про баха там в самом начале написано было - что у баха и моцарта украшения добавлять нельзя.

Главное, у меня теперь уртекст есть "-))))

Share this post


Link to post
Share on other sites
слушать хороших исполнителей!

а как определить - хороший исполнитель или нехороший:D

Share this post


Link to post
Share on other sites
А про баха там в самом начале написано было - что у баха и моцарта украшения добавлять нельзя.

Ну украшения и штрихи это же разные вещи!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites
А про баха там в самом начале написано было - что у баха и моцарта украшения добавлять нельзя.

Ну украшения и штрихи это же разные вещи!!!

до меня уже дошло "-))) как до жирафа.....:-p

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас