[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
Flute

Инструментовки концертных аллегро Цыбина.

Насколько я знаю, все три концертных аллегро были написаны для флейты с оркестром. Вот интересно, кто нибудь пытался их когда нибудь играть с оркестром? Существуют ли партитуры? А может даже кто нибудь записал? Хотя я даже с фортепиано не знаю примеров записей кого нибудь из великих флейтистов.:/

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это очень на злобу дня :-) Я этим как раз в данный момент интенсивно занимаюсь!

По последним данным, которые мне удалось пока выяснить, у Цыбина были сделаны наброски инструментовок, но не для симфонического, а для духового оркестра. Этих набросок никто пока не видел, так как ни в одном его личном рукописном архиве (а таких по-моему есть три) этих оркестровок вроде нет.

Оркестровку третьего аллегро сделали мне по заказу, тоже самое сделал когда-то Николай Попов со вторым Аллегро, который он исполнял со школьным оркестром Мюнхенской Высшей Школы на своём выпускном экзамене. Оркестровки первого аллегро пока вроде нет (но будет!).

Известно, что Ягудин - любимый ученик Цыбина - на Всесоюзном конкурсе в 1935 г. в финале исполнял второе аллегро. Он тогда получил вторую премию. Я не понимаю как же так получилось, что он вроде не играл его с оркестром?!

Самое удивительное, что его концерт для гобоя с оркестром и концерт для арфы со струнным оркестром исполнялись с оркестром начиная с первого же исполнения - в случае с арфой, премьеру играла кажется Эрдели, а в случае с гобоем - Пушечников.

Хороших записей (пока!) нет. Есть пара частных записей, но с фортепиано.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну не совсем так. Я знаю человека, у кого партитура есть, я правда не помню какого именно концерта. Назвать человека не могу, так как ноты он все равно не даст, пока сам не сыграет, а когда сыграет неизвестно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне кажется интересно по крайней мере с исторической точки зрения выяснить, существуют ли оригинальные инструментовки или нет, а пока не проблема "даст, не даст". Мне кажется слегка невероятным, если предположим оригинальные оркестровки существуют, что их до сих пор (и это при частоте исполнения этих произведений в России!) их до сих пор с оркестром так никто и не исполнил...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ну не совсем так. Я знаю человека, у кого партитура есть, я правда не помню какого именно концерта. Назвать человека не могу, так как ноты он все равно не даст, пока сам не сыграет, а когда сыграет неизвестно.

Это значит, что он их никогда не сыграет. Знаем мы такой тип людей.:D

Я уверен, что где то в закромах или архивах какой нибудь библиотеки есть оригинальные партитуры, потому что какой смысл было Цыбину писать "для флейты с оркестром". Так во всяком случае было написано в нотах советского издательства "Музыка" Тогда с этим было строго:))

Share this post


Link to post
Share on other sites
потому что какой смысл было Цыбину писать "для флейты с оркестром". Так во всяком случае было написано в нотах советского издательства "Музыка" Тогда с этим было строго:))

Для флейты с оркестром значится только Аллегро N1, в одном старом издании. В других энциклопедических словарях написано для флейты с фортепиано, а например произведения для гобоя и арфы "для гобоя, арфы с оркестром". По причине всесоюзного конкурса, можно подозревать, что и для 2го аллегро потенциально могла существовать инструментовка.

Да что мы хотим, когда даже точные даты написания этих произведений не известны! Человек жил в XX веке и совсем недавно, а вопросов больше, чем ответов!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ну не совсем так. Я знаю человека, у кого партитура есть, я правда не помню какого именно концерта. Назвать человека не могу, так как ноты он все равно не даст, пока сам не сыграет, а когда сыграет неизвестно.

На поверку оказалось, что у этого человека не оркестровка, а написанная от руки ранняя копия (1926 г) клавира и партии флейты Концертного аллегро N1. В этой ранней рукописи (подписанной Н.Михельсон) по сравнению с более поздним печатным изданием отсутвуют некоторые такты, некоторые гармонии попроще, и т.п. Видимо после того, как аллегро исполняли в классе, Цыбин предпринял определённые улучшения, а ноты ходили из рук в руки в таком рукописном виде. Надо отдать должное Михельсону - ноты написаны исключительно аккуратно, и играть по ним было бы намного более приятно, чем по нотам издательства Музыка (если бы не было столько расхождений)!!

В любом случае поиски оркестровки продолжаются!

Share this post


Link to post
Share on other sites

По последним "слухам" Вавилина когда-то исполняла второе концертное аллегро в оркестровке самого Цыбина - для народного состава оркестра. Оркестровка 1го аллегро может и была сделана для симфонического (хотя может и для духового), но партитура по слухам утеряна. 3е аллегро вроде не оркестровывалось автором вообще. Но это всё пока непроверенно... Надеюсь скоро выяснить больше!

Кто нибудь на форуме учится у Вавилиной?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Просидев по 7 часов кряду в архиве РГАЛИ уже второй день могу к сожалению подтвердить, что оригинальных партитур концертных аллегро там к сожалению нет. Зато там есть все манускрипты клавиров Концертных аллегро, манускрипт 3х концертных этюдов (Арабеска, Ноктюрн и 10й этюд ми минор), а также несколько пока никому неизвестных и до сих пор неисполненных камерных ансамблей. Дополненный список сочинений Цыбина после моих исследований см. в моей о нём статье в Википедии тут. В Музее им. Глинки нотный материал практически отсутсвует - есть только манускрипты учебных этюдов, включённые в Основы (Школу) Цыбина.

Манускрипта второго Аллегро в РГАЛИ две штуки - более ранний манускрипт (который выглядит как дореволюционный) на заглавном листе партии флейты имеет надпись "для флейты с оркестром". На более поздней версии, которая сдавалась в печать Музгиз уже в 1947 году надпись уже "с фортепиано". На первом и третьем аллегро (клавир) стоит надпись "с фортепиано". В списках собственных сочинений, которые Цыбин писал несколько раз в различных автобиографиях он почти всегда даёт этим произведениям названия "Концерт", а не концертные аллегро.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сенсация: в манускрипте 1го аллегро, хранящегося в РГАЛИ я нашла авторскую каденцию!! Она была вычеркнута редактором во время подтоговки к печати, это было в 1950 г. уже после смерти Цыбина. Факт смерти автора позволил двум редакторам учинить довольно самодеятельный произвол с этим манускриптом. Один редактор приписал несуществующую агогику и динамику во многих местах, а другой вычеркнул два крупных куска, один из которых является отлично написанной, интересной каденцией!! Всегда нужно проверять манускрипт, я не перестаю удивляться до каких крупных ошибок можно дойти!! Это просто недопустимо! Страниц у них что ли по плану должно было быть меньше?!! Как такое вообще возможно :-(

После просмотра манускриптов Цыбина я увидела насколько тщательно он дорабатывал свои сочинения. Он по нескольку раз изменял, дополнял и убирал различные куски в черновике. Но когда он сдавал в печать беловик, то уже после часто чуть ли не 20 лет исканий, он уж точно был отвественнен за то, что отдаёт в печать, и вряд ли был бы согласен с таким самопроизволом издателей, если бы был жив в момент издания этой рукописи...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мой педагог, Даниил Григорьевич Харкеевич (ученик Цыбина), говорил, что Цыбин

думал включить в свой "концерт" 2-e Аllegro (1), Andante(2) и Тарантеллу (3) в варианте с средней частью, недавно изданную вместе с Анданте...

Относительно оркестровок мне ничего не известно...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Верно. 2й частью 2го концерта должно было быть Анданте, оно даже в одной афише концерта его учеников (за 1936 г.) так значится, хотя ученики играли 2е аллегро и Анданте при этом не подряд!

Насчёт третьей части Тарантеллы - у меня лично сомнения. Я вытащила из архива набросок, на котором стоит цифорка "III" и написано "Рондо". Это только партия флейты, клавира нет. Музыка прямо скажем не очень удавшаяся - по тональности правда сходится с 2м аллегро и Анданте, и думаю это и была третья часть. К сожалению целиком это уже восстановить невозможно, да и по музыкальному материалу кажется не стоит свеч... А вот Тарантелла не подходит по тональности! Более того, Тарантелла написана в 1947 году, уже после 3го аллегро - незадолго до смерти, а 2е Аллегро и Анданте практически на 20 лет раньше.

Думаю у Цыбина просто не было времени, чтобы решить это до конца. По крайней мере на собственных концертах его учеников это так и не было исполнено в таком трёхчастном виде. Ну а потом он вообще сочинил 3е Аллегро. Кстати в обоих манускриптах Тарантеллы средняя часть отсутсвует - я думаю она написана целиком самим Янусом, Цыбин это не писал.

Касаясь непосредственно темы - оркестровки всех трёх аллегро (неавторские, а заказанные мной) к этому моменту закончены полностью. Надеюсь скоро будем выносить на суд зрителей.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ага!!я учусь у Вавилиной,и точно знаю,что она играла аллегро 2))а насчет партитурки узнаю!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас