[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
Vlad

Народные инструменты флейтовой группы

Нашел весьма интересный инструмент деревянной духовой группы - играющий мультифониксами

ансамбль известной венгерской певицы Марты Шебештиен - в комментариях пишется что играют на нем в дальних селениях и народных ансамблях в Словакии ( тоже венгерских).

Share this post


Link to post
Share on other sites

это фуяра, или подобный по-конструкции инструмент. сейчас довольно распространённый и всячески распространяемый в среде любителей. я, как этнограф, к подобным обертонным дудкам и прочим "калюкам" отношусь сдержанно. Сдержанно в том смысле, что на фоне подобных изысков любая глиняная птичка-свистулька выглядит куда более аутентично

Share this post


Link to post
Share on other sites
это фуяра, или подобный по-конструкции инструмент. сейчас довольно распространённый и всячески распространяемый в среде любителей. я, как этнограф, к подобным обертонным дудкам и прочим "калюкам" отношусь сдержанно

Приветствую Вас. Я часто езжу на фольклорные фестивали в Европе и вижу сколько же разнообразных инструментов созданно разными народами. Но особенно все таки интересует родственные флейте. И надо сказать что звучит все это очень интересно и познавательно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

На мой взгляд, тема очень интересна - по поводу народных инструментов. :D

У меня к этой теме есть небольшой вопрос - кто что слышал по поводу такого инструмента как Курай?

Я слышала звучание этого инструмента в исполнении Zahira Shayahmetova. Ооооочень симпатично. Красивое звук....по моему напоминает траверс флейту.

Share this post


Link to post
Share on other sites
и вижу сколько же разнообразных инструментов созданно разными народами. Но особенно все таки интересует родственные флейте

народов действительно много. родственных инструментов меньше. имею ввиду специфические дудки, с индивидуальным подходом к звукоизвлечению и отличным от других тембром. часто идентичные инструменты встречаются у разных народов одной этнической группы и, соответственно, по-разному называются... пример как раз по-теме следующего вопроса

У меня к этой теме есть небольшой вопрос - кто что слышал по поводу такого инструмента как Курай?

курай. башкирский инструмент. у казахов, он же - сыбызгы. Оба народа тюркского происхождения

о курае надо подробнее?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Интересно, а как звучит сама флейта с такой головкой?

на сайте есть примеры

моё мнение, если позволите...

это, конечно, всё очень любопытно и увлекательно. но без противопоставления Shakulute и оригинальной Shakuhachi. об этом, кстати, сказано на самом сайте Tai Hei Shakuhachi - модель позиционируется как гибридная. дело и в материале, и в технических характеристиках. если Shakuhachi даёт, скажем, 7 полезных (темброво окрашенных) нот аутентичного звукоряда, вне зависимости от своих размеров, то у Shakulute чуть больше трёх октав по-хроматизму. что непозволительно много для японской музыки.

Shakulute действительно звучит как гибрид. бамбуковый тембр угадывается, но не несёт должной смысловой нагрузки. зато присутствует техническая база, позволяющая впасть в постмодернистский угар и исполнить на Shakulute фантазию Допплера. ну, или Такемицу с Отакой

Share this post


Link to post
Share on other sites
о курае надо подробнее?

если можно, то с удовольствием послушаю о Курае.

Тут одна моя знакомая из башкирии тоже училась на курае играть. к сожалению, в живую я не смогла послушать :-(

Share this post


Link to post
Share on other sites

сама отвечу про курай

КУРАЙ - башкирский и татарский духовой инструмент, род продольной флейты: трубка конической формы с 4 боковыми отверстиями с лицевой стороны и одним - с тыльной. Длина 600-700 мм и даже 1000 мм. Изготоляется преимущественно из полых стеблей зонтичных растений; встречаются деревянные и металлические. Звукоряд КУРАЯ диатонический, но виртуозы извлекают и отдельные хроматические звуки. Диапазон 2-2,5 октавы.

При игре на КУРАЕ исполнитель часто сопровождает мелодию непрерывно тянущимся звуком своего голоса. На КУРАЕ исполняются народные песенные мелодии, а также программно-изобразительные пьесы и т. п

http://www.youtube.com/watch?v=KXDQcEH86jQ

- курай

http://www.youtube.com/watch?v=RR2ngFuvPe4

- курай

http://www.muzicalno.ru/Duh_02_8.html - про курай

Share this post


Link to post
Share on other sites

ШИАЛТЫШ

(мар., от шияш - сильно дуть)

— мар. пастушеская свистковая флейта. Ствол из дягиля (зонтичное растение), бамбука, ныне также из металла, пластмассы. Дл. 400 - 600 мм. Верх. конец имеет косой срез, возле него - свистковое отверстие. На лицевой стороне ствола 2 - 6 пальцевых отверстий. Тембр мягкий, прозрачный в низком регистре, резковатый, свистящий - в высоком. Ш. гл. обр. сольный инстр.,на нём обычно исполняют лирич. мелодии. Родств. инструменты - курай, сыбызгы, ачарпын. http://josef-egipetsky.narod.ru/Slovar/Instr/24Sh10Shialtysh.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

Может Я тут совсем не в тему -

я наткнулась еще на одну статейку - "Какие еще бывают флейты?"

(может еще кому будет интересно)

Свистковые

Из свистковой флейты проще всего извлекать звуки. Поэтому все детские игрушки принадлежат как раз этой категории. И именно свистковая флейта господствовала в Европе с 11 по 18 век. Называлась она по-разному: флажолет, рекордер или блок-флейта. В 18 веке была вытеснена более сильной и техничной поперечной флейтой. Однако сегодня практически во всех музыкальных магазинах можно увидеть как раз рекордер (или по-немецки блок-флейту). Он вновь всплыл на волне популярности старинной музыки. К тому же он проще в освоении.

Свистки – это разновидность свистковой флейты. Они сегодня обычно используются сотрудниками милиции, охраны или различными контролерами как сигнальный инструмент. Еще их используют для подачи сигнала терпящие бедствие. Такие свистки крепятся на спасжилете.

Также широко известны русские свирели. Обычно это двуствольная свистковая флейта, на которой исполняется двухголосная мелодия. Часто это слово употребляется в обобщенном смысле. Родственна ей сопель. Это уже одноствольная флейта. Известна она с 11 века как ратный инструмент для подачи сигналов на поле боя.

Можно перечислить еще несколько инструментов разных народов, которые относятся к этой же группе свистковых флейт. Это марийский «шиалтыш», грузинская «саламури», армянский «тутак». В южно-американских Андах распространена «тарка». У этой флейты прямоугольный в сечении канал.

Открытые

Открытые продольные флейты, как более простые и более древние, распространены очень широко. Среди них сегодня наиболее широко известна флейта очень далекого нам народа – японцев. Это сякухати. На ней исполняется два вида музыки. Светская, мелодичная и понятная. И сакральная, медитативная музыка, понять которую непросто. Порой она имитирует звуки природы, порой отражает движения духа.

Другой известной разновидностью является татарский и башкирский курай. Этот инструмент можно назвать голосом народа, и он очень популярен. При игре на флейте исполнитель часто «гудит» низким голосом, сопровождая музыку. У тюркских и монгольских народов «гудение» обычно представляет собой горловое пение. Это делается и на других родственных инструментах. Таких как казахская «сыбызгы», киргизский «чоор». Сюда же стоит отнести и венгерскую флейту «фуруйя». Родственным кураю как по конструкции, так и по манере исполнения (держится наискось в углу рта, игра сопровождается гудением) является балканский «кавал». На нем играют в Болгарии, Албании и Румынии. Название «кавал» – турецкого происхождения.

Однако в Румынии есть свои разновидности открытой флейты. Это широко распространенный «флуер». В советское время был хорошо известен молдавский народный оркестр «Флуераш» по названию родственного инструмента. «Флуер» является одним из солирующих инструментов в «тарафе», национальном оркестре румынских цыган. В Украине такая флейта называется «флояра».

Самым простым и, возможно, наиболее древним из всех является другая флейта – Карпат. Эта флейта представляет собой простую трубку со скошенной вершинкой. Поэтому у гуцулов она называется «скосивка». У румын это – «телинка». Звуки разной высоты извлекаются с помощью частичного перекрывания пальцем нижнего (выдувного) отверстия. Во всех перечисленных выше флейтах звуки различной высоты извлекаются благодаря перекрыванию отверстий на корпусе. У «телинки» же нет ни отверстий на корпусе, ни свистка. Проще этой флейты не существует. Аналогичная телинке флейта без игровых отверстий существует в Польше – «фуярка» и в Словакии – «концовка».

В общем ряду открытых флейт также можно назвать еще курдский и армянский блул и армянский сринг. Название он взял от древнегреческой сиринги, которая является флейтой Пана. Но переход названия одного инструмента на другой очень характерен.

В Южной и Центральной Америке имеется своя разновидность открытой продольной флейты. Это тростниковая флейта «кена». Самая старая археологическая находка – 12 тыс. лет назад.

На островах Океании и в Австралии распространены носовые флейты. Как видно из названия, воздух в них вдувается через ноздрю. Румынская телинка тоже иногда используется как носовая флейта.

Смешанные

Как уже говорилось, переход названий в музыкальных инструментах – это норма. Среди таких инструментов можно назвать следующие флейты. Украинскую сопилку, которая может быть и открытой, и свистковой, и промежуточного типа. И украинскую свыриль. Название родственно русской свирели, однако, это многоствольная флейта, типа флейты Пана. Также она может представлять собой многоствольную свистковую флейту, где каждый ствол издает только один звук.

Интересным примером является переход названий, связанных с русским словом дудка. Дудка – это русская продольная свистковая флейта и в то же время – обобщенное название всех духовых инструментов. Однако похожее название существует в туркменском языке. Это «тюйдук». Этим словом называются самые разные инструменты. Например, «гаргы-тюйдук» – это продольная открытая флейта, «дилли-тюйдук» – язычковый инструмент. В турецком языке это слово превращается в «дюдюк». И «диллидюдюк» уже – свистковая флейта. А вот в армянском языке «дудук» – это уже совсем другой инструмент, язычковый, как известный нам саксофон. У болгар «дадук» – свистковая флейта.

Еще один характерный пример перехода названий: слово «най». В арабо-иранском варианте «най» – продольная флейта. В среднеазиатском (каракалпаки, таджики, туркмены, узбеки) – это поперечная флейта. А вот в румынском варианте – это уже флейта Пана.

Флейта Пана

Разновидностей такой флейты очень много. Наиболее широко известен румынский инструмент «най». Однако в России тоже есть такая флейта. Называется она «кугиклы» или «кувиклы». По всей видимости, от названия растения куга. Возможно, кугой называли тростник, основной материал многих духовых инструментов. Правда, сегодня кугой в России называют чаще камыш или рогоз. Кугиклы представляли собой несколько стволов. Исполнителями являлись только женщины. При этом групповое исполнение представляло собой поочередное использование двух и более инструментов группой исполнителей (перекличку). На литовском «скудучае» играют аналогичным образом.

Подобное же исполнение можно обнаружить и на Американском континенте. Это флейта «сику» южноамериканских индейцев. Она представляет собой довольно крупные стволы с низким звучанием. Играют на ней также поочередно. К более простой и небольшой по размерам флейте относится и еще одна южноамериканская разновидность – сампоньо. Она может быть и двухрядной, для более компактного размещения стволов.

Также к флейтам Пана относятся грузинская «ларчеми» или «соинари» и древнегреческая «сиринга».

Share this post


Link to post
Share on other sites

А кто знает че-нить про деревянные (не бамбук) поперечные флейты из Индии с шестью игровыми отверстиями:название, строй, можт аппликатурка есть где?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас