Masha Torres

Наизусть? Или не наизусть? Вот в чем вопрос.

Может мой вопрос покажется слишком наивным, но хотелось бы обратиться к опытным "конкурсантам".

Собираюсь на международный конкурс. В регламенте указано - можно играть как наизусть, так и по нотам.

Имеет ли какое-нибудь решающее значение отсутствие нот перед музыкантом? Или же это стереотип? Вся программа исключительно сольная.

И допустимо ли играть часть программы по нотам, а часть наизусть? Или уж либо так, либо так?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Бузусловно лучше наизусть! Это не только моё мнение ,но и членов жюри с которыми я смог пообщаться. Например на последнем конкурсе в Италии один из членов жюри сам это отметил и сказал что это всегда производит хорошее впечатление. Но конечно тут если некоторые моменты.Первый тур практический всех международных конкурсов

это игра solo т.е. без фортепиано. Как раз тут-то и надо играть наизусть! Ведь в первом туре порой выступает человек 20 ,30 .. 60 а то и все 100!!! Тут и маленькие нюансы имеют значение - надо как-то запомниться,выделиться!!! Конечно это не касается современных произведений - учит что-то типа Секвенции Берио наизусть - просто потеря времени (Хотя если его у вас много... :D )

Второй тур - это обычно 2-3 произведения с фортеп. - сонаты или пьесы одна из них обычно современное произведение.Тут уже можно выбрать -что-то наизусть что-то по нотам. В этом давтся полная свобода.Я бумаю для человека который всю жизнь играл на экзаменах наизусть не составит сыграть Баха ,Моцарта,Райнеке,Шуберта т.д. и на конкурсе без нот!

Ну а третий тур,если вы на него прошли :D , безусловно надо играть наизусть - тут уж вы 100% солист , да и как правило репертуар 2 тура это Моцарт, Бах, Иберт, и прочие всем хорошо известные концерты которые мы играем с детства!

Ну конечно если музыканты которые в любом случае играют по-нотам лучше(стабильнее,меньше нервничают,им лечше музицировать) чем наизусть. Если вы один из них то играйте по-нотам! Ведь большинство играет так и ведь выигрывают же! ;)

Короче выбор за Вами! Удачи на конкурсе! :-bd

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дима, спасибо большое за то, что развеяли мои смутные сомнения :-) Как раз вот о таких "нюансах" я и думала.

А Моцарт наизусть это святое :D

Хотя конечно экзамены в консерватории, где в комиссии сидят все дорогие и любимые дядечки-педагоги - это одно, а вот международный конкурс - совсем другое дело. Страшно :ymsick: Ну наизусть - так наизусть, нет ничего невозможного :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не наизусть!

"Учить текст наизусть"- пустая трата времени, а заставлять себя играть наизусть, неважно, перед педагогом или публикой-пустая трата нервов.Музыка от этого не выигрывает совершенно ничего. Серьезный, профессиональный исполнитель в любом случае знает текст наизусть. Поэтому пульт стоит, в основном, для моральной поддержки и избавляет от таких тупых явлений, как "внезапно вылетел из головы текст". Психология-капризная вещь, страх может возникнуть совершенно внезапно на сцене, даже у очень опытного исполнителя, и тогда глаза автоматически опустятся в ноты, за поддержкой, что ли. И если их там не окажется, то страх может не прекратиться, что уже отвлечет от музыки,или , того хуже , вызовет "кошпыряние". Спрашивается- зачем?

"Необходимость" игры наизусть была изобретена в Листовскую эпоху пианистами для пианистов, насколько я знаю. Но при этом надо принимать во внимание, что это не касалось музицироавания с партнером , и что эпоха предполагала вольное прочтение нотного текста. Учитывая,что флейтисты в 90 процентах случаев занимаются совместным музицированием, и, что в наши дни от исполнителя требуется исключительно точное прочтение нотного текста, для меня вопрос игры наизусть-вопрос решенный

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если играешь наизусть, а ноты стоят для подстраховки, то может случиться такое, что решив посмотреть в ноты, ошибешься.

Лучше полностью играть наизусть, либо полностью по нотам.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Согласна. Я уже тоже устроила себе "полуигру" наизусть с подстраховкой нот - и выходили одни ошибки. Либо наизусть, либо по нотам! Наизусть играть несложно на самом деле, но нужно иметь время, чтобы произведение выучить – обычно это значит, что нужно это запланировать заранее - лучше с самого начала разбора знать как именно будет исполнятся произведение, и работать в этом направлении, а не решать в последний момент.

На мой взгляд обязательно играть наизусть с оркестром, здесь возможны только очень редкие исключения. Тоже на мой взгляд обязательно играть наизусть несовременные короткие пьесы для флейты соло (типа Боцца, Карга-Элерта и т.д.). Сонаты можно играть по нотам. Большинство современных пьес тоже. Ну а остальное по вкусу и совести :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сонаты и Вариации Шуберта НУЖНО играть по нотам. Так как эти произведения камерного жанра, где фортепиано играет такую же важную роль как и флейта, а в Шуберте даже первостепенную(Шуберт сам в названии указал, что произведение написано для фортепиано и флейты, а не наоборот!) Если вы хотите исполнять эти вещи без нот, то тогда и пианист должен играть наизусть, чего он, я уверен, делать не будет.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Сонаты и Вариации Шуберта НУЖНО играть по нотам. Так как эти произведения камерного жанра, где фортепиано играет такую же важную роль как и флейта, а в Шуберте даже первостепенную(Шуберт сам в названии указал, что произведение написано для фортепиано и флейты, а не наоборот!) Если вы хотите исполнять эти вещи без нот, то тогда и пианист должен играть наизусть, чего он, я уверен, делать не будет.

Согласен с Сашей. ИМХО, любая соната - в первую очередь - это камерный ансамбль, в котором все участники равноправны, и если их (сонаты) играть наизусть, то всем партнёрам без исключения.

На YouTube Паю играет Франка и Штрауса наизусть и его пианист тоже это делает.

Ещё я категорически не приветствую осознанную игру камерной музыки в классе по специальности в качестве программы. Безусловно и бесспорно, что педагог по специальности обязан контролировать и направлять этот процесс, но для такой музыки есть камерный класс, как у струнников и пианистов. Спец. класс - для сольной программы ("чисто" ;) сольной и с концертмейстером). А у нас привыкли отождествлять концертмейстера с партнёром по камерному музицированию. А это - разные вещи. И флейтист тоже должен понимать, в каких случаях он является солистом, а в каких - ансамблистом. И в этом я вижу подход к выбору игры по нотам или наизусть.

Опираясь на свой некоторый опыт, могу сказать, что у меня был сольный концерт продолжительностью в 1 час, где я играл только музыку современных композиторов для флейты соло (причём некоторые авторы специально для меня написали свои произведения). По нотам. При этом в классе по специальности я играю концерт Меркаданте только наизусть.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ещё я категорически не приветствую осознанную игру камерной музыки в классе по специальности в качестве программ

Не совсем согласен с Сережей. Флейтовый репертуар относительно беден на настоящие шедевры, чтобы пренебрегать ими на уроках по спец, только потому, что они-камерная музыка. Пример- Соната Прокофьева или Интродукция и Вариации Шуберта

Share this post


Link to post
Share on other sites

Эти сонаты можно исполнить и в классе по спец и в камерном!вреда уж точно не будет...а пользы!это произведения не для одноразовой игры ,и лишний раз их переосмыслить не вредно

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что касается игры наизусть, то, по-моему, ставить ноты это только хуже, скорее всего вообще от них не оторвешься. Если уж решил играть наизусть - играй, без всяких подсказок. А если по нотам, то ставь пониже, чтобы не зарываться туда лицом и зритель мог видеть твое лицо.)

Share this post


Link to post
Share on other sites

...А теперь ответ от "опытных" (опытных в кавычках!) :-) совсем юных конкурсантов... Если вопрос поставлен по шекспировски... в стиле "быть

или не быть", то ответим тоже по шекспировски: Играть наизусть!!! Музыкант по Природе своей Актер! А Актеры в шекспировские

времена учили громадные тексты только наизусть, и без подсказчика - souffleurа...Это и уважение к Зрителю и Слушателю ; тренировка и вживание в Образ!!!

Прекрасно, что традиции нашей муз.школы основаны на игре наизусть не только на конкурсах, но и на отчетных и праздничных выступлениях.

Обращаемся к первоисточнику в нем и ответ....

William Shakespeare:

To be, or not to be: that is the question:

Whether 'tis nobler in the mind to suffer

The slings and arrows of outrageous fortune,

Or to take arms against a sea of troubles,

And by opposing end them? To die: to sleep;

No more; and by a sleep to say we end

The heart-ache and the thousand natural shocks

That flesh is heir to, 'tis a consummation

Devoutly to be wish'd. To die, to sleep;

To sleep: perchance to dream: ay, there's the rub;

For in that sleep of death what dreams may come

When we have shuffled off this mortal coil,

Must give us pause: there's the respect

That makes calamity of so long life;

For who would bear the whips and scorns of time,

The oppressor's wrong, the proud man's contumely,

The pangs of despised love, the law's delay,

The insolence of office and the spurns

That patient merit of the unworthy takes,

When he himself might his quietus make

With a bare bodkin? who would fardels bear,

To grunt and sweat under a weary life,

But that the dread of something after death,

The undiscover'd country from whose bourn

No traveller returns, puzzles the will

And makes us rather bear those ills we have

Than fly to others that we know not of?

Thus conscience does make cowards of us all;

And thus the native hue of resolution

Is sicklied o'er with the pale cast of thought,

And enterprises of great pith and moment

With this regard their currents turn awry,

And lose the name of action.-Soft you now!

The fair Ophelia! Nymph, in thy orisons

Be all my sins remember'd.

Борис Пастернак

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то кто снес бы униженья века,

Неправду угнетателей, вельмож

Заносчивость, отринутое чувство,

Нескорый суд и более всего

Насмешки недостойных над достойным,

Когда так просто сводит все концы

Удар кинжала! Кто бы согласился,

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Когда бы неизвестность после смерти,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался, не склоняла воли

Мириться лучше со знакомым злом,

Чем бегством к незнакомому стремиться!

Так всех нас в трусов превращает мысль,

И вянет, как цветок, решимость наша

В бесплодье умственного тупика,

Так погибают замыслы с размахом,

В начале обещавшие успех,

От долгих отлагательств. Но довольно!

Офелия! О радость! Помяни

Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

:-):ymapplause:

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот некоторые примеры недосягаемости (записи прошлых лет)

Emmanuel Pahud joue Mozart

http://www.dailymotion.com/video/x4fuax ... zart_music

Mozart - Concerto Flute - Adagio

http://www.dailymotion.com/video/xoa58_ ... agio_music

J.S.Bach. Partita for flute solo

:ymapplause:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас