[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
madhumakkhi

Гаммы, интервалы

Что в голове, когда играете гаммы? И что там должно быть? У меня никак нормально не получается играть гаммы терциями. Мне кажется, что торможу я оттого, что никак не могу изгнать образ клавиатуры из головы. То есть я пытаюсь строить терции на образе клавиатуры и получается постоянное спотыкание и торможение. Но это как мне кажется. Может проблема не в этом. Просто гаммы уже, вроде, нормально получаются. Поначалу был прикол в том, что пальцы все время хотели направо, чтоб получилось вверх, а налево, чтоб вниз. Но уже, ттт, это прошло.

Share this post


Link to post
Share on other sites

у меня, кстати, тоже самое - в голове клавиатура от фоно вырисовывается и я соображаю эти самые терции только через нее, поэтому получается меееедленно ;-)

причем, все остальное нормально работает - быстро и без проблем, а терции - наверно надо просто много заниматься! :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нет, конечно, фп клавиатура в голове не нужна. Я своих учу проговаривать медленно, а потом скороговоркой до-ми, ре-фа, ми-соль, фа-ля и т.д и вниз. Сначала без флейты научиться это говорить, потом нажимать пальцами и проговаривать. Терции в любой гамме одинаковы, просто начинается с нужной и знаки подставляются (знаки проговаривать не нужно). Потом, когда играешь, ноты сами быстро шепчут в голове, если так можно выразиться. Попробуйте, все проверено практикой, все работает.

Посоветую еще, скорее не для вас, а для тяжелых случаев. Сначала подумать, потом сыграть. Например, гамма соль мажор. Думаем, соль-си, потом это играем; пауза, во время которой думаем ля-до, потом это играем и т.д. Внешне звучит как терции через паузы. Важно:паузы можно делать большие, а ошибаться нельзя. Дальше простор для творчества, например - думаем соль-си, ля-до, играем, думаем си-ре, до-ми, играем и т.д.

Мне очень понравилась сама постановка вопроса " Что в голове, когда играете гаммы? И что там должно быть?". Это принципиально правильный вопрос. Я всегда ученикам объясняю, что должно быть в голове во время игры.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересный момент...

А у меня как раз "проговаривание" ограничивает скорость (не обязательно в гаммах, а в пассажах или быстрых пьесах). Я просто не могу "проговорить" быстрее, хотя руки сыграли б. И вот как раз бьюсь, чтоб отключить свою "мыслеречь" дабы не мешать рукам.

Вы с этим не сталкивались, OM? Как научиться "говорить" и мыслить быстрыми темпами и длинными пассажами?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Olga26, мне кажется, близко к вашей теме я писала в другой ветке. Сейчас процитирую:

" Советую играть трели во всех тональностях (в тех гаммах, которые сейчас проходите). Не трельной, а обычной аппликатурой. Можно таким же образом играть и терции и трезвучие, а затем и кварты и т.д. Можно играть к каждой ноте форшлаги, одинарные, двойные и т.д. вплоть до небольших пассажей (в тональности или в хром. гамме).

Технику тормозит мышление, если оно не воспринимает группу тот как единое целое, а пытается угнаться, обдумать каждую ноту. В трели такой проблемы нет, никто не воспринимает ее как сверхбыструю последовательность нот, она легко воспринимается как самостоятельная единица. Форшлаг тоже. Тот же способ мышления можно перенести в пассаж.

Играть форшлаг из 1-2-3-4-5 и т.д. звуков, в итоге получится уже то, что скорее можно назвать пассажем, а не форшлагом. При этом не бежать мысленно за нотами, а внутри себя смотреть в одну точку и тянуть одну ноту. Так балерина делает фуэтэ.

Еще, для наглядности, мы играем на ксилофоне гамму до мажор двумя палочками (получается не быстро), а потом играем ее как глиссандо одной палочкой (получается цельно, стремительно, так и нужно мыслить пассаж)."

А здесь у нас речь шла не о том, чтобы быстро играть, а чтобы правильно, на начальном этапе. О создании связи образа ноты с ее тактильным аппликатурным ощущением (мы ведь не смотрим на руки во время игры), а не со зрительным образом фортепианной клавиатуры.

А я вот что думаю... Чтобы отключить "мыслеречь", попробуйте поимпровизировать пассажами, по принципу "нажимать куда попало", чтобы мозг не в состоянии был понять, что сейчас будет и что ему проговаривать. Может, удастся поймать нужное состояние.

Share this post


Link to post
Share on other sites
О создании связи образа ноты с ее тактильным аппликатурным ощущением (мы ведь не смотрим на руки во время игры), а не со зрительным образом фортепианной клавиатуры.

А я вот что думаю... Чтобы отключить "мыслеречь", попробуйте поимпровизировать пассажами, по принципу "нажимать куда попало", чтобы мозг не в состоянии был понять, что сейчас будет и что ему проговаривать. Может, удастся поймать нужное состояние.

По этому поводу -

вот например - взяла этюд - в общем у него там и трели и арпеджио и терции - в общем хорошее упражнение как из гамм все понапихано - он у меня с третьего раза запомнился наизусть - причем я просто поняла смысл - что за чем идет - типа - тут играем арпеджио, тут красивый пассаж, тут еще что то.....

а вот например в Бабочке - первая страница - запомнилась чисто мелодично - ну за исключением тех нот, на которые делаются шьрихи - их я проговаривариваю

а вот после медленной части - все уже со смыслом нот ....

вот почему так? в одних местах проговаривается и знаешь ноты, в других - чисто пальцевое - причем, быстрое, запоминание - мелодии без смысла и проговаривания нот?- тут мозг отключается.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я в "чисто пальцевое" запоминание не верю как в метод, оно дает сбои во время волнения на сцене. Сейчас подумала: вот едет, например, человек на велосипеде. Ведь тоже так, если он заволновался или испугался, то может упасть или ехать зигзагами, то есть на моторику это влияет.

Я никогда нотами не заучивала, меня этому не учили, но, когда этим заинтересовалась, выяснилось, что я могу все ноты назвать от первой до последней. Как-то механизм осознания сам наладился. "Бабочку" тоже могу всю назвать, благодаря ученикам. Только хроматические куски сложно. "Полет шмеля" мне очень трудно назвать нотами, только если очень медленно.

А ты, Марина, говоришь, у тебя наоборот, начало "Бабочки" не знаешь, а конец, где хроматизмы - пожалуйста. Наверное, где сложнее было сыграть, больше мозг включался.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ОМ, Вы всегда очень дельные и ценные советы даете, причем доступным языком. Иногда сам бываешь очень близок к пониманию проблемы, но не уверен в варианте или чего-то не хватает, чтоб разобраться до конца, а Вы так хорошо все по звеньям раскладываете, как математик, :-) , что все разрешается в голове. Наверное такой осмысленности с вашей стороны способствовало и множество проблем, которые вам приходилось самой для себя решать-переучивать, и склад ума (наверное, отнюдь не далекий от математического?).

Видно, что у Вас, как педагога, творческий подход и что над каждым действием проводите тщательный анализ-синтез, и то же качество стараетесь привить ученикам и нам заодно :-) .

Спасибо Вам большое! :x

Share this post


Link to post
Share on other sites

Olga, спасибо Вам огромное за такие добрые слова и внимание!

И как Вы угадали? Я, действительно, в школе знала и любила математику. Учительница математики была недовольна моими занятиями музыкой. Но, когда я на школьном концерте сыграла "Аве Марию" Бах-Гуно, она подошла ко мне и очень глубоко сказала: "Я все поняла. Больше ничего говорить не буду." Так "лирика" победила "физику". :-)

Музыка меня привлекает своей "магией", непосредственным воздействием на слушателя. Еще я занимаюсь психологией и целительством, и это очень помогает в работе педагога.

Вы правы, проблем технических и психологических для себя пришлось решить много, и этому опыту для педагога нет цены. Теперь хорошо знаю, как не надо играть. :D

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я в "чисто пальцевое" запоминание не верю как в метод, оно дает сбои во время волнения на сцене. Сейчас подумала: вот едет, например, человек на велосипеде. Ведь тоже так, если он заволновался или испугался, то может упасть или ехать зигзагами, то есть на моторику это влияет.

Я никогда нотами не заучивала, меня этому не учили, но, когда этим заинтересовалась, выяснилось, что я могу все ноты назвать от первой до последней. Как-то механизм осознания сам наладился. "Бабочку" тоже могу всю назвать, благодаря ученикам. Только хроматические куски сложно. "Полет шмеля" мне очень трудно назвать нотами, только если очень медленно.

А ты, Марина, говоришь, у тебя наоборот, начало "Бабочки" не знаешь, а конец, где хроматизмы - пожалуйста. Наверное, где сложнее было сыграть, больше мозг включался.

Нет - у меня в Бабочке - начало и конец сам наизусть запомнилася - я нотмами могу все это назвать - там запомнилось чисто на понимание - даже не знаю как это объяснить. наизусть никак не пониается средняя часть - причем отдельные куски.

а ге хроматизмы - это вобще легко.

пальзевое апоминание я тоже не приветствую - оно подводит . нужно не запоминать, а понимать.

это как в математике - раньше не могла ничего запомнить пока не пойму. а как пойму - и запоминать не нао - само все выводится ))) тут наверно тоже самое.

в этюде - поняла что за чем идет, где какие арпеджио и др технические приемы и пошло как по маслу )))

а раньше задумывалась - как же это можно запомнить )))))

н некоторые места - просто не хотят пониматься ))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Присоединяюсь к Оле - спасибо ОМ - Оля ))) за ценные подробьные советы )))

Между двумя Олями - можно желание загадывать )))) надеюсь оно сбудется!

ммм, в этих именах - прозвучало две ноты ))))

пора спать :-h

Share this post


Link to post
Share on other sites
...

И как Вы угадали? Я, действительно, в школе знала и любила математику. Учительница математики была недовольна моими занятиями музыкой...

Мне кажется педагогу, которому пришлось самому много "реставрировать", легче разобраться и с проблемами учеников. Тот музыкант, у которого с самого маленького был великолепный педагог (повезло) +его собственный талант = сразу имел правильную постановку, технику, звук, дыхание, он через 20 лет наверное и не сможет объяснить, как он это делает и почему другие могут делать по-другому. С такого музыканта наверное получится больше по другому "профилю" педагог, для более позднего периода обучения, когда уже вопросы постановки не волнуют, а волнует стилистика и т.п. Это, правда, только мои домыслы.

Насчет Вас догадалась потому, что в каждом ответе логическое обоснование. А еще сама по складу "физико-лирик" и тоже сталкивалась с непониманием со стороны педагогов обеих сторон. Только у меня в итоге выбор был сделан не в пользу музыки, о чем жалею.Так что Ваш подход мне близок, но образования не достаточно :-) .

Share this post


Link to post
Share on other sites

А здесь у нас речь шла не о том, чтобы быстро играть, а чтобы правильно, на начальном этапе. О создании связи образа ноты с ее тактильным аппликатурным ощущением (мы ведь не смотрим на руки во время игры),

Будете смеяться, но я поначалу умудрялась смотреть (даже без зеркала). Как только глаза на месте до сих пор остались....

Share this post


Link to post
Share on other sites
Нет, конечно, фп клавиатура в голове не нужна.

Значит будем изгонять :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

При игре терции удобно (мне по крайней мере) представлять как нисходящие секунды из-за такта.

Т.е. не до-ми ре-фа ми-соль, а до/ ми-ре/ фа-ми/ соль-ля и т.п.

А кварты как нисходящие терции.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ооо, правда интересно. надо попробывать ))) веть главное равильно представить...а там должно получится быстро ))

Share this post


Link to post
Share on other sites

гаммы и интервалы и все что с ними связано - очень важные упражнения которые должне уметь играть каждый музыкант....если в день нужно например проиграть по три разновидности гамм - во всем диапазоне и всех интервалах - на это уходит много времени - как сделать это муторное занятие игры гамм- приятным ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

А я просто в уме держу две линии как параллельно играемые гаммы (точнее фрагменты одной гаммы со сдвигом в терцию (кварту)) - нижнюю и верхнюю: нижняя до, ре, ми, фа..., а верхняя ми, фа, соль, ля

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я на днях пыталась мыслить как-бы опеваниями. Напр., до ми и потом приземляюсь на ре и там дууууумаю, но все равно тяжко без шпаргалки...

При чем от количества знаков это даже как-то не зависит :-( . Трудно и все тут.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я когда еще в детстве занималась гаммами, мне почему-то все равно было сколько знаков при ключе и какие, даже странным казались вопросы вроде: "а тебе легче диезные или бемольные тональности играть?", "до скольки знаков ты можешь играть?".

А сейчас нет... Не знаю, то ли дело в том, что в детстве была раскрепощенней, если не сказать, безбашенной в любом деле (я до 15 лет не боялась ничего и сценическое волнение в виде страха было не известно). По мере взросления появлялся страх что-то сделать не так и излишняя надуманность, которая только порождала ошибки (видимо чувство ответственности возрастало :-) ). То ли "виноваты" мои аппликатурные переходы: сначала с немецкой на французскую систему, с неправильной на правильную (причем частями) и зажатость аппарата влияет как-то на способность думать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дорогие - играйте гаммы по нотам! Гаммы не должны быть акробатическими упражнениями для мозгов, они сделаны для работы над звуком и гибкостью! Особенно начинающим гораздо лучше брать сборник и по нему играть, чтобы преследовать именно звуковые цели, а не спотыкаться через раз... По "совковым" гаммам есть сборники Тризно, Степанова (последнее кажется у нас не достать), и наверняка ещё какие-то о которых я не знаю, ну а по европейским - сборник Таффанеля/Гобера...

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites
Дорогие - играйте гаммы по нотам!

Ура! Вот теперь меня не будет сильно мучить совесть, когда пишу себе шпаргалки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

мне кажется и так и так полезно играть - своего рода тренировка сольфеджио, такие тренинги потом пригодятся, например, в импровизации. Можно ведь не только терции, кварты и т.д играть, но и различные мелодические ходы в разных тональностей. Тут уж без арифметики никак, если их задействовать на практике.

Share this post


Link to post
Share on other sites

мне кажется - гаммы играть нужно наизусть!

это упражнения играются по нотам - а все гаммы всю жизнь наизусть играют.

кстати, поначалу только можно в сборник гамм заглянуть чтобы вспомнить все тональности, все терции, арпеджио, трезвучия, доминантсепты и тд....

а потом - вперед!!!!

Так что - НЕ расслабляться и играть наизусть! пусть сначала медленно...с пониманием и с осознанием звука - потом скорость придет -после доолгих тренировок!"

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас