asya_flute

О концертном волнении (методы Трэвора Вая)

Занимаюсь переводом шести тетрадей Trewor Wye, о том как заниматься на флейте. И вот к своему удивлению в конце 3 тетради "Артикуляция" нашла интересную статью о нервах (до словно), а именно о кнцерном волнении. В ней Т.В. подробно описывает причины осознанного и подсознтельного страха, об адреналине и т.д. а потом приводит несколько способов борьбы со сценическим волнением.

до словно:

"... а) позвольте себе сладости, такие как леденцы, для медленного рассасывания во рту в течении дня перед концертом, для поддержания уровня сахара в крови, который также может понизить ваше беспокойство; или (в) примите таблетку от морской болезни, которую вы можете приобрести в аптеке..."

Как-то это наивно... слобо себе представляю, что рассасывание леденцов успокоит предконцертный мандраж.

но дальше еще интереснее:

"...Если после нескольких экспериментов вы все еще очень (волнуетесь) нервничаете, немного алкоголя до концерта может быть очень благотворным... Маленькое количество алкоголя до концерта может творить чудеса..."

И вот это меня просто шокировало. Мы же не в самолет собираемся, а на сцену. А как же ясность ума и контроль над губами и т.д. и т.п. У нас в России некоторые духовики себе позволяют подобное, но это считается крайне нехорошим тоном. И вот тебе, пожалуйста, маститый профессор пишет ТАКОЕ в книге для студентов!

А дальше он говорит о препаратах, которые блокируют выброс адреналина и соответственно снимают стрессовое состояние. И что в Лондоне в муз.колледже проводили тесты на студентах, которые дали положителные и многообещающие результаты.

И что же тогда получается: мы боремся с собой, трениремся, готовимся, оттачиваем себя, чтобы в один прекрасный день выйти на сцену и несмотря ни на что быть на высоте. А в Европе просто дали музыканту таблетку и все ни почем.

Как-то это грустно и странно. а как же борьба со своими страхами и комплексами, самосовершенствование?...

Очень интересно узнать ВАШЕ мнение, пишите - обсудим.)

Share this post


Link to post
Share on other sites

1) Ася, удачи Вам в переводе! Если можно, поделитесь, мы все Вам будем очень благодарны!

2) Я читала книгу "Исполнитель и эстрада", автор, если я не ошибаюсь, Григорьев. Там дается хороший совет - за 20 минут до выступления съесть пару ложек сахара, с подробным пояснением о том, что выделение адреналина при волнении приводит к понижению сахара в крови и массе неприятных последствий. Этот метод был многократно опробован мною на себе и студентах (за что я заработала мнение коллег "ты их на сахар дрессируешь" :-) ). Собственно сценическое (нужное) волнение не убирается, снимаются проявления гипогликемии - туман перед глазами, дрожь в руках, губах, коленях, вата в голове. Играть становится намного удобнее, не нужно бороться со своим организмом. Так что, всем рекомендую. Иногда сахар я заменяю таблетками глюкозы (штук 6), она не такая приторно сладкая.

3) Теперь личное, оффтоп. Ася, меня очень тронула Ваша аватарка. У меня была белая крыса Ася. Она очень любила звуки флейты, и саму флейту пробовать на зуб. К сожалению, крысячий век недолог. Маленький отпечаток зубок так и остался на моей флейте. Может быть и у Вас есть крыса Ася?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нет, к сожалению, крысы у меня нет ;) в детстве были морские свинки :x

а по поводу перевода - могу выложить, если только это не посчитают нарушением авторских прав?)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сахар наряду с адреналином, стимулирует выделение слюны, это тоже думаю немаловажно.

Соответственно слышал, что сладкое (леденцы) можно есть если у тебя перед концертом пересохло горло. Но вот если наоборот, то мне кажется исполнитель просто захлебнётся. И вместо блестящего стаккато будет бурлящее шипение и оплёванный первый ряд))

Share this post


Link to post
Share on other sites
по поводу перевода - могу выложить, если только это не посчитают нарушением авторских прав?)

^:)^^'>

Share this post


Link to post
Share on other sites

А что по поводу алкоголя скажите???

Знаю, что вокалисты позволяют себе перед выступлением винца немного, или чай с коньяком, вроде как поется лучше и свободнее.

Но сама как-то не пробовала, совесть не позволяет:-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Трэвор Вай - человек с большим юмором. Предлагаю его описания воспринимать как шутку ;)

Белый сахар называют "белой смертью"... В тех количествах, в которых средний цивилизованный человек его потребляет - он давно уже вреден для здоровья. Вот съесть фрукт - например банан - и вообще в том числе правильно(!) и сытно позавтракать перед утренним выступлением, и пообедать перед вечерним - важно, чтобы иметь достаточно сил!

Алкоголь на всех действует по разному. У меня он вызывает мгновенную сонливость, которая продолжается около двух часов. Принимать даже маленькие количества для меня - абсурд :-\

Share this post


Link to post
Share on other sites

О,да!Чувство юмора у него не отнять!

Помню,присутствовала на его мастер-класса в консе.(к сожалению пассивно)

Так там брала у него урок моя сокурница.Китаянка.Она по английски не понимала

совсем,и весь урок проходил с переводчиком.Играла она неплохо,но он сделал

вывод,что она нерегулярно занимается.Так он попросил ее всать на коленки,сложил ей

ручки как при милитве и говорит:У тебя есть выбор-либо каждый день заниматься,либо

молиться перед концертами.

А ещё он показывал свою коллекцию флейт и всякий разных дудочек.Играл на них.Очень

было интересно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Побежала доставать тетрадку,прочитала.Что-то про алкоголь я там не нашла.

Про леденцы и таблетки есть,про алкоголь нет.Но у меня немецкий перевод.

Может немцы этот пункт пропустили...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если музыкнт умеет справляться со своим волнением-это отлично!но есть люди,которые не справляются.и почему бы им не прибегнуть к сахару,глюкозе,таблеткам и т.п.,если по-другому совсем не выходит?вообще,привычку сцены нужно вырабатывать с детства,чтобы было проще во взрослом состоянии.а с алкоголем,по-моему,уже экспериментируют более зрелые музыканты...ничего хорошего в этом нет,но тоже на кого-то оказывает благотворное дейстие /:) лучше,конечно,воспитывать и приучать себя к сцене без лишних допингов ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тревор Вай действительно большой юморист, если почитать все, что о нем написано. Его тетради и книги, в большинстве своем, плагиат, к сожалению, причем весьма откровенный.

Share this post


Link to post
Share on other sites

asya_flute - с какого языка переводите? может быть Вам помочь?

и можно у вас попросить то что вы уже перевели посмотреть?

и еще хочется все тетради в оригинальном виде без перевода :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites
он попросил ее встать на коленки,сложил ей

ручки как при милитве и говорит:У тебя есть выбор-либо каждый день заниматься,либо

молиться перед концертами.

:)) видимо- это тоже хорошо работало )))

Share this post


Link to post
Share on other sites

вот у меня такой вопрос:а если перед концертом спокоен,а когда на сцене стоишь,колотить непомерно начинает,а из-за этого страдает звук и все остальное((((((подскажите пожалуйста,как с этим справиться?может кто-то даже з личного опыта...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да сахар же съешьте, 4 ч. ложки за 20 минут. Это не волнение, это уровень глюкозы в крови падает из-за повышенной выработки норадреналина в стрессовой ситуации.

Share this post


Link to post
Share on other sites

правда? надо же- я не знала природу вещей )) это значит глюкоза виновата ))) ;;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Народ, леденцы реально помогают! На днях сдала экзамен по спец без воды с лимоном ( первый раз за последние 5 лет ) на 3 леденцах :-) в горле не сохло! O:-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

это хорошо)кстати,сахар тоже помог)концертное волнение не убралось,но дрожь в руках чудесным образом исчезла=)

Share this post


Link to post
Share on other sites

а сахар не влияет на качество звука?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тема действительно очень интересная и жизненная :-) хотелось бы на собственном опыте отметить некоторую закономерность, которая влияет на качество выступления! Вот я заметила, что детям, которые сами по себе очень эмоциональные и музыкальные, не удается выложиться на все сто процентов, всегда бывают какие-то потери, что и обидно, ведь играют очень выразительно, эмоционально (видимо эта эмоциональность в стрессовой ситуации и мешает), а дети в большей мере флегматики, которых порой бывает сложно раскачать, добиться эмоциональной игры, которых приходится даже в коей-то мере дрессировать, наоборот, выступают очень даже стабильно, как говориться "непрошибаемые"! Видимо у таких детей с "сахаром" дела получше обстоят :-) Теперь вот захотелось поэкспериментировать с этим самым "сахаром" :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites
... а дети в большей мере флегматики, которых порой бывает сложно раскачать, добиться эмоциональной игры, которых приходится даже в коей-то мере дрессировать, наоборот, выступают очень даже стабильно, как говориться "непрошибаемые"! Видимо у таких детей с "сахаром" дела получше обстоят :-) Теперь вот захотелось поэкспериментировать с этим самым "сахаром" :-)

:ymapplause: Точно подмечено! Непрошибаемые как танк B-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Таким детям иногда хочется дать какой-нибудь "антисахар", чтобы хоть немножко их взволновать :-) :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

А мои ученики почему-то слишком волнуются, даже маленькие. Был один мальчик, который даже на сцену ни разу не вышел, экзамены сдавал в классе и только мне! У него иначе начиналась истерика.

А что по поводу сахара - я прочитала эту тетрадь, когда училась в консерватории, испробовано мной на госэкзамене. Я не знаю действительно это так хорошо помогает или это самовнушение, но волнения было меньше, по всякой мере я уверенно стояла на ногах и не тряслись руки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сценическое волнение имеет огромное количество первопричин. Концертное волнение– всегда последствие каких–то психологических трудностей. Если Вы учитель, то должны разобраться прежде всего с семейной обстановкой ученика, с установками, исходящими из семьи, и, в случае необходимости, должны работать как с ребенком, так и с родителями. Если Вы сами страдаете от сценического волнения, и Вам достаточно лет, чтобы разобраться самому, то необходимо разбраться с источниками собственных проблем. Чаще всего встречается проблема "синдрома отличника", это страх быть наказанным за совершенную ошибку, оплошность, иногда причина лежит в далеком детстве, когда мама ругает за все и вся, или в методах первых учителей, которые страдали "советским перфекционизмом", и привили "страх расстрела" за мельчайшую оплошность в исполнении. Есть огромное количество разных нюансов, и, конечно, никакие таблетки и алкоголь не помогут справиться с первопричиной, они могут лишь на короткий момент, в момент необходимости, дать возможность "соображать" на сцене. Работать надо с источниками страхов.

И, конечно же, есть еще очень распространненая причина страха: зависимость от чужого мнения. Необходимо вырабатывать свою чёткую позицию, уметь ее аргументировать как исполнением, так и словами в дискуссии с преподавателем. Искать подтверждение в произведениях искусства и у выдающихся личностей. Надо различать мнение Человека и мнение людей. Мнение Человека–это важно, мнение людей всегда управляемо, например мэйн–стримом или модами.

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас