[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
arhflute

Произведения для флейты, связанные с Паном

Пьеса "Сиринкс" (1913) написана Дебюсси в духе его известного оркестрового соло флейты из "Послеполуденного отдыха Фавна", и близка песне "Флейта Пана" из цикла "Песни Билитис". Необыкновенно изысканная и таинственная мелодия пьесы - типичный пример импрессионизма. История её создания такова: Дебюсси и его друг Габриэль Мурей, известный в то время поэт, драматург и критик, часто обсуждали возможность сотрудничества в театральных постановках, но никогда до 1912 не работали вместе. В тот год Дебюсси по предложению Мурея начал писать музыку для его пьесы "Психея", основанной на древнем мифе о любви бога Купидона и земной девушки Психеи. Предназначена была музыка для балетной сцены смерти Пана. Соло было написано Дебюсси в расчете на исполнение известным флейтистом Луи Флёри. Тот первым и исполнил пьесу, сопровождая балетную сцену, исполняемую женщиной в белом платье, танцевавшей босиком при свечах. Считается что Луи Флёри, бережно хранил рукопись "Сиринкса", часто исполнял пьесу, но никому не давал этих нот, пока они не были изданы через год после его смерти. Впрочем, есть сведения, что ещё при жизни Дебюсси "Сиринкс" играл другой известный флейтист Марсель Муаз.

Обстоятельства, при которых пьеса получила своё название, точно неизвестны. Видимо поначалу она называлась Пьеса для "Психеи". Затем Дебюсси изменил название пьесы на "Флейта Пана". Но, у Дебюсси уже была песня с таким названием из цикла "Песни Билитис" и к моменту первого издания в 1927 издатель Жан Жобер впомнив греческую легенду о боге Пане и нимфе Сиринге заменил его на "Сиринкс – флейта Пана". К тому времени пьеса давно была очень популярна, а после издания быстро и навсегда вошла в репертуар флейтистов. Позже пьесу стали называть просто "Сиринкс". Этой пьесой Клод Дебюсси начал развитие новой эры музыки для флейты. Интересно, что в рукописи Дебюсси не были обозначены тактовые чёрточки, их там просто не было. Всё тот же Жан Жобер, считая, что подобный вид нот испугает основных покупателей – флейтистов-любителей их расставил и всё упорядочил. Подтверждения никакого нет. Марсель Муаз - второй исполнитель пьесы позднее утверждал, что они там были. Но рукопись не сохранилась. Вспоминается история о том, как однажды какие-то музыканты играли что-то из Дебюсси и попросили автора послушать, как ему понравится их интерпритация. Дебюсси ответил:

- Господа, не надо ничего выдумывать. Сыграйте, пожалуйста, то, что я написал.

А что он там написал мы уже не узнаем... Осталась только легенда о том, как козлоногий, лохматый и рогатый древнегреческий бог полей, лесов и трав Пан был влюблен в прекрасную речную нимфу (наяду) Сиринкс. Любовь не была взаимной. Однажды, целомудренная Сиринкс убегая от Пана, попросила своего отца бога реки Ладон превратить её в тростинку. В тот момент, когда Пан схватил Сиринкс, в его руках оказалась лишь тростинка. Из неё он и сделал флейту, на которой играл печальные, заунывные, но красивые мелодии в память о своей любви. ;(

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас