Luda

Конкурсы в оркестр

А давайте вообще откроем тему "конкурсы в оркестры" для флейты. На мой взгляд это намного важнее чем обычные конкурсы,и флейтистам будет полезно узнать где что происходит.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это то можно, только это актуально в основном для ребят, обучающихся зарубежом. В России конкурсов в оркестр как таковых всё-таки не существует i-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну почему же? Только что в Москве прошли конкурсы в : Новую оперу, Русскую филармонию, оркестр радио "Орфей", кроме того создан новый оркестр "София"... :)):a

Share this post


Link to post
Share on other sites

А я так со слов различных друзей поняла, что в России всё по знакомству :)):a

Тогда расскажите как всё у нас проходит, было бы интересно!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как обычно... сольная программа, читка, проба в оркестре... правда в оркестре радио была сразу проба в оркестре, но в общем-то в этом своя логика тоже есть.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Очень интересно! Зарубежом пробы в оркестре бывают, но очень редко. Бывает (правда сейчас уже тоже очень редко), что дирижёр работает с кандидатом во время того, как тот играет оркестровые трудности. То есть он говорит - "а теперь сыграйте медленнее/быстрее/более так-то/менее так-то". Лет 25 назад в Германии это было повсеместной практикой, но практически вымерло.

Читка с листа на моей памяти случилась тоже один раз только, в Бельгии. Но хоть очень редко, но бывает.

А что в России оркестровых трудностей при поступлении в оркестр не играют?

Я пожалуй расскажу как проходят оркестровые прослушивания в Германии и Франции.

Германия

В Германии на первый тур отбирают, и довольно строго, по документам. Самое важное при этом отборе, который осуществляет флейтовая группа оркестра - где и в каких количествах у кандидата был опыт игры в оркестре и, косвенно, кто у него педагог - так как педагог тоже был или продолжает быть где-то оркестрантом с определённой репутацией.

В крупных оркестрах как правило проводится два прослушивания: предварительное (Vorprobespiel) и главное (Hauptprobespiel). На предварительное прослушивание теоретически приглашаются те флейтисты, у которых ещё никогда не было постоянного места в немецком (всё остальное не считается!) оркестре. На предварительном прослушивании в жюри сидит только группа флейтистов.

На предварительное прослушивание приглашают обычно от 10 до 30 человек (заявок приходит обычно в районе 200 и больше). Предварительное прослушивание проходит в три тура и победитель (иногда их двое) проходит уже в главное прослушивание, которое проходит на следующий день.

На главное прослушивание приглашают тех, у кого уже есть постоянное место в немецком оркестре, но на практике редко набирается необходимое количество человек только по этому принципу. Как правило приглашения получают около 10-20 человек, плюс к ним ещё прибавляется пара победителей предварительного прослушивания. Из этих 20 человек как правило несколько никогда не имели постоянного места, но флейтовая группа предположим хорошо знает как этот человек играет (или его педагог преподаёт) и даёт возможность выступить на главном прослушивании так сказать на основе некоей "репутации".

Главное прослушивание слушает и судит весь оркестр. Все духовики оркестра, а также ведущие пульты струнных как правило обязаны присутсвовать и голосовать. Остальные оркестранты-струнники приходят слушать и голосовать по желанию. Обычно в зале сидит и голосует около 30-50 человек. Дирижёр тоже сидит в зале, но имеет тоже лишь один голос, как и любой другой оркестрант. Любые решения - например проход того или иного участника в следующий тур - принимаются только большинством голосов. Если большинство голосов сидящих в зале оркестрантов никто не набрал, прослушивание прерывается на том самом месте, где это произошло, даже если при этом вообще не состоится следующий тур. Знаю пару случаев, когда главное прослушивание остановилось прямо на первом же туре и "все пошли домой"! Также нередко бывают случаи, что во втором туре оказывается всего лишь один человек. Это впрочем редко значит, что он получит место - самый частый результат оркестрового прослушивания в Германии (наверное 70% всех прослушиваний): "никого не взяли". Следующее прослушивание проходит как правило через полгода. Крупные оркестры проводят 4-6 прослушиваний в течении 4-5 лет, пока наконец-то кто-то не выигрывает место.

Многие прослушивания проходят не на постоянное место, а на так называемый "Zeitvertrag", то есть временный контракт. Такая необходимость у оркестра возникает, когда кто-то уходит в декрет (как правило на год) или, реже, когда кто-то (например приближающийся к пенсии, в Германии - 65 лет) сам не может играть по состоянию здоровья. Прослушивания на временное место всегда проходят только в форме "главного прослушивания" в один день – то есть голосует весь оркестр.

Теперь про программу. На первом туре в 99,9% случаев исполняется экспозиция 1й части концерта Моцарта и, если игра понравилась - иногда спрашивают каденцию и начало 2й части. Иногда вместо каденции и второй части, хотят послушать какую-нибудь оркестровую трудность, или, если место предполагает игру на пикколо - медленную часть Моцарта или Вивальди на пикколо. Первый тур является наиболее сложным, так как оценивают игру не по принципу "кто лучший", а "кто наиболее нам подойдёт". Это касается тембра звука, манеры игры и т.д. и т.п. К тому же очень мало флейтистов набирают большинство и проходят во второй тур - в среднем из 20-30 от одного до четырёх максимум.

Во втором туре как правило спрашивают 3-4 оркестровых трудности (по сборнику Peters с серебряной обложкой с нотками). Реже случается, что спрашивают короткое произведение для флейты соло - как правило Онеггер. Танец козы или Боцца. Образ например.

Если кто-то или двое, набирают большинство - состоится третий тур, на котором опять спрашивают оркестровые трудности, 3-4 штуки (уже другие). Бывает правда, что оркестр определяется с тем, кто им понравился окончательно прямо на втором туре.

Список оркестровых трудностей приходит заранее (там стоит в среднем 10-15 штук) вместе с приглашением, приблизительно за месяц до прослушивания. В Германии впрочем этот список всегда содержит несколько "основных" оркестровых трудностей, и можно быть уверенным, что почти в любом списке они будут: Леонора Бетховена, 4я симфония Брамса, Мендельсон "Сон в летнюю ночь", а для оперных оркестров практически обязательны "Кавалер Роз" Штрауса, Антракт Бизе и другие.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Франция

Во Франции и других близлежащих французскоязычных странах (Бельгия например) никакого отбора на первый тур не просходит. Любой желающий выступить заполняет и высылает в оркестр анкету, которую можно запросить письмом или найти на вебсайте оркестра. В результате на первый тур приезжают около 70 человек, а то и больше (до 100!!) человек и он длится не 1,5-2 часа, как в Германии, а 5-7 часов до полного изнеможения всех в этом участвующих.

В жюри французских конкурсов на место флейтиста сидит только группа флейт, концертмейстеры духовых групп (иногда только деревянных), дирижёр и представитель оркестра. В общей сложности около 7-9 человек. Струнники не принимают участия в голосовании.

На второй тур как правило пропускают от 6 до 20 человек, в зависимости от первоначального количества кандидатов. Критерии пропуска отличаются от немецких. В первом туре нужно, почти как на международном конкурсе, показать, что конкурсант просто отлично владеет инструментом. Все, кто технически и звуково хорошо справились с первым туром, как правило проходят дальше, а во втором туре уже начинаются рассуждения "подходит ли он нам своим звуком-характером-манерой".

Программа французских конкурсов тоже отличается от немецких. Во-первых во французском приглашении точно прописано что будет исполнено в каждом из туров, а оркестровые трудности высылаются ксероксом с пометками какие точно отрывки исполнять. В немецком приглашении стоит только "подготовьте концерт Моцарта, и, скажем, 15 оркестровых трудностей".

В первом туре французских конкурсов очень редко спрашивают Моцарта. Программа первого тура как правило очень разнообразная и каждый оркестр (точнее флейтовая группа, которая её составляет) придумывает что-то своё. Бывали например: Фантазия Гобера, 3я часть концерта Ибера, кусок из концерта Ромберга, Сонатина Дютийе и т.д. На втором же туре часто бывает концерт Моцарта (или другая репертуарная пьеса), плюс ещё что-нибудь, например одна или две оркестровые трудности. В финал пропускают 3-4 человек. В финале как правило спрашивают практически все оркестровые трудности, которые прислали в списке (7-8), может быть за исключением одной-двух. Основные оркестровые трудности во Франции отличаются от немецких: очень часто в программе стоят произведения французских авторов - Дафнис и Хлоя Равеля, Послеполуденный отдых Фавна Дебюсси, частенько впрочем и Петя и Волк Прокофьева.

Практически каждый конкурс во Франции (выше 80%) заканчивается тем, что место кто-то выигрывает.

Французские конкурсы проходят намного реже немецких, в среднем один-два раза в год. Немецкие конкурсы в оркестр проходят в среднем в каком-то городе каждые две недели (за исключением летнего периода отпуска).

Расскажите пожалуйста подробно про Россию! Я об этом ничего не знаю.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот как описывает в своей автобиографии своё поступление на место солиста в Мариинский Театр Владимир Николаевич Цыбин:

"Будучи [летом 1907 года] в Железноводске мы познакомились с некоторыми музыкантами, в том числе с кларнетистом Мариинского театра Вдовиченко, который не играл, а отдыхал. (...) После одного из моих выступлений соло с оркестром он очень хорошо отозвался о моём исполнении говоря: “Как Вы замечательно играете! У нас в Петербурге нет таких флейтистов! Был замечательный флейтист, но поехав в Германию на родину на лето при возвращении в Петербург умер (примечание: речь идёт об Эрнесто Кёлере (1849 – май 1907)). Другой флейтист профессор Степанов - ушёл по нездоровью в отставку”. Чему я ответил: “Вот Вы высказали похвалы моей игры, а я вот служу третьим флейтистом (примеч: в Большом Театре), несмотря на мою виртуозность.” “Кто же Вам мешает подать заявление в Мариинский театр на конкурс, который должен быть в августе между 25 и 30 числом”. Я в этот же день послал заказным письмом заявление. (...)

Приехав в Москву я отправился к фон Бюлову (примечание: управляющий Большого Театра) просить отпуск на семь дней и получил его. На другой день я был уже в Петербурге. Я слышал о дирижёрах того времени в Мариинском театре, особенно я запомнил фамилию Блуменфельда, о котором мне сообщили, что он, Блуменфельд, композитор, дирижёр и замечательный пианист. Делая ему визит, я хотел просить его про аккомпанирование на конкурсе моей программой. По приезде я сделал ему визит, но не застал его дома. Я оставил свою визитную карточку. Зашёл в контору театра, узнал день и час конкурса.

На другой день состоялся конкурс. На этом конкурсе кроме своих служивших флейтистов было ещё пять человек приехавших. К своему удивлению я встретил там моего товарища по консерватории Левина. На мой вопрос что он будет играть на конкурсе, он ответил, что он пришёл из любопытства, а не играть!

– Что же ты боишься конкурсантов?

– Нет! Я никого не боюсь, а не играю, потому что места уже заранее распределены между своими флейтистами, так что как бы мы хорошо не играли, места мы не получим.

На такое предупреждение я мало обратил внимание и решил играть. Все уже отыграли! Дирижёры, в том числе и Блюменфельд ушли, остались только Направник, Дриго (балетный дирижёр), Кучера, заведующий оркестрами дирижёр первый экспертный специалист из оркестра. Моя фамилия на букву “Ц”, потому я был предпоследним, а последним играл мой брат Пётр. Я был очень взволнован от того, что не помнил как я играл. Помню только, что когда я играл вторую часть концерта Лангера, то Направник встал из–за стола и ходил около меня глядя в ноты (я играл по нотам, хотя не нуждался в них), косо посматривая на меня. Направник наконец остановил меня, видно устал слушать флейтовые пассажи, спросил что я могу ещё сыграть. Я сыграл Вальс Годара. Во время исполнения этого вальса подошёл к Направнику Дриго и что–то ему сказал. В этот момент я заканчивал вальс и помню, что последние арпеджированные пассажи я так блестяще сыграл, как никогда до этого не исполнял. Когда я закончил, раздались рукоплескания присутсвующих артистов оркестра, и это предвещало для меня то, что я буду принят на службу и получу место солиста. Так оно и случилось, что я получил место первого флейтиста с тем, что прежняя служба <в течении> десяти лет зачтётся мне в общий итог, и я по истечению двадцатилетней службы получу большую пенсию, как солист, то есть 95 рублей в месяц.

Флейтисты приняли моё поступление в оркестр довольно радушно, один из них К.К.Шваб даже аккомпанировал мне так как Блуменфельд ушёл до того, как я играл. Он оказался очень хорошим пианистом и превосходно мне аккомпанировал. После я узнал, что ему обещали дать место, которое получил я. Мне дали недолгий срок для устройства семейных вопросов и сообщили в Большой театр, что я перевожусь на службу в Петербург.

=====

Личности, встречающиеся в тексте:

Феликс Михайлович Блуменфельд (1863 – 1931) – великолепный пианист, дирижёр, аккомпанировал Шаляпину. Педагог Владимира Горовица

Файвель Левин - ученик Кречмана в Московской консерватории, поступил в консерваторию одновременно с Цыбиным (в 1889 году).

Рикардо Дриго (1846 – 1930) – главный балетный дирижёр Мариинского театра, композитор

Карл Антонович Кучера (1849 – ?) – дирижёр чешского происхождения. С 1879 по 1894 второй дирижёр Мариинского театра, затем инспектор музыки при Императорских театрах в Санкт–Петербурге.

Фердинанд Лангер (Ferdinand Langer; 1839 - 1905). Основной концерт в репертуаре того времени, исполнялся в том числе Таффанелем, вторая часть Andante была особенно популярна

Карл Карлович Шваб (1873 – 1938) – российский флейтист немецкого происхождения. Работал в Мариинском театре с 1896 по 1916 годы. В 1937 году арестован, скончался через год в уголовном лагере.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хотелось бы узнать, кто-то из наших ребят, обучавшихся в Германии, работает в немецких оркестрах?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, Григорий Мордашов в оркестре Радио Саарбрюкена. Я работала какое-то время по временному контракту в фил. оркестре Регенсбурга.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александра,большое спасибо за интересную информацию! Но в России правда когда проходят конкурсы в оркестры ,никто почему-то об этом не знает кроме некоторых людей,которые случайно об этом узнали. Это закрывает всякую перспективу к сожалению... :-(

Share this post


Link to post
Share on other sites

Очень жаль. Может эти случайно узнавшие иногда здесь будут проявляться :)):a

Все открытые места по всему миру можно узнать на следующих сайтах:

VioWorld (по Германии)

http://www.musicalchairs.info/flute/jobs (все страны)

http://www.music-job.com/ (по Германии)

Share this post


Link to post
Share on other sites
А вот как описывает в своей автобиографии своё поступление на место солиста в Мариинский Театр Владимир Николаевич Цыбин

Шикарно!!!!!!!!!!!!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

А что в России оркестровых трудностей при поступлении в оркестр не играют?

Что ты, Саш, конечно играют! причём партии выдаются буквально за пару недель до прослушивания и целиком, а не как в Европе (не знаю во всей ли) - когда заранее уже известно с какого по какой такт играть.

А на счёт информации - в Свердловской филармонии, например, всегда вывешивают объявление на главной странице официального сайта. Так что кто ищет - тот найдёт! :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

18 ноября состоится конкурс в оркестр капеллы Санкт-Петербург.

1 место флейта, 2 место флейта-пикколо.

Документы до 17 ноября.

играть Моцарта 1 часть концерта соль-мажор и Вивальди концерт до мажор для оттавино.

Подробностей не знаю, кому интересно, можно позвонить в капеллу и спросить

8 (812) 314-10-58

Share this post


Link to post
Share on other sites

sizu i o norvezskoj kulture interesujus, nasla neskolko simfoniceskix orkestrov, v musicalchairs.com daze jest vakancija v simfoniceskij Oslo, soobrazala na norvezskom :ymblushing: - o predvaritelnom proslusivanii ne upominajetsia, a nazala na anglijskuju versiju, jest predvaritelnoje proslusivanije vo Frankfurt am Main. Sahsa, eto znacit, cto vsio pojdiet po vasemu opisaniju?

muz uze god v Norvwgii rabotajet, a ja zdes jescio v muzikanta igraju....prepodaju, v mestnom muzikalnom teatre rabotaju( po konkursu znakomstva), a segodnia ,priamo kak ukusil kto-to, spravki o Norvegii navozu.Kto- nibud pomogite o norvezskoj flejtovoj zizni rasskazite, zaranneje blagodariu

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну вот и закончился сезон: в Новую оперу взяли Ю.Петрова, в Русскую филармонию - Э.Должикову,в Большой театр - Н.Попова, А.Озерицкий перебрался в Мариинский театр, на его место в НФОР перешёл В.Хотулёв, на его место в Московской филармонии взяли И.Дворецкого... конкурсы прошли, но остались незанятыми: одно место в Большом и одно место в Станиславском... До встреч в новом сезоне...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за новости!

Хе, с Сашей Озерицким я училась в одном классе в Гнесинке!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Очень интересное объявление появилось в немецком журнале Das Orchester (где выписывают оркестровые места в основном по Германии) в номере за июль-август:

MusicAeterna и Пермский театр оперы и балета

Худ. руководитель Teodor Currentzis

объявляют набор на несколько мест в особый состав Пермского симфонического оркестра, в том числе на место:

- 2й флейты

Зарплата: от 2000 евро нетто L-)

Оркестровое прослушивание состоится в сентябре 2012 года во Франкфурте на Майне @-) Точная дата будет объявлена позднее.

Пожалуйста посылайте документы (биография с упоминанием оркестрового опыта, копии дипломов) по адресу:

Россия, 614000 Пермь,

Петропавловская ул., 25а

или на email: probespiel.permopera@gmail.com

Телефоны:

российский - +79194575049

немецкий мобильник: +491791003060

При всём при этом всех этих вакансий на сайте театра нет. Есть некоторые из них тут

Про этот оркестр и дирижёра я уже наслышана, там сидит один знакомый в скрипках, они по Европам разъезжают и играют очень здорово (благодаря дирижёру, который до этого в Новосибирске тоже свой состав имел). Часто гастролируют в Европе, пишут диски на европейских фирмах. Но такого интересного поворота - поиск музыкантов исключительно в Европе без оповещения россиян - это нечто новенькое :^o

Работать Курентзис начал в Перми один сезон назад, тогда же дал вот такое интервью, где сказал, что

... в Пермь приедут лучшие музыканты страны, чтобы укрепить оркестр нашего театра.

Видимо не приехали, если 13 вакансий выписано в европейском журнале...

Вот ещё есть и такое мнение о новом худ. руке

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Вот ещё есть и такое мнение о новом худ. руке "

После этого "мнения" начинаешь невольно симпатизировать новопринятому закону о клевете.

Попреследовать бы господина обсиральщика (пардон) по этому новому закону. Хоть деньги можно будет скассировать. Чтобы товарищ знал, что в следующий раз такой беспардонный и оголтелый оговор дорого стоить будет.

Видит Бог, я никакого отношения к оркестру Курентзиса не имею, как и к самому Теодору. Но автора "мнения" просто высечь хочется за то, что он там пишет.

Если по существу: Саша, ты , наверное, ни на одном концерте Курентзиса не была ? Иначе врядли бы опубликовала подобные "5 копеек". Мне прям стыдно стало как-то

Share this post


Link to post
Share on other sites

Статейка неприятная конечно, но я очень поверхностно и быстро её просмотрела, извини, если это тебя задело - возможно действительно не надо было на неё ссылку давать. Я действительно лишь по наслышке знакома с фамилией этого дирижёра (смотрела пару видео), но мне в этой истории бросилось в глаза совсем другое...

Мне честно говоря неприятно стало от того факта, что это объявление появилось в немецком журнале, доступа к которому у российских музыкантов по большей части нет. Почему не был сделан конкурс на эти места в России?

Я посчитала своим долгом опубликовать это объявление здесь - так как наши музыканты должны об этом хотя бы знать, хотя я конечно понимаю, что никто не поедет во Франкфурт, и даже если захочет - просто визу не успеет оформить...

Насколько я поняла Курентзис привёз многих музыкантов из состава ансамбля Aeterna, базировавшегося ранее в Новосибирске в Пермь. Этим людям оплатили квартиры и каким-то образом интегрировали в состав основного оркестра оперы. Я так понимаю, что основной состав в опере ведь был и сейчас есть? Я что-то предполагаю, что этот основной состав не получает таких зарплат, которые прописаны в этом объявлении... Я даже предполагаю, что например вторая флейта в Пермской опере уже работает. А куда она денется и что будет думать, когда рядом появится человек с таким же местом (предположим для регуляции) и с огромной зарплатой? Причём ещё из-за границы (предположительно...)

Мне кажется маловероятным, что какой-либо европеец заинтересуется данным местом. Максимум кто-то из стран Восточной Европы. В Европе с трудом представляют где находится Пермь, и что там человека ждёт... Конечно какие-то студенты приедут на это прослушивания для поддержания формы и опыта участия, но я сильно сомневаюсь, что они при этом будут хотеть получить это место.

Настоящий интерес представляет эти места для российских музыкантов - но, судя по объявлению в иностранном журнале и городе проведения прослушивания, в них оркестр видимо мало заинтересован... Вот это и показалось мне наиболее грустным в этой истории...

Share this post


Link to post
Share on other sites

То что они не хотят провести честного и всем доступного конкурса России - это действительно грустно .

Хотя честно говоря, от разных людей я слышал совершенно разные факты о том, как этот оркестр набирается. Кто-то говорит о том, что несколько лет назад был конкурс в Москве. Кто-то говорит, что желающие там играть должны "позвонить и напроситься поиграть Курентзису" . и тут эта статья. Вообщем никакой картины из целостной из всех слухов составить я не могу.

Поэтому предлагаю написать на указанный в статье e-mail письмо, приложив к нему свою биографию, и спросить как можно поучаствовать в прослушивании в России.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас