[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
OM

Конкурс-фестиваль им. Ю. Н. Должикова 2012

Поздравляем Сережу Насонова с присуждением звания Лауреата III-ей степени в группе С!!!!!!!!!! :-bd:-bd:-bd:-bd:-bd:-bd:-bd:-bd

Сережа, поздравляю с отличным результатом! Ты большой молодец :-bd

Большое спасибо!

Я сам удивился, что такой результат. Мне было страшно играть в старшей группе, все ребята играют уже 6-й или 7-й год, и на вид такие взрослые! Когда я пришел и всех там увидел, я сначала испугался. Но всё вышло не так страшно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

grotsasha, прокомментируйте пожалуйста выступление дипломанта средней группы Дроздовой Лады,хотелось бы узнать Ваше мнение и замечания на будущее :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Послушала внимательно Ладу. Хорошее, инициативное выступление, слышно, что девочка старалась. К сожалению налицо расспространённая проблема недостаточного понимания правильного процесса дыхания и опоры, и воздействия звучания флейты на зал. Я уверена, что педагог естественно заметил провалы в звуке, непрозвученность стаккато и т.п., но решение этой проблемы пока недостаточно комплексное. То есть девочка с одной стороны часто старается изо всех сил "не провалится" в звуке и играть фортиссимо, насколько хватает сил, но при этом она пользуется только одним приёмом: посылаet в инструмент большую массу воздуха, к концу фразы эта масса естественно заканчивается - при этом страдает интонация (особенно ноты левой руки часто высят). Когда девочка какие-то фразы хочет сыграть контрастом к этому фортиссимо, то эти фразы тоже проваливаются и по пути опять же страдает интонация. На стаккато такой приём вообще не работает, поэтому стаккато тоже не прозвучено. То есть другими словами отсутсвует понимание важного термина во флейтовой игре, а именно проэкция звука.

Поясню: как все флейтисты наверное уже давно заметили (и многие расстроились :-) ), флейта - негромкий инструмент! Флейта в силу своего акустического строения не может развивать объективную большую разницу в громкости (по децибелам) между форте и пиано, как скажем это может валторна. Флейтист должен научится создавать на своём инструменте такой тембр и такие краски тембра, которые создавая контраст друг другу одинаково хорошо были бы слышны в зале. То есть задача флейтиста играть с проэкцией в зал в любой момент своего выступления - это прежде всего касается игры на пиано. За так называемую проэкцию (то есть слышимость тембра в зале даже при игре на пиано) - отвечает скорость потока воздуха, которая в том числе создаёт "ядро" звука, а с другой стороны высокие частоты, которые в зале не пропадают (за всё это впрочем отвественно не только дыхание, но давайте пока упростим). Так вот для того, чтобы уметь долго подавать "быстрый" воздух в небольшом количестве, а не большое количество воздуха непродолжительное время (что делает Лада), нужен длинный стабильный столб воздуха ("игра на опоре"). Длинный - это значит, что столб воздуха должен начинаться как можно ниже (основанием служит чуть ли не тазобедренный сустав), а стабильный - это значит, что все мышцы (пресс, спина, межрёберные мышцы) должны гибко вести и поддерживать в стабильном равновесии этот столб воздуха, реагируя своевременно и адекватно на смену регистров и штрихов.

Всё это легко сказать теоретически, но объяснить правильные ощущения ученику и поставить дыхание очень трудно. В качестве идей:

1. Игра флажолетов, в особенности на пиано. При игре флажолета естественным образом возникает более быстрый воздушный поток, это ощущение нужно запомнить для игры этого звука.

2. Развивать естественный глубокий вдох следующим образом: при поставленном на подбородок инструменте, но мимо флейты, выдыхать весь весь воздух на звук "сссс". Когда уже организм больше не сможет, дать телу самому сделать вдох. Такой вдох будет естественно правильным. Играть упражнения типа октав или вокализов, используя такую манеру вдоха-выдоха.

Есть конечно и другие упражнения, но так виртуально очень сложно посоветовать.

Второй момент - постановка правой руки. Правая рука висит на инструменте. Это происходит отчасти потому, что головка инструмента слишком привёрнута по отношению к телу. Пожалуйста проконтролируйте, чтобы центр отверстия головки приходился бы по центру закрытого первого маленького клапана до (левая рука). После того, как вы переставите таким образом головку, нужно будет найти новое стабильное положение для правой руки. Лучше всего возьмите средне-толстую книгу так, чтобы она была обложкой кверху паралелльно полу. Затем дайте её Ладе корешком так, чтобы она спонтанно взяла бы корешок правой рукой. Сделайте это пару раз, затем повторите это же самое с флейтой. Ещё помогает заниматься с мячиком от пинг-понга в правой руке.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хочется прокомментировать и выступления в средней группе. Опять же невозможно не порадоваться, что растёт такое замечательное новое поколение хорошо наученных профессионалов - причём таких ребят стало заметно больше, чем всего несколько лет назад. Ведь речь идёт о детях, причём о детях из простых музыкальных, а не спед. школ, которым и учится в общеобразовательное школе ещё как-то надо. Вообщем и целом намечается очень положительная тенденция развития нашей флейтовой школы, возможно это связано и с лучшим общением, более обширными впечатлениями, в том числе через конкурсы и через интернет-записи. Обмен опытом всё-таки очень важен, наталкивает на новые идеи, ставит примеры. В этом смысле ещё раз огромная благодарность организаторам конкурса, которые решили выложить все конкурсные записи с этого конкурса - это опять же очень способствует профессиональному развитию всех нас - педагогов, учеников, родителей!

На мой взгляд безусловным открытием всего конкурса является Тимур Джафаров из города Чебоксар. Мне трудно поверить, что в 11 лет этот мальчик уже обладает таким зрелым музыкальным мышлением. Вдохновенная и с большим вкусом исполненная соната Доницетти достойна самых высоких похвал. Я думаю неслучайно, что и Алевтина Тен - ученица того же педагога, что и Тимур: её зовут Анжелика Викторовна Сидорова. Оба её ученика демонстрируют высокий уровень понимания музыки, высокий профессионализм и серьёзность - за что невозможно не высказать больших комплиментов их педагогу. Хочется также поблагодарить того члена жюри, который попросил Тимура (так как его педагог отсутсвовал и не мог помочь) настроится чуть пониже после Доницетти, было очень приятно, что несмотря на неверную настройку инструмента, отчего безусловно местами сильно пострадала интонация в Доницетти, мальчика всё равно оценили по достоинству. Очень интересна запись Доницетти со вчерашнего концерта, там наверняка уже таких проблем с интонацией не было.

UPD: поискав другие записи мальчика, обнаружила его более ранние видео, в том числе посланные на Щелкунчик. Так вот всего каких-то полгода назад мальчик ещё не играл на таком уровне по мышлению! Важен конечно и подбор произведений, вероятно Доницетти его очень "зацепил" эмоционально, так что не зря это произведение стабильно входит в репертуар подростков!

Лиза Лобачева - действительно большая молодец. Слышно, что она находится в периоде профессионального роста, осознания и улучшения разных аспектов флейтовой базы под управлением очень грамотного педагога. Путь вероятно не так давно начат, но видна и слышна интенсивность процесса. Очень хорошие перспективы, так держать!

Ярослав Кузнецов - прекрасно наученный мальчик, для 10 лет - просто прекрасный профессиональный результат. Опять же становится понятно, что неслучайно, у него и у Александры Колесниковой (пикколо) один и тот же педагог - Дернинина Ольга Валерьевна в ДМШ им. Бородина. Единственное - трель ми бемоль2-фа2 можно играть всего одним третьим пальцем правой руки, а не всемя тремя пальцами + всей правой рукой :D

Мне очень многие из остальных участников средней группы тоже понравились, в основном профессионализмом звукоизвлечения. К сожалению многим детям пока не совсем удаётся совмещать хорошую постановку флейтовой базы с музыкальностью и выразительностью. То есть игра правильными средствами вызывает некую замороженность музыкальной выразительности, а выразительная игра выбивает из под ног флейтовую базу (первый вариант впрочем предпочтительнее из-за на мой взгляд бóльшей перспективы). Но у них всех всё ещё впереди ;;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Про "старшую группу". Странное впечатление по контрасту с младшей и средней: "куда уходит детство"? Группа С вообще маленькая - вдвое меньше каждой из предыдущих, а флейтистов в ней и чисто количественно меньше половины от общего числа - 8 из 18 (в обеих младших флейтисты преобладали), но главное - старшие флейтисты заметно уступили другим специальностям по умелости и музыкантской яркости.

Вообще на этом конкурсе меня больше всех впечатлили саксофонисты — мальчишки во всех трех группах один другого лучше, а в старшей группе - еще и замечательная девушка Полина Лепшова:

Гобоисты были хороши. Особенно запомнился красивым звуком, очень свободной, умной и артистичной игрой "чемпион" в старшей группе Иван Новиков:

.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что касается старшей группы, то общий уровень выступлений оказался как мне кажется, несколько ниже младшей и средней групп. Я этому даже по-своему как-то обрадовалась, так как в младшей и средней - почти на каждом выступлении мне казалось "ущипните меня, я сплю" настолько практически каждый участник показывал высокий уровень. В старшей группе я убедилась, что у меня действительно не произошла аберация слуха (на фоне низкого уровня в немецких ДМШ), а что вот он - бывший средний уровень наших детей, которые начинали 5-6 лет назад, именно так он и выглядел. Так что что-то видимо серьёзно сдвинулось вперёд именно за этот период...

Все лауреаты и дипломанты выступили в принципе достойно, но мне особенно понравилось выступление Серёжи Насонова. Интересно, что играть на флейте он начал действительно не 5-6 лет назад, а года 2,5 назад - то есть его можно причислить к "младшеньким" в смысле "флейтового поколения". На первой пьесе Должикова, особенно в самом начале, Серёжа по-моему слегка растерялся и на протяжении всей пьесы "искал себя", причём чем дольше играл - тем больше находил :-) А вот в Концерте Вивальди Серёжа меня просто поразил: мальчик потрясающе мыслит полифонически и явно наслушан большого количества барочных записей! Культура, мышление и прекрасное владение инструментом и это при том, что на флейте он играет по идее совсем непродолжительное время... Браво!

UPD: ой, Марина, мы с Вами одновременно написали - к тому же в первом абзаце почти одно и то же :-) А Серёже большой привет и поздравления!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Саша, спасибо большое! Мы очень волновались в ожидании Вашей оценки. :-s

На первой пьесе Должикова, особенно в самом начале, Серёжа по-моему слегка растерялся и на протяжении всей пьесы "искал себя", причём чем дольше играл - тем больше находил :-)

Пьесу Должикова Сережа, честно говоря, забыл выучить... (посыпаю голову пеплом — моя вина). На отборочном туре по записям он сыграл ее по нотам (это было разрешено) практически с листа и отложил до лучших времен. Спохватились в последний момент. Думал, тут "играть нечего" — а так не бывает, на сцене сразу невыгранность вылезла, низил безобразно :)):a:-(

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, кантилены на духовом инструменте - каверзная штука ;)

Спасибо за ссылку на запись гобоиста Ивана Новикова. Я вспомнила, что он мне очень понравился ещё на Щелкунчике 2011, он был в полушаге от финала (был четвёртым по баллам у духовиков) - мне было непонятно и очень жалко, что его не пропустили в финал. Я думаю у него большое будущее.

Саксофонистка показалась техничной и прилежной, но не более того.

Кстати я не нашла видео флейтистки Ольги Казаровой из старшей группы - она единственная из лауреатов/дипломантов, чьего видео нет.

UPD: на сайте конкурса только что опубликовали, что Тимур Джафаров, приглашается фондом Спивакова на выступление в рамках фестиваля "Москва встречает друзей" в мае этого года. Поздравляем, очень заслуженно!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Да, кантилены на духовом инструменте - каверзная штука ;)

Спасибо за ссылку на запись гобоиста Ивана Новикова. Я вспомнила, что он мне очень понравился ещё на Щелкунчике 2011, он был в полушаге от финала (был четвёртым по баллам у духовиков) - мне было непонятно и очень жалко, что его не пропустили в финал. Я думаю у него большое будущее.

Саксофонистка показалась техничной и прилежной, но не более того.

В записи почему-то она выглядит менее интересно, чем на сцене. У нее роскошный звук, разнообразная нюансировка, которую камера совершенно сожрала.

А мальчик на концерте победителей сыграл, кажется, еще лучше, чем на туре. Подождем запись.

Кстати я не нашла видео флейтистки Ольги Казаровой из старшей группы - она единственная из лауреатов/дипломантов, чьего видео нет.

Вот Казарова Оля

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо. Как раз в свете нашедшейся записи Ольги Казаровой, которой 13 лет, интересно сразу после неё включить запись 9летнего Георгия Алексеева, так как он тоже играет 1ю часть Сонаты Платти - сравнение этих записей по-моему приводит к непосредственному пониманию что произошло с флейтовой школой за последние 4-5 лет, которые как раз отделяют по возрасту этих детей.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Организаторы начали выкладывать видео с заключительного концерта.

Программа концерта в 17.00 ч. 11.01.2012 г.

  • 1. Тен Алевтина-А.Алябьев «Соловей»(блокфлейта)
    2. Чакрян Давид-И.Дюссек «Старинный танец»(блокфлейта).
    3. Колесникова Александра –Ж.Металлиди «Вальс Мальвины»(пикколо).

Все трое:

  • 4. Джафаров Тимур-Г.Доницетти «Соната» (флейта).
    5. Полканов Иван-Л.Делиб фрагмент из балета «Сильвия»(кларнет).

Оба выступления: http://www.youtube.com/watch?v=TuyoTRpCw3M

К сожалению видео почему-то испорчено и идёт в два раза медленнее с сильно прерывающимся звуком. К сожалению даже по этим отрывкам понятно, что Тимур опять злостно высил почти на тех же самых нотах, что и на туре (ре второй октавы в особенности и в других местах) 8-x

5a.

- отожгла по полной программе, класс \m/

  • 6. Чекин Никита «Романс» В.Купревич (фагот)
    7. Поршенко Егор-К.Портер «You’re the top» К.Портер (саксофон).
    8. Павличенко Арсений-П.И.Чайковский «Неаполитанский танец»(ксилофон).
    9. Квартет флейт, рук. Фролова надежда Сергеевна «Танец феи Драже» П.Чайковский
    10. Кузнецов Ярослав-Ю.Н.Должиков «Элегия» (флейта).

Все пять выступлений:

  • 11. Лалазарова Мария А.Вивальди концерт а-moll IIIч. (гобой)
    12. Хордыков Александр-Сидней Беше «Маленький цветок»(кларнет).
    13. Дорофеев Алексей-А.Вивальди концерт До мажор 3 ч.(фагот).
    14. Лобачёва Елизавета-М.Мошковский «Испанский танец» № 2(флейта).
    15. Кузьмичёв Николай-З.Бинкин «Раздумье»(саксофон).

Все пять выступлений:

16. Лазарев Игорь Д.Шостакович «Бурлеска» (ксилофон)


  • 17. Грек Валентин «Греческая сюита» (саксофон)
    18. Новиков Иван Ш. Колин «Конкурсное соло» (гобой)
    19. Квартет саксофонов, рук. Леонид Друтин

Программа концерта в 14.00 ч. 11.01.2012 г.

1. Кузнецова Дина –Ю.Н.Должиков «Танец»(блокфлейта).

2. Строганова Таня-Ю.Н.Должиков «Полька»(пикколо).

3. Зиновьева Амина-А.Петров «Вальс»из к/ф «Берегись автомобиля»(флейта).

4. Баранцев Михаил-А.Спадавекина «Добрый жук»(кларнет).

5. Пузанов Кирилл- рус.нар.пеня «Не летай Соловей»(фаготино).

6. Платова Елена - М.Жербин «Русский танец» (флейта)

7. Ипполитов Савва-М.Глинка «Полька»(ксилофон).

8. Вологжанина Анна-Д.Шостакович «Вальс шутка»(флейта).

9. Романычев Егор-Г.Тартини «Концертино» 4 часть(кларнет).

10. Хворостьянов Сергей «Ария Галицкого» А.Бородин (фагот)

11. Шульева Юлия-Г.Телеман «Ария»из партиты №4(гобой).

12. Гречухина Валентина - В.Моцарт «Турецкое рондо»(флейта).

13. Андрюхина Милена – В. Попп «Испанский концерт» II ч (флейта)

14. Лютов Дмитрий-Д.Кабалевский «Галоп»(ксилофон).

15. Лепшова Полина Ж. Синжеле «Концертино» (саксофон)

17. Златкин Серафим – Mike Garson Вариация на тему Паганини (саксофон)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Игорь Михайловский, тоже 7 лет, исполнил на блокфлейте программу, которая и некоторым 10летним не под силу по времени - более 6 минут музыки!

Здравствуйте. Александра!

Понимаю, что уже не ко времени, тема, вроде как, закрыта... Но я, к сожалению, поздно нашла ее здесь, как-то она запрятана...

Не могли бы Вы немножко еще прокомментировать выступление Игоря, помимо того, что длинная программа? На что обратить внимание, над чем работать? Заранее благодарю!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Честно говоря я в блокфлейте очень мало что понимаю, возможно найдутся лучше специалисты в этой области, чтобы прокомментировать игру Игоря. Мне же в целом кажется, что для 7 лет Игорь прекрасно владеет инструментом - он явно одарен с точки зрения координации, у него хорошая музыкальная память, и он к тому же много работает. Но в целом у меня сложилось впечатление, что мальчик не совсем понимал произведения, которые (в целом хорошо) исполнял. Выбрал ли их мальчик сам? Эти произведения ему нравятся или всё же не очень? Мне кажется может быть лучше подобрать даже более лёгкий репертуар, но тот, который 7летний ребёнок именно сам захочет с удовольствием сыграть. Например здесь на сайте есть различные блокфлейтовые сборники с минусовками, возможно что-то вашему мальчику подойдёт в качестве "конфеты" и развлечения? Он это более, чем заслужил своей серьёзной работой! Вообщем хотелось бы, чтобы он как-нибудь на досуге расслабился и получил удовольствие от какой-нибудь пьески!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо большое, Александра, за отзыв, что уделили нам время!

Конечно, сначала пьесы нам выбирала педагог, и сонату тоже подобрала она, но в принципе, Игорю нравилось ее играть, хотя, разумеется, до понимания еще далеко! Он играл, конечно, и более подходящие детские пьесы - Смелый наездник Шумана, Хоровод Баклановой, Вальс из детского альбома Чайковского и т.п. Сонату специально для конкурса стали учить. Дома он всегда играет (помимо программы) то, что ему хочется - детские песни, а еще он играет пьесы, которые ему понравились на муз.литературе (слушание музыки) - просто открывает ноты и сам себе играет (хоть они и для фортепиано). Т.е. я хочу сказать, что в свое удовольствие он тоже играет!!! Я никак его не ограничиваю, наоборот поощряю, иногда "заданные" пьесы мы и вовсе не играем- это ведь все-равно тренировка! Сейчас, по мере, так сказать, выхода в "свет" (концерты, конкурсы) и расширения кругозора (знакомства с разными муз. произведениями, кот. играют другие ребята), он уже САМ стал участвовать в выборе произведений - так он сам захотел и играет сейчас Менуэт Боккерини, Сицилиану Перголези (услышал, как играют другие). Жигу Генделя, правда, дала педагог,(с расчетом на будущее - потом сыграть всю сонату), но ему, вроде, нравится. Мне тоже эта соната нравится, поэтому я поддержала этот выбор. Те произведения, которые выложены здесь на сайте, я уже немного посмотрела, но мне самой трудно определить, что подойдет - будем советоваться с педагогом! :-? Я сейчас сама стала больше смотреть и слушать как и что играют другие ребята - СПАСИБО ОГРОМНОЕ ВАШЕМУ САЙТУ!!! :flyte:

Спасибо Вам еще раз за отзыв и за советы!!! :-) Извините, если сумбурно!)))))

Share this post


Link to post
Share on other sites

К сожалению видео почему-то испорчено и идёт в два раза медленнее с сильно прерывающимся звуком. К сожалению даже по этим отрывкам понятно, что Тимур опять злостно высил почти на тех же самых нотах, что и на туре (ре второй октавы в особенности и в других местах) 8-x

Что-то не так было с ю-тюбом. Так и не смог победить.

Пришлось стереть и залить по новому. Вот новая ссылка.

С уважением,

Михаил.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемые посетители форума!

6 марта состоится праздничный концерт лауреатов Первого открытого конкурса фестиваля им. Ю.Н. Должикова в Концертном зале ЦМШ "На Кисловке".

Начало концерта в 16:00

Адрес концертного зала: Б. Кисловский пер. д.4, стр. 2.

Вход свободный. Приглашаются все желающие.

Афиша концерта на нашем сайте.

http://konkursdoljikova.blogspot.com/2012/02/6.html

С уважением,

Михаил.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Спасибо. Как раз в свете нашедшейся записи Ольги Казаровой, которой 13 лет, интересно сразу после неё включить запись 9летнего Георгия Алексеева, так как он тоже играет 1ю часть Сонаты Платти - сравнение этих записей по-моему приводит к непосредственному пониманию что произошло с флейтовой школой за последние 4-5 лет, которые как раз отделяют по возрасту этих детей.

мальчик звучит явно лучше, отчётливее. А что это? новый подход к артикуляции? хорошая опора? снятие зажимов? Александра, намекните , пожалуйста! А то до нашей глубинки пока дойдёт..........всё новое узнаём исключительно из интернета :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если сравнивать этих двух детей - то главное их отличие прежде всего в интенсивности выдоха. У девочки в целом неплохой звук, но он часто сливается и пропадает за тембром фортепиано, так как звучание лишено высоких частот ("блеска"), которые в основном отвечают за проекцию звука в зал. В её случае эти частоты отсутсвуют в основном из-за недостаточно интенсивного выдоха (недостаточная опора), но в разных случаях может быть по-разному. Часто бывает, и что человек приворачивает к себе инструмент, чтобы "звук не шипел". Но "шип" "шипу" рознь! В погоне играть "чистым" звуком, можно приехать к "мёртвому" звуку - то есть к матовому тусклому прикрытому звуку.

Что касается разницы в артикуляции - она в этом случае тоже напрямую зависит от интенсивности выдоха. Если столб воздуха стабильно и интенсивно подаётся, то язык будет свободно в нём "вибрировать" и легко выполнять свою работу. Если подача воздуха слабая, язык болтается как бы в пустоте - в таком случае артикулировать становится сложнее, появляются киксы, или если человек старается улучшить артикуляцию, то зажимается внутреннее пространство рта и горло, что приводит к окончательной потере объёма звука.

У обоих детей неоптимально проходит процесс вдоха. Мальчик заметно поднимает плечи при вдохе, и вдыхает недостаточно глубоко - поэтому я думаю интенсивный выдох и вообще вся игра на этой записи ему стоит больших усилий. Такой неглубокий вдох впрочем может происходить от волнения, так как опора часто поднимается наверх при игре на публике, может быть в классе он дышит лучше.

Девочка тоже вдыхает довольно поверхностно и совсем небольшое количество воздуха, но это обусловлено тем, что она неинтенсивно выдыхает. Правильный вдох часто зависит от правильного выдоха.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас