[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
Mitoka

Как изменить тембр звука и не зажаться полностью

Здравствуйте!

Мне 20 лет. Из них играю на флейте - 11 лет. Учусь на третьем курсе Московской консерватории.

У меня возникла такая проблема.

Я играю в флейтовом квартете, и мой тембр звука слишком отличается от тембра других участников квартета.

Мне очень нравится мой звук. Да и даже в квартет меня пригласили именно из-за моего звучания. Но теперь, по прошествии некоторого времени, меня настоятельно просят изменить тембр, "сжать" его, сделать более точным, таким же как у остальных.

От природы у меня открытый звук. Но я невероятно зажимаюсь во время игры на флейте, и вот уже год борюсь с зажатостью тела, кистей рук, горла, губ, мимических мышц. Я проделала большую работу. Но теперь, когда у меня появилась задача "сжать" свой звук - вся работа по освобождению пошла насмарку, и я снова зажата.

В общем, я совершенно не понимаю, над чем мне работать, как заниматься и что делать.

Возможно ли сохранить свой тембр звука и просто добавить к нему новый, вот этот "закрытый", "сжатый"? Или это работа по полному изменению постановки амбушюра?

Жду помощи.

Изменено пользователем Mitoka
1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

А что говорит педагог? Может и не стоит коробить свой звук ради работы в квартете?

Или вообще стоит поиграть тише и все вопросы коллег отпадут. А пробовали ли вы менять головку у флейты?

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, знакомая проблематика. В свое время когда я играл начал работать в сим. оркестре , мой звук также значительно отличался от звука коллег. Но т.к. я играл в основном 2ю флейту , то надо было подстраиваться.

А какую флейту играете вы? скорее всего не первую?

Что можно посоветовать?... Для начала, поработать над вибрацией. Взять простенькую мелодию и попытаться сыграть ее с разной вибрацией и даже без нее. Но при этом также свободно и естественно как при обычном вибрато. Очень часто сольная вибрация в ансамбле звучит как раз как "широкий звук" , особенно в большом зале. Менять постановку, конечно не надо! Нужно "просто" научиться играть в разном стиле. Это очень не простая задача и без помощи и понимания педагога тем более.

Если бы вы предоставили какую-нибуть запись то может стала бы ясней ваша проблематика...

Не падаете духом! L-)

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Возможно, они имеют в виду, что тембр должен быть более "режущим", с сильным присутствием верхних обертонов. Вы умеете делать такое изменение тембра?

Запись не помешала бы..

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо всем за ответы!

Parfёn,

Проблема встала остро несколько дней назад, и я еще не разговаривала с педагогом. Конечно, я поговорю с ним в ближайшее время, но, как мне кажется, он скажет именно "не стоит гробить свой звук".

Дело даже не в работе. Квартет состоит из таких же студентов, как и я. Просто нам интересно заниматься вместе, вместе расти. И всё было супер до тех пор, пока дело не дошло до моего звука, а я поняла, что совершенно не знаю, что с этим делать.

На счет головки:

Была в этом году на Летней школе Беннетта, и все как один сказали, что у меня очень плохая головка, которую нужно срочно менять. Но к головке у меня еще и ужасное тело. Так что я собираюсь покупать новую флейту в апреле.

Dima,

Огромное спасибо за совет! Повнимательнее отнесусь к своему вибрато. Помнится, когда мы только начали играть в квартете - у всех было такое "сольное" вибрато, что мы чуть ли не под каждой нотой подписывали "не вибрировать!!!!" :-) Сейчас акцент перешел на другие вещи и, возможно, я забываюсь и вибрирую неприлично сольно.

Действительно, я играю вторую,третью или четвертую партии, в зависимости от произведения. Первую партию всегда играет один и тот же человек. А вот остальные меняются.

dribak,

Возможно! Но я не умею так. Я скорее всегда думала о нижних обертонах: открытое горло, полный звук, обертоны от нижних звуков.

Изменено пользователем Mitoka
1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Боцца с вибрацией все в порядке.Даже может слижком все стараются играть ровно.) Но в вашем звуке действительно меньше верхних обертонов чем у коллег. Такая разница в ансамбле часто приводит к тому, что челочек начинает играть громче чтобы лучше себя услышать.Наши уши чувствительнее к высоким частотам и поэтому слыша рядом троих "высокочастотников" человек интуитивно прибавляет громкость , что и воспринимается коллегами как "жирмый", "толстый" и т.д. звук.

Что делать? Я бы посоветовал для начала попытаться достичь на piano того же тембра что и на forte.

Поиграете упражнения Moyse обращая на тембр в пиано. Поддерживаете его хорошей опорой . А на форте как бы расслабляясь и чуть отпуская и опуская ее.

Насчет открывания горла посмотрите вот это видео:

На данном этапе я все же не советовал бы менять головку(Пока не стабилизируется ситуация.) Да , это может дать эффект, но Если сейчас взять голобку по ярче (что опять/таки означает большую интенсивность высоких частот) то это может привести или к привороту головки или же к ослаблению опоры - ведь вы же будете искать и играть своим же звуком! Вот когда вы действительно почувствуете потребность и стремление к новому звуку (а не потому что кто сказал) Переходить на новый инструмент нужно в спокойной обстановке с ясной головой и спокойствием на душе.)

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Mitoka, здравствуй, я тебя помню по предыдущему конкурсу в Дюссельдорфе. Послушала запись Боцца - очень понравился твой звук, действительно он объёмнее и более разрежен, чем у остальных участниц квартета. Тут надо сделать лирическое отступление: есть звук сольный, а есть звук более оркестровый. В принципе ситуативно можно переходить с одного на другой, но заниматься нужно так, чтобы отвечать конкретным целям данного периода - если играть международные конкурсы, то заниматься нужно дома своими произведениями сольным звуком (таким как у тебя), если же предстоят оркестровые прослушивания - более оркестровым звуком (который предполагает искусное владение пиано в первую очередь).

Я думаю тебе стоит воспринять игру в квартете как оркестровую игру и возможность позаниматься нюансом пиано. При объёмном открытом звуке красивое пиано играть намного сложнее, чем когда звук в целом менее крупный (мне эта проблема очень хорошо знакома). Перед репетицией квартета разыгрывайся в третьей октаве на меццо-форте с диминуендо на пиано, то есть разыгрываться на упражнениях на филировку звука, потом поиграй скажем Антракт Бизе в красивом оттенке меццо-пиано по оркестровому. И воспринимай происходящее далее на репетиции как упражнение. (В вибрации я считаю ничего менять не надо).

(P.S. сообщение Димы перед написанием честно не читала, сейчас посмеялись, что написали одно и тоже по сути :-) )

3 пользователям понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Mitoka, мне твой звук гораздо больше понравился, чем у остальных. Кто у вас первая партия и почему это не ты??

2 пользователям понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Dima, grotsasha, спасибо за советы!

Значит, работаю над piano :-)

Altoflutter, спасибо за добрые слова! Но ответ на вопрос просто не в моей компетенции :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Жаль((( Просто зачастую более сильные флейтисты играют вторые партии....

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если честно, не слышу такой уж большой разницы в тембрах. У первой флейты (которая начинает) звук скушный, плоский и неинтересный. У вас гораздо лучше.

Может быть имеется в виду что-то другое, слегка невнятное звукоизвлечение, слишком мягкая атака, микроизменения в высоте звука в неподходящий момент?

Share this post


Link to post
Share on other sites

dribak,

Хм... Давайте расставим все точки над i.

Может быть я не ясно написала в комментарии к записи, но (!) именно мой звук Вы слышите в записи Боззы первым (самое первое проведение темы, сольное)

И он Вам кажется плоским и неинтересным.

Отсюда у меня возникает сомнение, чей звук хвалили в предыдущих комментариях и подходят ли мне в таком случае советы по занятиям над ним.

Возможно, произошла ошибка и мне нужно делать что-то другое со своим звуком.

Изменено пользователем Mitoka

Share this post


Link to post
Share on other sites

Упс... Извините, не разобрался с запятыми. Я слушал звук, появляющийся впервые на 44й секунде. Возможно другие поняли правильно. Звук, который начинает пьесу, действительно тускловат, вроде как синтезаторный. Если бы можно было сдвинуть его слегка в сторону "гобойного" звучания, т.е. добавить высоких обертонов.

С другой стороны, затруднительно судить о тембре по записи подобного качества. И по студийной-то не всегда скажешь...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, но Кларка-то играете именно Вы))) Звук мне там очень нравится, вибрато живое и красиво все звучит. Молодец!

В Боцца же все как-то и правда плосковато (но не только у Вас) и неживое, что ли. Мне кажется, частично тут проблема в темпе - все очень медленно и статично, по-ученически. Очень тяжело такую музыку играть так, как резиновую. И в Боцца мне кажется просто необходимо играть с вибрато (всем). Прошу прощения, если раскритиковала и влезла с комментариями)) По-моему особой проблемы у Вас нет, просто надо квартету заниматься с педагогом, чтоб был контроль над важными моментами (игра вместе,динамика,темп и пр.). Удачи!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Удивительно, bober буквально озвучила мои мысли. Я как-то не считала себя вправе советовать, но, раз так получилось, прибавлю еще, что в Кларке мне не хватило филировки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А если касаться именно названия данной темы, то менять тембры прекрасно учит (так как сама этим хорошо владеет) Саша Грот. У Саши прекрасное сочетание таланта систематезатора, методиста и музыканта европейского уровня. Проще говоря, она может показать, объяснить как это делается и помочь в освоении навыка. Этой теме была посвящена одна из смен в школе в Тарусе, которую вела Саша. Если Школа 2015 состоится, и Саша приедет в Россию, я бы рекомендовала Вам взять у нее уроки по этой теме, если это будет возможным. Я имела честь присутствовать на групповых занятиях школы и открыла для себя совершенно волшебный мир флейтового тембра. А так же у меня пропало это детское понятие - красивый звук.

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем спасибо за ответы!

Буду думать и работать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемая Mitoka!

Конечно, менять тембр необходимо научиться! Это пригодится и в ансамбле, и в оркестре в сочетании с другими инструментами. Звуковой хамелеон получится. Попробуйте такое упражнение: скажите очень активно букву "В". Уголки нижней губы при этом прижмутся к нижним зубам, а нижняя губа коснётся верхней губы. Зафиксируйте ощущения и движения, которая делает нижняя губа и попробуйте сделать так же, когда будете играть на флейте. Звук, как бы съёжится и будет более зудящим.

Удачи!))

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас