[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
Isaflu

Мой звук-мой голос, методическо-эзотерическая работа Елены И

Мой звук- мой голос

методическо-эзотерическая работа Елены Исаевой

“Мы, музыканты, в случае, если сами не закрываем себя,

то становимся проводниками универсального космического духа”

К. Штокхаузен

Содержание

Дыхание стр. 2

Урок - познавание себя стр. 4

Мой звук - мой голос стр. 7

Свобода минуты стр. 9

_____________________________________________________

Дыхание

Много ли времени музыкант уделяет внимания своему дыханию - своей жизни? Как это ни парадоксально, но мало кто задумывается над тем, как он дышит. Я задавала вопрос о дыхании многим своим знакомым музыкантам и они ничего не могли мне ответить, кроме “Да я не знаю, дышу как дышу” Самое печальное, что эту фразу я слышу и от тех, кто должен меня этому учить. А ведь для музыканта – духовика дыхание есть не только жизнь земная, но и духовная. Как достичь с помощью правильной техники дыхания живого, дышащего звука, который сможет жить по своим правилам свободы; и эти правила уже не нужно будет заучивать или понимать, их можно только чувствовать, ведь всё, что я делаю, это всё ради высшей музыки, но никак не для себя.

Чем больше ты думаешь, тем больше тебя.

Эго есть не что иное, как все мысли, собранные из прошлого.

Когда тебя нет, есть Бог.

Это творчество.

Ошо

Мы учимся всему на свете: ведению домашнего хозяйства, плаванию, чтению библии, тут же изучению иностранных языков и вышиванию крестиком, но мы забываем, что всегда и везде продолжаем дышать, и зачастую дышать неправильно. Что же это за секрет, до которого никому нет дела?

Существует масса самых разнообразных методик, и каждый автор доказывает правильность именно его метода, но как же быть мне, любопытному незнайке, что выбрать?

Когда есть выбор, есть и сомнение.

В этом случае я поступаю очень просто, пробую всё и, выхватывая из массы то, что мне интересно, леплю своё личное знание.

Урок- познавание себя

Сначала я закрываю глаза и ничего не делаю…

“Как полый бамбук, легко отдыхай в теле”

Ошо

Никогда не заставляю себя работать, просто расслабляюсь

Нужно ощутить покой и одиночество, центрированные в тебе, но существующие везде. Без этого ощущения невозможно двигаться дальше, так как если его нет, то не будет и последующей концентрации творческой энергии. На самом деле, конечно, это задача не из лёгких, но достигнуть её решения мне помогает концентрация на самом процессе дыхания. В этом сходятся все, чьи работы мне посчастливилось прочитать. Нэнси Зи, Ермолаев, Стрельникова, Бутейко, Стрельцова, Ниши, Хендрикс, Ошо, оказались в одной компании.

Очень важны упражнения до общения непосредственно с инструментом, ведь часто бывает так, что времени на занятия совсем немного, ну скажем всего час, а позаниматься хотелось бы продуктивно, к тому же я только пришла с мороза. Может быть масса помех, но самое главное забыть обо всём, расслабиться и разогреть дыхательный аппарат. В этом мне помогают всего несколько дыхательных упражнений, выбранных из дыхательной гимнастики Стрельниковой и дыхании йогов.

Эти элементарные упражнения очень быстро разогревают дыхательный аппарат и тонизируют мышечную энергию, а йоговские упражнения с чередованием ноздрей активизируют работу мозга и приводят в равновесие душевное состояние.

Следующий этап приближения к звуку, это осознание и проверка всех основных мышечных усилий, которые могут пригодиться при игре на флейте. Я осознаю, как опускается диафрагма, чувствую, как органы брюшной полости как будто садятся в мягкое кресло, при этом грудная клетка опадает. Я делаю эти движения как с набором воздуха, так и без него, но очень важно помнить о том, что в любом случае на табличке у двери в которую входит воздух написано “НОС” и в этом я полностью согласна и с йогами и с Ермолаевым.

Дальше я проверяю “раскрывание” грудной клетки. Ощущаю, как огромный благоухающий цветок распускается во мне, при этом распрямляется и растягивается позвоночник, а энергия струится вверх, к мягкому нёбу, и под её напором поднимается маленький язычёк. Конечно это провоцирует зевоту, но это-то и нужно, чтобы как можно активнее почувствовать это внутреннее “распяливание”

Важно также ощутить полость в районе лба и носовых пазух. Это легко почувствовать, закрыв глаза и направив взгляд в район между бровей. Это упражнение также провоцирует зевоту, но не снизу, а сверху вниз.

Теперь проверяю опускание гортани, при этом движении нижняя челюсть предельно расслаблена, как при жевании или произнесении внутреннего “о” с открытым ртом.

Когда “предварительные процедуры” окончены, а они длятся не более пяти минут, я полностью готова принять в себя то, что может в меня влиться.

“…Почувствуй себя полым бамбуком. И внезапно в тебя начнёт изливаться бесконечная энергия. Ты наполняешься неизвестным,

таинственным,божественным. Полый бамбук становится флейтой,

и на ней начинает играть божественное.

Как только ты пуст, ничто не преграждает божественному путь, чтобы в тебя войти”

Ошо

Мой звук – мой голос

Медленный выдох на пфф…

Теперь начинаю звучать. Перед реально воплощённым звуком возникает его двойник внутри сознания и на самом деле он более реальный, чем слышимый. Тот второй лишь копия, дубликат внутреннего. Очень осторожно ловлю внутреннее слышание звука флейтой. Это мои бабочки, они все разные, а хочется поймать именно ту, которую хочется. Мои губы расслаблены. Нижняя настолько ленива, что не хочет вставать с постели до часа дня, а нижняя челюсть и не возражает, она очень податлива и свободна. Верхняя губа потягивается да растягивается, особенно не перетруждаясь; но уж когда нужно защититься от сильного напора ветра нижняя знает своё дело, сразу же прячет уголки внутрь, к зубам, провоцируя нижнюю челюсть ещё больше уйти к шее.

Ощущение такое, что голова и шея срастаются на одном уровне, и находятся как бы в одной плоскости.

Воздух прокрадывается через носовой ход совершенно бесшумно. Горло заранее открыто, ноздри сильно расширены. Его задача - не наделав шума сразу попасть на самый нижний этаж здания, а при необходимости заполнить собой и этаж выше.

Область грудной клетки расширяется и в ширь и в высь одновременно с распрямлением позвоночника, и с этим ощущением внутреннего пространства энергия звука направляется от поясницы к району темени, и дальше движется только вверх (не на губы!), и чем активнее ощущение этой невидимой дороги, тем певучей, естественней тембр голоса-звука.

В среднем регистре, особенно на “переходных нотах” ре,ми бемоль и ми я думаю о лобных резонаторах.

При игре на легато в медленном темпе очень помогает ощущение свободного воздуха в щеках, правда всегда есть опасность немного “пересолить”, так как это провоцирует на то, что бы изменить русло посыла “реки” и тогда вместо сочного и полного звучания на свет вырывается просто закомплексованная натужность.

Я играю то, что хочу в данный момент, и это может быть даже просто один звук, но в разных образах:

ровный, недвижимый

текучий, с волнообразной динамикой

с приближающейся и удоляющейся вибрацией

меняющий маски-тембры

Он живёт во мне, но я им не владею, потому что в эти мгновенья мы зависим друг от друга.

“Мы, музыканты, в случае, если сами не закрываем себя,

то становимся проводниками универсального космического духа”

К. Штокхаузен

Свобода минуты

Вот моё время! Нет ни часов, ни минут, ни секунд…

Я уже внутри…

Играю только то, что страстно желаю, и что даёт ощущение счастья, даже если нужно учить другое. Знаю, что просто это ещё “не созрело“ и не нужно себя вынуждать и пересиливать. Всё придёт, когда будет готово к осознанию.

“Ты живёшь сегодня- сама эта жизнь определит,

каким будет завтра;

Завтра произойдёт из него”

Ошо

Сначала слушаю глазами текст, небольшой отрезок. Важно почувствовать пульсацию ритмических вибраций. Если не могу уловить, то пропеваю вслух, помогая дирижированием или движениями тела. После этого пробую озвучить на инструменте. Если это произведение для ансмбля или флейты с оркестром, соответственно, для того, чтобы услышать общую гармонию, изучаю остальные партии. Интуитивно, первое, “чистое” ощущение музыки наиболее гармоничное и я стараюсь сразу отложить его в памяти (при дальнейшем изучении материала будет полезно сравнивать его с возникающими идеями исполнения). Иногда попадаешь сразу в нужный тембр и характер звучания, но часто бывает так, что играю и чувствую, что-то не то. В таких случаях представляется, что мои вибрации не совпадают с вибрациями идеи произведения. Но я обожаю вслушиваться вновь и вновь в текст, пока не услышу решения (помогает также мысленное погружение во временной отрезок эпохи, изучение биографии композитора).

«Каждый объект в мире, вплоть до мельчайшего атома производит волны, которые можно трансформировать в волны акустические <…> Всё производит звуки. Каждая звезда производит огромное количество звуков<…> Всё время звучит музыка сфер»

К. Штокхаузен

Конечно, помимо внутреннего слышания музыки нужно уметь ещё и выразить это в реальном звучании, но это уже более лёгкая задача, ведь это лишь ремесло :-)

« Играй вибрацию! »

К. Штокхаузен

Литература и источники информации

1. Ошо Творчество. Высвобождение внутренних сил. СПб.,ИД «Весь»,2003.

2. Ошо Ответственность быть самим собой. СПб.,ИД «Весь»,2003.

3. Кранц К. Дыхание жизни. Осознанное дыхание- путь к исцелению души. СПб.,ИД «Весь», 2004

4. Лёгкое дыхание / Авт.-сост. В. В. Петров.-Мн.: Харвест,2003

5. Зи Нэнси Искусство дыхания Шесть простых уроков для достижения успеха, здоровья и процветания. Пер. с англ. Е. Винецкой.-М.: ИД «София»,2003

6. Хендрикс Гай Сознательное дыхание: Дыхательные упражнения для здоровья, самосовершенствования и снятия стресса. Пер. с англ.-К.: «София», М.:ИД «София»,2003.

7. О. Ю. Ермолаев Правильное дыхание

8. Мастер-классы профессоров по флейте: О. Николе, Л. Ковача, А. Адориана, Б. Чалога, В. Хазельзета, Пьера Ив Арто.

2 пользователям понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, Влад!

Иногда на меня находит...

Браво Елена- классно и поэтично :appl:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас