grotsasha

Текст и видео с мастеркласса Ренггли - Москва, 28.02.2011

Маргарита Ковалёва, ЦМШ

И.С.Бах. Соната ми минор

I часть

Прослушал сначала до конца. "Спасибо"

"Так. Во первых темп. Я слышу восемь восьмых, но здесь такт на 4 четверти. Нужно немного больше думать на четыре. Ещё раз начни пожалуйста."

"Теперь стало лучше. Ты играешь слишком много мелодии, мне нужно больше гармонии. Эта музыка не как мелодия, а написана на оцифрованный бас, нужно больше думать о гармонии (аккордах).

Показывает на флейте.

"Всё понятно?"

Я всё-таки думаю лучше я буду по-английски говорить, иначе урок идёт слишком медленно с переводом. Если Вам будет непонятно, спрашивайте.

Рита вновь играет сначала. Профессор дирижирует, показывая важные ноты и фразирофку первой фразы.

6й такт. Какая важная нота здесь? Не нужно играть обе ноты важными, только первую шестнадцатую. Показывает, играет.

Если у вас есть в барочном произведении две ноты на легато (по две легато), первая нота из них должна быть важная, а вторая - на выдох, более лёгкая.

Поёт, во время того, как Рита играет, показывает фразировку.

"Спасибо, фразы стали лучше. Мне нужно больше аттаки - послушай фортепиано в такте 13. "

Показывает и играет "до второй октавы", повторяя её и каждую ноту играет на диминуендо, с резонансом. Просит повторить Риту. "Можешь сказать "Тю"? Когда вы говорите ТЮ , губы располагаются идеально для флейтовой игры. Не останавливайся после каждой ноты, просто делай диминуендо на каждую.

А теперь поиграй так гамму (по две легато, первая нота важная, вторая на выдох).

А теперь поиграй на фрулато ровно (показывает сам). Ещё раз. Толкает Риту - и сдвигает её легко с места. Видишь? Тебя легко сдвинуть, ты должна лучше стоять на ногах. Открой - отверни от себя и играй с большей опорой (нажимает на живот). Стой стабильно. А теперь по две легато. Теперь уже лучше.

Теперь интонация - сыграй медленно ещё раз по два. Вторая нота не должна понижать. Теперь так как в пьесе (терциями такт 6).

Последняя четверть 8го такта неважная - её нужно на выдох играть.

Теперь давайте попробуем с фортепиано. Сразу прервал - играй для людей в зале! Показывает, что не нужно играть приклеившись к пюпитру.

Намного лучше, но ты делаешь техническую ошибку. Показывает, что не нужно наклонятся, когда играешь нижний регистр. Ещё раз просит играть фрулято - начиная с такта 9.

Ещё раз с фортепиано. Не забывай артикулировать. Когда у меня каша во рту (показывает), никто ничего не понимает! (Смех в зале)

Самое главное в барочной музыке - это язык (рассказ, артикуляция) и танец. Это базис барочной музыки. Не мелодия!

Если тебе нужно вздохнуть в 16 такте за две шестнадцатых до трели - вздохни! Не нужно умирать.

Ты знаешь что такое диссонанс? Поёт 17 такт. Диссонанс здесь - цель фразы (3я четверть 17 такта), а не наоборот.

(Тут у меня трансляция прервалась)

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Трансляция опять появилась где-то через минут 40. Урок Аси я явно слышала не сначала.

Ася Сафиханова, МГК, класс доцента Ивушейковой О.Ю.

Моцарт. Концерт соль мажор

Видео: http://vimeo.com/20553317

I часть

Стой стабильно. Очень важно стабильно стоять - спина и живот остаются прямыми. Если Вы наклоняетесь, то это плохо для дыхания

Начинает ещё раз первую фразу. Останавливает, имитирует её и спрашивает что я сыграл неверно? Ася говорит - акценты. Ещё раз послушай внимательно - я на четвёртую четверть сажусь. Это частая ошибка флейтистов!

Это Maestoso – фраза идёт от раза (а два, три, четыре - слабые).

Не нужно боятся линии. И не нужно делать ошибку, что линия - это всегда по прямой и форте!

Какая здесь гармония? Ася отвечает - соль мажор! Профессор - было бы хорошо, но так написал был Сальери, а не Моцарт. (место: ре до си ля трель). Здесь более интересная гармония. В любой пьесе Моцарта - идея оперы. Он всё время боролся за то, чтобы получить заказы на оперы, хотел их писать. Первая тема - это Дон Жуан, а вторая тема - это Эльвира. Здесь масса интересных контрастов. Так вот на этой трели уже приходит идея побочной партии (Эльвиры).

Не могла бы ты немного больше выпрямится. Если играть с оркестром - то нужно играть форте. Когда Вы играете форте - нужно думать, что вы играете назад, а не наклоняться вперёд!

Ещё раз начали первую фразу. "Нужно лучше артикулировать - у тебя слишком размазанно".

Очень хорошо, правда!

Когда ты играешь с прямой осанкой - нужно одновременно расслаблять/опускать челюсть и открывать горло, тогда у тебя будет звук с резонансом. Если этого не делать - интонация станет слишком высокой.

Ты знаешь скрипичные концерты Моцарта? Артикуляция очень похожа. Не нужно хаоса в восходящих терциях.

Всегда контролируй дыхание: вдыхай, останавливай воздух, и потом играй.

Где здесь цель в этой фразе? Где кульминация во фразе? Правильно, но ты думаешь, что ты в этом месте играешь сильно, а на самом деле нет.

Никогда не акцентируй разрешение в тонику!

Ты знаешь что такое задержание? (Апподжиатура) Appogiare = abstützen = опираться. По-итальянски задержание значит опираться!

Когда ты будешь играть это с оркестром - никто это место не услышит, знаешь почему? Потому что ты двигаешься в тот момент, когда играешь. Нужно стабильно стоять на ногах, упираться в пол. Таким образом проекция звука улучшается, если же опустить корпус - то проэкция звука нарушается. У всех такая проблема, и у меня тоже! Я тоже слишком двигаюсь слишком много на сцене.

Не дёргай флейтой в конце трели. Ты очень хорошо играешь, но если ты бы больше контролировала свои движения на сцене - тебе бы это сразу помогло.

Не играй восьмушки (конец экспозиции) слишком отрывисто. Думай как это делает скрипка, ей нужно переносить смычок с одной струны на другую, нужно время.

Просит на конечной трели в экспозиции шагать и перешагать конец трели, чтобы мысль шла вперёд.

Начало разработки - целые ноты ре1 - фа3. Связывай их, не делай акценты.

Когда ты играешь более чёткой артикуляцией нужно посылать немного больше воздуха в инструмент, иначе получается слишком отрывисто.

У тебя хороший амбушюр, но не надо его слишком сжимать - нужно быть сильным внизу (диафрагма, опора) и расслабленным вверху (горло, челюсть)

Представь, что у тебя горячая картошка во рту.

Представь, что флейта тяжёлая.

Не дуй внутрь флейты, немного поверх.

Ася играет каденцию, которую сочинила сама. Все хлопают.

Очень много хороших идей в твоей каденции, но несколько вещей всё же вне стиля и она в целом немного слишком длинная. Начало у тебя в стиле, но потом не очень, слишком много модуляций... Аутентичные каденции того времени даже не использовали модуляции, были очень простыми, иногда даже не использовали тематический материал концерта. А иногда исполнители использовали одну каденцию на несколько концертов. Как бы то ни было, давай твою каденцию оставим как есть. У тебя хороший "продукт", но ты его не очень хорошо "продаёшь". Каденция - это импровизация! Играет сам эту каденцию, более свободно. Ася повторяет.

Когда в каденции играешь кусок из побочной партии - нужно поменять цвет тембра, как воспоминание о самом образе этой побочной партии (Эльвира). У нас только одна флейта, но мы можем менять цвета и оттенки тембра. Послушай на youtube Bobby McFerrin – ты услышишь как один человек столько разных оттенков голоса может из своего одного голоса произвести. Мы с флейтой должны тоже так уметь.

Я боюсь, я уже должен остановится.

Спасибо!

Пауза 5-10 минут.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Евгения Юшина

К.Ф.Э Бах. Соната для флейты соло ля минор.

Видео: http://vimeo.com/20550723

I часть

Замечательно играла, но от волнения всё больше начали губы дрожать и Женя остановилась. "Очень очень хорошо играешь! Не надо так волноваться. Это ведь просто мастеркласс, это не концерт! Мы просто пробуем тут! Вот как Мураматцу чинят флейты, мы тут чиним музыку-технику-игру на флейте. Продолжи пожалуйста с того места, где остановилась.

У тебя красивый звук и много хорошего в твоей интерпретации.

Всё-таки темп - это poco adagio, а не adagio. Нужно думать от раза и немного вперёд. Давай ты будешь играть верх, а я буду играть первое ля. Этот бас должен оставаться. Играют дуэтом, где профессор держит басовые ноты - первые ноты первых трёх начальных тактов (ля-фа-ре).

Объясняет про диссонанс и консонанс и про трель.

Намного лучше, но можешь сыграть верхние ноты потише? И чуть чуть побыстрее темп?

В конце фразы короткая трель.

Не нужно стучать по клапанам, их слышно перед звуком, это некрасиво. У тебя красивый звук, но не нужно этого делать, это портит впечатление.

Знаешь что такое затакт? Показывает как должен звучать затакт - очень натурально, а не с акцентом. Ты можешь более артикулированно сыграть затакт? (Играет затактную восьмушку с резонансом).

Говорит о позиции нотного пульта по отношению к корпусу флейтиста. Ставит Женю в оптимальное положение: корпус немного развёрнут вправо от пюпитра, а голова повёрнута к пюпитру.

В месте, где прерванная каденция (после трели - фа# 1 ) – сделай немного паузу перед этим и субито пиано. Слушай хроматический восходящий ход восьмушек на сильную долю такта.

Знаешь на скрипке есть термин flautando – на флейте не надо забывать, что такое flautando. Показывает и играет - более разреженный звук (светлое пиано).

Позже в музыкальной истории Гайдн много использовал сюрпризов. Для него Карл Филипп был очень важным предшественником.

Пиано не должно быть медленным темпом - всё же ты всё ещё играешь медленновато.

В этом месте (после фа#1) не надо так дышать глубоко, возьми небольшой вздох.

41 такт - не припечатывай ре первой октавы.

49 такт - первое задержание, сыграй пожалуйста си тише.

В 50 такте (и последующих похожих) - первая восьмушка очень важна, её нужно играть

активно с резонансом (показывает).

Не делай в 55 такте ритертандо, иначе не будет сюрприза.

Ставит ей свою флейту концом в грудь - и говорит "толкай мою флейту". Женя не очень поняла. Нужно горло открыть.

Сыграй только бас пожалуйста - начиная от такта 56. В ритме, так, как написано.

(На этом трансляция у меня опять прервалась. После перерыва:-)

Ты можешь присочинить свою небольшую каденцию в предпоследнем такте, оставаясь в ля миноре. Если ты знаешь какая гармония внизу, ты можешь легко придумать простую каденцию.

II часть (первая вольта)

Я думаю, многое здесь очень хорошо. Но главное - не наклоняйся вниз, не только из-за того как это выглядит, но и потому, что это сразу слышно (звук в зал хуже идёт).

Что самое важное в этой пьесе? Женя говорит не знает. Никогда не играйте пьесу нейтрально, нужно точно знать что ты хочешь сказать. Как в политике - нельзя говорить "мне всё равно". Я слышу что ты хорошо играешь на флейте, но я не понимаю характер этой пьесы в твоём исполнении. Он должен быть танцевальным.

В третьем такте задержание (форшлаг) должно быть коротким. КФЭ Бах в своей книге об игре на клавире приводит именно этот такт как пример короткого форшлага.

Начиная с 21 такта: когда у тебя много шестнадцатых нот - нужно выяснить какие ноты главные, каков "скелет". Сыграй мне скелет пожалуйста. Твои идеи здесь хорошие, но никто их не слышит, потому что нужно их более ярко показывать.

Спасибо!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Женя Ярославцева, 1 курс МГК преп.Лебедев Л.В

И.С.Бах. Партита ля минор

Видео: http://vimeo.com/20552269

Аллеманда

Трудная пьеса, да? Давай сначала займёмся техническими вопросами перед тем, как займёмся пьесой. Как ты думаешь какая у тебя проблема? Отвечает - у меня проблема в третьей октаве. Я думаю, что у тебя не только проблема в третьей октаве.

Играет сам и имитирует её. Что неправильно? Что ты слышишь неверно? Отвечает: закрытый зажатый звук. Правильно, но есть ещё более важная вещь, что это? Послушай ещё раз. Что тебя раздражает? Отвечает: звук плоский. Да, но и интонация плохая. Когда ты играешь, ты сильно зажимаешь амбушюр, поэтому интонация плывёт.

Давай попробуем поэксперементировать с твоей постановкой. Не надо сейчас издавать красивый звук, просто расслабь губы. Подходит к ней отворачивает ей флейту. Можешь расслабить губы и сделать флейту ниже?

Ты можешь играть танграмы? Объясняет как играть танграм. Давай сильно, громко! (нужно использовать быстрый выдох на опоре, иначе такие звуки не выходят). Вот когда ты смеёшься - у тебя правильное дыхание. Показывает как певец "Хо хо хо xooo".

А теперь с расслабленным амбушюром поверх флейты дуй. Шу шу шу. Нет, ты делаешь ошибку, как только ты приближаешь флейту - ты сразу начинаешь растягивать губы и зажиматъся. Ты ищешь звук, а мне сейчас нужно чтобы ты расслабила амбушюр и сильно дула. Это просто упражнение - ты должна научится дуть без применения флейтового амбушюра. Ты можешь сильно дунуть без флейты? Фу фу фу фу - вот так. А теперь играй так же длинную ноту.

Теперь можешь фрулято сыграть? Абсолютно расслабь губы!

А теперь сыграй нормальным звуком соль первой октавы.

Это очень важно - ты должна научится издавать звуки без напряжения, для этого нужно заниматься этими упражнениями. У тебя хорошие губы для флейты, но не надо их зажимать.

Давай теперь начнём пьесу. Поиграй мне начало на легато. Ты можешь ещё громче? Что ты делаешь для того, чтобы стало громче? Можешь мне спеть? (Девочка поёт, но тихо) А громче? Для этого надо открыть горло!

Пробует играть опять на легато - подходит к ней отворачивает ей инструмент. Расслабь губы! Думай, что у тебя флейта не к голове приставлена, а к груди. Намного лучше! Отверни от себя! Тебе не нужно так много давить!

Теперь поиграй мне начало на "ха ха ха".

Теперь поиграй на фрулято. Ты можешь больше открыть отверстие флейты?

Погоди, у меня есть что-то для тебя. Даёт ей какие-то бумажные трубочки и говорит зажать их в уголках губ. "Это идея от кларнетистов - они с этими штуками занимаются, для исправления их частого недостатока - когда воздух уходит не в амбушюр кларнета, а через уголки губ, вызывая посторенний шип. На флейте же с этими трубочками при зажатом амбушюре издать звуки не выйдет. Для того, чтобы вышло нужно будет открыть отверстие флейты и расслабить амбушюр. ". Показывает сам - у него хорошо с этой трубочкой звучит. У девочки с этими штуками вообще не выходит сначала никакого звука, потом начинает выходить.

"Теперь без этих трубочек - первую фразу на легато. Отверни от себя!"

Берёт её флейту и смотрит как головка стоит по отношению к телу, возвращает ей (не меняя ничего).

Отворачивает ей флейту, звук начинает улучшаться. Ну что ты слышишь? Стало лучше? Она говорит - да, звук стал больше. Верно. Я думаю тебе нужно отворачивать от себя, но сначала тебе будет очень неудобно!!

(я отошла на секунду, вернулась на: )

Пытаются настраиваться вместе с фортепиано. Звуки на флейте не строят с фортепиано.

Давай сделаем упражнение - делаем губами глиссандо на одной ноте. Максимально понижай и повышай одну ноту (ля1 октавы). Можешь ещё больше амплитуду понижать и повышать? Теперь на ноте си - больше расслабься.

А теперь такое упражнение: берём по каждой ноте ля минорного трезвучия, и каждую ноту с вибрато на диминуендо играем.

Понимаешь если дырочка в головке флейты слишком закрыта, то интонация не строит. Квинта должна быть немного широкой. Играют квинту ля1-ми2 дуэтом.

Можешь повибрировать? Это очень хорошее упражнение для интонации - два друга-флейтиста играют вместе. ;;)

Так, эту трубочку ты возьми с собой.

Сарабанда

Спасибо. Мне кажется, что это слишком медленно. В таком темпе слушатель не поймёт гармонии.

В четвёртом такте, где лиги по две - вторая нота слабая, на выдох. Сам играет и показывает ей целиком первую вольту. С применением в одном месте перманентного дыхания.

У тебя очень плохое издание этой пьесы. Здесь ритмическая ошибка!

Девочка ещё раз играет, профессор дирижирует - показывает какая фразировка. Отверни от себя!

Ты должна работать над своим звуком. С таким большим количеством давления в амбушюре ты не сможешь играть эту пьесу. Ты должна научится играть на флейте без зажимания амбушюра. Играй упражнения, которые мы сегодня делали.

Спасибо!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Евгения Бубнова, МГК, профессор Голышев А.М.

Берио. Секвенция

Ты можешь только какую-то часть этой пьесы сыграть, не до конца то есть.

Две вещи - первое, ты слишком свободно играешь с ритмической точки зрения! Это не свободная вещь, свобода должна быть внутри пульса и внутри темпа.

Вторая вещь - ты можешь мне сыграть одновременно играя на флейте и голосом петь. Девочка говорит - я не могу петь, я хриплю, потому что я болею. Пробует - получается.

А теперь без голоса, нормально сыграй. А я всё ещё слышу, что ты издаёшь звуки голосом! (Зажато горло)

Девочка говорит по французски, спрашивает: тот метроном, который стоит в пьесе, он слишком быстрый для меня, что мне делать? Педагог отвечает - ну не страшно, поставь метроном медленнее.

Девочка говорит - я не понимаю тут одного обозначения. Далее - они говорят тихо и их не слышно.

Ренггли сам играет и показывает первую фразу - в верном ритме. (Девочка делает ритмические ошибки в первой фразе).

Перешли на французский язык. Всё ещё играют первую фразу. Когда у тебя тут чёрточка - то нужно держать звук. А здесь всегда раздельно. Когда акценты мне значит не надо держать, спрашивает девочка?

Ещё раз сначала пожалуйста.

Ты это произведение должна опять сначала ещё раз выучить. Так как ритм весь у тебя неправильный!

Ты можешь проговорить ритм без флейты?

Это очень важно - научится читать "space notation". Когда у вас большой зазор между нотами, тогда больше паузы между нотами, когда маленький зазор - тогда меньше паузы между нотами, они быстрее проходят.

Спасибо!

Александр Голышев благодарит профессора за мастеркласс: "Я думаю, что все узнали много нового. И теперь с этой новой информацией - вперёд к новым свершениям."

Мастеркласс окончен!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Саша,спасибо большое за труд! :ymapplause:

Я записала почти весь мастеркласс с трансляции,правда с небольшими паузами(около минуты).Звук на записи не очень.Как раз весь Моцарт есть)))...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Саша, огромное спасибо! :ymhug:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большое спасибо!!!! Голоса при трансляциии действительно очень плохо было слышно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пожалуйста скажите имена двух последних девочек - я не узнала их в лицо!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Последняя с Секвенцией Берио- Эжен Траверз ( Женя Бубнова), консерватория (педагог Голышев А.М)))))))))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо! Никто не знает как имя девочки, которая играла Партиту Баха? Я думала, это Настя Ярославцева, но видимо это не она.

Прибавлены некоторые видео с мастеркласса.

Share this post


Link to post
Share on other sites

огромное спасибо Александре за весь труд, что был проделан, с удовольствием читаем и слушаем :-):-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скажите пожалуйста, появится ли "офицальное" (запись прямой трансляции или что-то вроде того) более качественное видео с этого мастер-класса?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Официальная запись была только с концерта и ее можно посмотреть на сайте, а

запись мастер-класса была только для прямой трансляции

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас