вот еще компиляция
http://members.iinet.net.au/~mtattersall/Articles/Woodwind_Materials.htm
перевод заключений (вольный авторский, учил язык по документации к c++):
Разница между одинаковыми деревянными духовыми сделанными из разных материалов происходит из:
1. Разницы в размерениях самого инструмента - форма канала и отверстий, качество поверхности (см Fletcher, Coltman). Этот пункт НАМНОГО более важен чем остальные.
2. Механическая разница в материалах (McGee, Fletcher). Это наиболее дискусионный пункт. То есть, если с одним материалом легче работать аккуратно чем с другим то результирующие размеры будут ближе к параметрам дизайна. или если эбони легче отполировать чем вишню оно даст лучшую поверхность.
3. Тенденция производителей придавать больше внимания дорогим материалам (Fletcher). Это определенно проблема номер один в дискуссии.
4. Предубеждения и выдавание желаемого за действительное (Coltman and Linortner). Музыканты стараются получить из инструмента то что они ожидали от него.
5. Разница в играющих. Игрок чувствует звуковые вибрации через подушейки пальцев, губы и челюсть. и он слышит звук из духового отверстия и игровых отверстий в пропорциях оличных от любого другого слушателя находящегося дальше. У меня нет идей как эта отдача может быть изучена но как музыкант я уверен что она имеет эффект. даже если это в большинстве психологический эффект - что относит его к 4 по важности.
и от меня:
пункт (3) является важным для современной бизнес модели. эсли мастеровые инструменты мастера стремятся делать одинаково качественными (мастер всегда стремится дать максимально возможное качество в единицу времени, работа с клиентом напрямую). то фабричный производитель уже может начать манипулировать клиентурой и делать дешевые инструменты хуже не в силу невозможности а в силу преднамеренной ценовой политики. иными словами если делать качественные дешевые флейты даже с большими затратами на производство то суммарная выгода будет меньше. то есть если скажем затраты на производство увеличатся на 100% то себестоимость продажи дешевой флейты подскочит скажем на 50% (затраты на продажу не меняются).
а так как разница в качестве между инструментами из дорогих материалов будет несущественна то массовый покупатель будет брать инструменты подешевле (очень, очень упрощенный пример). ведь качество то достойное. главная задача бизнеса - получить наибольшую прибыль. а маркетинга, убедить клиентуру что действительно то что дороже лучше.
я не говорю что это 100% правда и все флейтовые производители такие сякие. но ничего личного тони. это бизнес. всем хочется кушать и ездить на мерседесе.
в компьютерной среде это можно было наблюдать когда производители жестких дисков выпускали идентичные диски с размерами 320, 240, 160 гигабайт. которые отличались только програмной прошивкой. а физически были одним и тем же диском на 320гб. продавались по разной цене. общая выгода от продажи 3 "разных" дисков с одинаковыми затратами на производство по разной цене была больше чем их продажа в максимальном размере дорого. производить же действительно 3 разных диска было еще более экономически не выгодно. так как для этого требовалось 3 по разному настроенных сборочных линии.
P.S. так что выбирайте флейту по факту а не только по бренду. вполне возможно что старые флейты могут иметь относительно лучшее качество чем новые.