[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
SV_Virtuozz

Флейтист-универсал.

Уважаемые коллеги. Очень интересно Ваше мнение по поводу универсальности исполнителя. Необходимо ли современному флейтисту играть на всех разновидностях семейства флейт (пикколо, обычная, альтовая, басовая и др.)? Может ли он одинаково классно и качественно играть на всех них или необходима точная специализация?

P.S. Мой сотый пост на форум, ура!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Музыканту необходимо играть на всех инструментах, которые ему нравятся, в том числе не из семейства флейт, да и вообще духовых. :-) Критерии "классности" и качества каждый также определяет для себя сам. В то же время, по-моему, при специализации на каком-то одном конкретном инструменте можно добиться большего, чем распыляясь сразу на несколько, хотя это не значит, что играющий на нескольких обязательно играет на них плохо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В принципе у флейтиста может быть три специализации: большая флейта, траверс флейта, или пикколо. Можно играть на всех, но профессионалом можно быть как правило только в одной. Профессионалом я имею ввиду для флейты траверсо - играть в барочном ансамбле, регулярно играть концерты, и т.п, а для пикколо - быть пикколо-соло в симфоническом оркестре, и возможно потом преподавать этот инструмент. Как правило флейтисты специализирующиеся на траверс или пикколо по-настоящему хуже играют на большой флейте (и это кстати один из "хороших" признаков, что они действительно профессионалы в своей области).

С другой стороны хорошо играть на пикколо должен в принципе каждый флейтист, но не каждому это удаётся (практически все места второй флейты, а иногда и первой флейты в оркестре требуют хорошего владения этим инструментом).

Что касается альтовой и басовой флейты - то это совсем не трудные инструменты, и особенного обучения и специализации для них не требуется. Это просто дело привычки, если вы время от времени на них играете, то этого достаточно, чтобы к ним привыкнуть и овладеть спецификой игры.

Share this post


Link to post
Share on other sites

а кто в своей флейтовой жизни начинал на немецкой системе и перешел на французскую-или так: играет на флейте на французской системе а далее на пикколо на немецкой после чего переходит на альтовую флейту с немецкой аппликатурой и недокрывающим соль клапаном и возращается во французкую систему. Ответ -советские флейтисты самые универсальные во всем мире.

Недавно запланировали концерт в школе. Пианино низило на полтона. Пришлось отменить. А могли заставить выступить с транспонированием вниз на полтона. Т.е. реально работа с транспортом в тональностях, как этому учатся например валторнисты-часто играют во многих строях.

Или еще- утром репетиция в симфонии после обеда камерный вечером концерт после чего ресторан (в смысле на сцене)!

Работа флейтиста таит в себе массу возможностей для совершенствования. Или игра в различных ансамблях или жанрах (Джаз, народные танцы, Моцарт,Чайковский ,Стравинский, Поль Мориа, греческий сиртаки,Боллинг, частушки ,марш Прощание славянки и тд. Часто все происходит в один день.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Работа флейтиста таит в себе массу возможностей для совершенствования. Или игра в различных ансамблях или жанрах (Джаз, народные танцы, Моцарт,Чайковский ,Стравинский, Поль Мориа, греческий сиртаки,Боллинг, частушки ,марш Прощание славянки и тд. Часто все происходит в один день.

... вот это закалка так закалка настояшего русского флейтиста! Навернякя после такого славянка прощяй спиртное сдравствуй!

Share this post


Link to post
Share on other sites

могу ответить что после такого контраста позиция главного дирижера становится призрачной.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А по-моему на любом инструменте играть хорошо -трудно, а плохо - особого труда не надо.

Насколько я знаю, соло альтовой флейты из сюиты М.Равеля "Дафнис и Хлоя" считаентся очень трудным, хотя оно и очень короткое. Так же слышала в Большом зале Мос. консерватории флейтовый концерт С.Губайдулиной. Там в конце большая каденция на басовой флейте. Наверное непросто её сыграть. А уж про соло пикколо из симфоний Д.Шостаковича и говорить нечего. Вот где запредельное мастерство нужно, конечно, если по настоящему сыграть. Думаю, специализация во многом определяется жизненными обстоятельствами - куда занесёт. Хотя. конечно, изначально, все видят себя "большими" флейтистами. Что касается траверс-флейты, то тут, на мой взгляд, в большой степени вопрос внутренней потребности и убеждения. Лучшие записи аутентичных оркестров не могут оставить равнодушной. Мне, например, очень нравятся флейтовые соло в пассионах И.С.Баха в исполнении Лизы Безнасюк, хотя дело там не только во флейтовом соло ( дирижёр Гардинер). Так же звук у траверсиста Стивена Престона восхитительный, но в музыкальном плане он несколько примитивно играет. Слышала, что в Голландии учат студентов и на траверс-флейте (или знакомят с ней), так как это способствует фокусировке (не могу подобрать другого слова) амбушюра. А Дж.Голвей иногда играет на ирландской разновидности блок-флейты. Это вряд ли помогает, но ведь и не мешает! Сейчас в Мос.консерватории есть факультет, где надо учиться сразу на двух флейтах -на современной и на траверсе. Четыре выпускника этого факультета поступили в самые престижные московские симфонические оркестры, работа в которых интересна и даёт сейчас в финансовом плане достойную по российским меркам жизнь, причём двое из них на сольные места. А при этом они сыграли по две дипломные программы, сложнейшую на траверсе, в том числе. Так у них сложилось, и, конечно, им вряд ли удасться вести полноценную концертную жизнь на траверс-фрейте, но не думаю, что они жалеют о своём умении играть на ней.

Share this post


Link to post
Share on other sites

То есть, поступая на этот факультет, они просто ОБЯЗАНЫ играть сразу на двух флейтах или какой-то выбор у них есть? Немного непонятно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наверно,не открою большой тайны,если скажу что задача профессионала состоит в том чтобы обеспечивать благополучие себе и своей семье.

Может, молодым это как бы не очень наглядно видно, хотя думается, что в Москве это особо актуально. Если этот принцип поставить во главу угла,

тогда понятно, что можно и нужно учится играть на многих инструментах семейства флейты , но и не только. Нас в оркестре 4 человека и если кто-то отстутствует,то приходится заменять коллегу то на пикколо а то и играть на альтушке. Причем это умеют делать все 4-ро.

В Дафнесе альтовая партия целиком вся сложная -не только там где написала Вера. В Шостаковиче нужен специалист-пикколист и не только там.

Кроме оркестра, работая в других местах , приветствуется также владение блокфлейтой любого вида и саксофоном ( по крайней мере оплачивается неплохо). В этом отличие других городов от столиц , где при наличии большой конкуренции ценится специализация. При этом конечно, априори,

на всех инструментах надо играть качественно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Поступая на этот факультет ( Факультет исторического и современного исполнительского искусства -ФИСИИ- Мос.консерватории) они должны хорошо сыграть программу на современной флейте. Знакомство с траверсом не обязательно (хотя не вредно его продемонстрировать, возможность дадут), но, главное, уровень владения ФЛЕЙТОЙ на современном инструменте. Это база. Дилетантов там не возьмут. Программа поступления индентична оркестровому факультету. Но надо отдавать себе отчёт, что пять лет надо будет учиться одновременно на двух инструментах - на современном и на траверс - флейте, сдавать зачёты, экзамены и диплом. И всё это на двух разных флейтах с интервалом в одну- две недели. Мечтала поступить туда ( педагоги отзывчивые и коммуникабельные ) . Позанималась. посидела на уроках, и поняла, что мне ещё пуд соли сьесть надо. Быть может быть и повезло бы, и удалось бы поступить, а дальше что? Учиться надо. чтбы потом быть флейтисткой, а не для "корочки".

Share this post


Link to post
Share on other sites
Насколько я знаю, соло альтовой флейты из сюиты М.Равеля "Дафнис и Хлоя" считаентся очень трудным, хотя оно и очень короткое.

Я бы так не сказал, в свое время больше боролся с плохо кроящим инструментом..

Там вообще все флейтовые партии сложные, нужно достаточно долго учить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А если учиться играть на разных флейтах,как это может отразится на качестве игры?А ещё у меня в планах играть на чантере от волынки(там трость).

Жду пока мастер сделает её мне и хочу начать учится.В волынку нужно сильно дуть.и совсем не так как в поперечную флейту.Мой преподаватель мне не запрещает,но и не сильно радуется тому,что я не бросил блок-флейту и ещё взял вистл.(Про волынку он вообще ничего не знает) Это и правда может влиять на игру на поперечной флейте?

Share this post


Link to post
Share on other sites

В принципе у флейтиста может быть три специализации: большая флейта, траверс флейта, или пикколо. Можно играть на всех, но профессионалом можно быть как правило только в одной. Профессионалом я имею ввиду для флейты траверсо - играть в барочном ансамбле, регулярно играть концерты, и т.п, а для пикколо - быть пикколо-соло в симфоническом оркестре, и возможно потом преподавать этот инструмент. Как правило флейтисты специализирующиеся на траверс или пикколо по-настоящему хуже играют на большой флейте (и это кстати один из "хороших" признаков, что они действительно профессионалы в своей области).

С другой стороны хорошо играть на пикколо должен в принципе каждый флейтист, но не каждому это удаётся (практически все места второй флейты, а иногда и первой флейты в оркестре требуют хорошего владения этим инструментом).

Что касается альтовой и басовой флейты - то это совсем не трудные инструменты, и особенного обучения и специализации для них не требуется. Это просто дело привычки, если вы время от времени на них играете, то этого достаточно, чтобы к ним привыкнуть и овладеть спецификой игры.

Мой приятель по консерватории (московской) Женя Селезнёв ,всегда себя считал флейтистом. Работал в Москве в оркестрах только флейтистом,говорил никогда не буду играть на пикколо. Так случилось,по семейным обстоятельствам уехал из Москвы и стал прекрасным пикколистом в Шанхайском оркестре. Играть нам надо на всём. Это и мой опыт.
1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас