[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
Kate

Олег Худяков. 21 января Рахманиновский зал МГК

Людвиг Ван Бетховен. Его учитель - Йозеф Гайдн и его ученик – Игнац Мошелес.

Олег Худяков (флейта)

Элина Качалова (фортепиано)

Программа

Йозеф Гайдн ( 1732 – 1809 )

Соната для флейты и фортепиано соль мажор, Op.77 № 1

Allegro moderato – Adagio – Presto

Игнац Мошелес ( 1794 -1870 )

Концертная соната для флейты и фортепиано ля – мажор, Op. 44

Allegro fiero – Andante – Scherzo. Allegro vivace - Финал (рондо) Alla Pollacca

Людвиг ван Бетховен ( 1770 - 1827 )

Adagio для флейты и клавира из концерта № 1 для фортепиано с оркестром ор.15 в обработке Теобальда Бёма (1794 – 1881)

Соната для скрипки и фортепиано до-минор, Op.12 № 3

В обработке для флейты и фортепиано Луи Франсуа Филиппа Друэ (1792 – 1873)

Allegro con brio – Adagio cantabile – Scherzo (Allegro) – Finale (Allegro)

начало концерта в 19.00.

Билеты от 50 до 100 рублей

Share this post


Link to post
Share on other sites
А во сколько часов начало концерта?

добавила

Share this post


Link to post
Share on other sites

Странно, что администратор не обращает внимания на концерт Олега Валентиновича Худякова - одного из ведущих педагогов Москвы, да еще Московской консерватории с интереснейшей и очень познавательной программой. Я имею ввиду главную стрницу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этот текст размещен здесь по просьбе Олега Валентиновича, как предисловие к сегодняшнему концерту.

"Примерно лет 10 тому назад я спросил у известного дирижёра, к тому времени уже очень старого человека, Пааво Берглунда: «Кто был Ваш учитель?». И он ответил так: «После второй мировой войны я жил в Вене и общался с очень многими музыкантами. Музыкальная атмосфера Вены и есть мой главный учитель».

И эту музыкальную атмосферу Вены в полной мере олицетворяют три композитора сегодняшнего концерта. Описывать подробно их биографии здесь неуместно – они достаточно известны. Остановимся лишь на их взаимоотношениях как учителя и ученика- Гайдна и Бетховена, Бетховена и Мошелеса.

Путь Гайдна из Вены в Лондон в 1790 году и, спустя полтора года обратно, проходил, в числе других городов, через Бонн, где знаменитого композитора с почестями встречала музыкальная общественность города. И если о встрече Бетховена с Гайдном на пути последнего в Лондон можно только догадываться, то доподлинно известно, что, когда на обратном пути Гайдн опять остановился в Бонне, Бетховен представил ему своё большое сочинение для оркестра, хора и солистов – «Кантата на смерть Иосифа I I», австрийского императора. Старый Гайдн высоко оценил эту траурную кантату, и счастливый юный Бетховен решил расстаться с Бонном, чтобы продолжить образование в Вене под руководством крупнейшего композитора того времени.

Занятия Гайдна с Бетховеном продолжались немногим больше года, так как уже в январе 1794 года Гайдн вторично уехал в Лондон. А позже их занятия уже не возобновлялись. В первую очередь причину этого разрыва следует искать в разнице характеров этих композиторов. Бетховен, прочтя на последней странице рукописи клавира оперы «Фиделио», который он поручил сделать двадцатилетнему Игнацу Мошелесу, надпись: «Окончено с Божьей помощью», приписал ниже: «О человек! Помоги себе сам». Гайдн же, на вопрос, как он сочиняет музыку, однажды ответил так: « Я молюсь до тех пор, пока Господь не пошлёт мне хорошую мелодию. Остальное дело техники». Именно совершенствования в композиторской технике искал молодой Бетховен у Гайдна. Он стремился упорядочить свои знания. Он шёл к Гайдну не для того, чтобы черпать у старого композитора творческие идеи. Их было достаточно у него самого. Гайдн же мало был склонен заниматься упражнениями по контрапункту и гармоническими задачами. Возможно, Гайдну не могли нравиться новаторские идеи его ученика. Так, например, когда в 1793 году Бетховен исполнял на вечере у князя Лихновского, куда был приглашён и Гайдн, свои фортепианные трио, то Гайдн очень сдержанно отозвался о третьем трио (до минор, считается лучшим из этих трёх) и не рекомендовал издавать его в таком виде. В заметках Луи Друэ, знаменитого флейтиста, чья транскрипция скрипичной сонаты сегодня будет исполнена, имеется запись диалога Гайдна и молодого Бетховена. Ромэн Роллан считает эту запись вполне заслуживающей доверия, хотя Луи Друэ был ещё слишком юн, чтобы присутствовать при этом диалоге и, наверное, слышал его от третьих лиц. Когда Бетховен попросил старика Гайдна высказать своё мнение о его первых работах , то тот после ряда комплиментов, сделал следующее замечание: «Вы производите на меня впечатление человека, у которого несколько голов, несколько сердец и несколько душ. И после уговоров Бетховена: «Я буду очень огорчён, если Вы не доскажете своей мысли»,- добавил: «Хорошо, раз Вы этого хотите, я скажу, что, по-моему, в Вашем творчестве есть нечто, я не сказал бы странное, но неожиданное, необычное – разумеется Ваши вещи прекрасны, это даже чудесные вещи. Но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны: а стиль музыканта – это всегда он сам…».

То, чего Бетховен искал у Гайдна, он нашёл у других музыкантов Вены: Иоганна Шенка, Иоганна Альбрехтсбергера, Антонио Сальери.

Спустя годы, уже признанный мастер, Бетховен, в свою очередь, стал личностью, к которой тянулись молодые венские композиторы. Наиболее известные из них – Игнац Мошелес, Фердинанд Рис и Карел Черни. Их можно назвать учениками Бетховена, хотя основной метод обучения можно охарактеризовать, как общение с мастером, когда происходит как бы проникновение в его творческую мастерскую. Это то, о чём говорил дирижёр Пааво Берглунд, характеризуя музыкальную атмосферу Вены. Неслучайно, основное, чему Мошелес, Рис и Черни учились у Бетховена, это искусство импровизации на фортепиано, и, так же как и их учитель, они блистали в венских музыкальных салонах.

Произведения сегодняшнего концерта прекрасно иллюстрируют мысль Йозефа Гайдна- «стиль музыканта – это всегда он сам». Концертная соната Мошелеса даёт нам представление о блестящем салонном музыканте, в котором органично сочетаются виртуозность и элегантность. После обучения в Париже и Вене, Мошелес много гастролировал по европейским городам, затем жил в Лондоне, где был профессором королевской Академии музыки и дирижёром. Став одним из директоров королевского Филармонического общества, Мошелес организовал сбор крупной денежной суммы для уже больного Бетховена. Зная щепетильность Бетховена, Мошелес послал ему эту сумму, как оплату будущего заказа, и Бетховен с лёгким сердцем принял этот дар, надеясь в будущем написать для Филармонического общества симфонию, которая была бы десятой. Мошелес перевёл на английский язык с многочисленными добавлениями биографию Бетховена, написанную А.Шиндлером. С 1846 он стал профессором Лейпцигской консерватории где был одним из авторитетнейших педагогов после смерти Ф.Мендельсона.

Произведения сегодняшнего концерта исполняются на оригинальном инструменте J.M. Burger & C.Rinkelnacht, Strassburg второй половины 19 века. Это флейта системы Т.Бёма второго поколения. Современные же флейты являются третьим поколением.

Олег Худяков "

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я в восторге от идеи концерта, интереснейшей программы, замечательной аннотации к ней! Как жаль, что географически я на этот концерт никак не могу попасть!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я, хоть немного здесь и "поскандалила", тоже не смогла попасть, но не по географическим причинам, а из-за работы. На дворе кризис! ( В переводе с греческого - суд). Кто-нибудь может поделиться впечатлениями? Придётся "терзать " артиста на предмет записи.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Посетила концерт Олега Валентиновича,до сих пор нахожусь под большим впечатлением!Исполнитель создал атмосферу Венского музыкального салона 19 века,поразил своим мастерством исполнителя, простотой и доступностью восприятия этой музыки слушателем.Программа очень интересная,чувствуется,что музыкант к выбору произведений подошел очень серьёзно и обдуманно,поэтому концерт прошёл на "одном дыхании".Хотелось слушать ещё и ещё.Стоит отметить потрясающий ансамбль,высокий исполнительский уровень пианистки Элины Качаловой.Хотелось бы,чтобы этот дуэт продолжал нас радовать своими новыми программами!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Посетила концерт Олега Валентиновича,до сих пор нахожусь под большим впечатлением!Исполнитель создал атмосферу Венского музыкального салона 19 века,поразил своим мастерством исполнителя, простотой и доступностью восприятия этой музыки слушателем.Программа очень интересная,чувствуется,что музыкант к выбору произведений подошел очень серьёзно и обдуманно,поэтому концерт прошёл на "одном дыхании".Хотелось слушать ещё и ещё.Стоит отметить потрясающий ансамбль,высокий исполнительский уровень пианистки Элины Качаловой.Хотелось бы,чтобы этот дуэт продолжал нас радовать своими новыми программами!

а кто-нибудь записывал концерт?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас