[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
Vlad

Биография В.Н.Цыбина

Дата начала обучения Цыбина - 1892 г. очень спорна. В личном деле стоит 1889, сам он в автобиографии пишет 1890, а в одной (видимо и вам) известной диссертации 1892. Так что непонято...
Насчет даты начала обучения Цыбина... В России, вероятно, всегда творится что-то несусветное в архивном деле и это, кстати, показательно. Тот раздел фонда музея им. Глинки, где находятся материалы о Цыбине (есть его автобиография), Мадатове, Платонове закрыт давно и, наверное, уже надолго. То есть поработать с интересующими материалами НЕВОЗМОЖНО, они физически есть, но недоступны. А причина этого безобразия банально проста — не могут уже не первый год найти человека на должность хранителя, за предлагаемую зарплату никто не хочет работать. А в консерваторском архиве вообще более-менее регулярная отчетность о внутренней жизни преподавательского коллектива отслеживается где-то с середины 50-х годов прошлого века. Что там было, тем более на духовом отделении, в довоенное время, никто не знает — материалов просто НЕТ. Но личное дело Цыбина есть, а там должна присутствовать его вторая автобиография. Так что, возможно, когда-нибудь удастся сравнить эти два документа и определиться с датами наконец.

Дата начала обучения Владимира Цыбина ( по книге Баранцева) -1894 год и он окончил 3 курса Московской консерватории и затем по конкурсу прошел в Большой театр (1897) а с 1914 по 1920 -преподавание в Питербургской консерватории, с 1909 года солист оркестра и дирижер балетный спектаклей Мариинского театра.

Архивы по Цыбину , возможно, лучше искать не в московской а в питербургской консе или в местных архивах.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо. Хотя опять путаница с датами... Прибавляем ещё одну :-) Кстати в Большом театре он после окончания обучения играл на пикколо - его педагог Кречман был ещё тогда солистом (и лишь позже, уже вернувшись из Петербурга в 1920 году стал солистом). Эти детали я выяснила из разных источников (для полной картины см. мою статью о нём в википедии тут).

Share this post


Link to post
Share on other sites

я так понимаю -в чем путаница - если логически рассуждать -Цыбин был не только флейтист , но и дирижер и композитор, А этому тоже надо было выучится. Значит, скорее всего, он учился композиции в петербуржской консе, которую и закончил , естесно позже, чем московскую, хотя ясных указаний на то он закончил московскую я так и не увидел (выше описано что только 3 курса-это все

( В 1914 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. Занимался композицией под руководством Александра Глазунова, чтением партитур - у Анатолия Лядова, дирижированием - у Николая Черепнина. Я предполагаю, что и в Петербург он поехал затем,чтобы стать дирижером Собираем материал: биографии русских флейтистов&p=2-здесь кстати все описано-ведь отец у него был профи дирижером симфонии в Подмосковье . После окончания Петербургской консы Цыбин дирижировал Балетами в Мариинке и сам писал балеты.

Именно в этом аспекте биографии кроются многочисленные расхождения.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Петербург он поехал, потому что вероятно выиграл конкурс на солиста в Мариинке, а обучение начал годом позже:

В 1909—1920 — флейтист-солист и дирижер балетных спектаклей Мариинского театра. С 1910—1914 учился в Санкт-Петербургской консерватории.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Могу сказать , что без дирижерского диплома коллеги -оркестранты (среди которых много иностранцев) да и дирекция ,а тем более артисты балета вряд ли могли допустить Владимира Николаевича до дирижерского пульта. Он этим мог заняться только после получения диплома , а именно после 1914 года (исключительно мои предположения) . А в оркестре на флейте играл с 1909 по 1920-й, кстати, известно ли -оперу или балеты тоже?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как с 1904 играл в оркестре? Ну что же это такое, везде разные даты :-( Откуда у Вас дата 1904 год? Баранцев?

А рассуждения про диплом более, чем верные конечно, интересно было бы узнать в деталях сколько и когда он дирижировал в Мариинке. А то, что балеты - это Вы сказали. Может он типа коррепетитора был?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Прошу прощение за 1904 год -я неверно написал дату -в книге написано,что с 1909 года Цыбин работал в Мариинском театре солистом оркестра и (дирижером балетного оркестра (второй состав?!оркестр балета -второй состав? или балет второго состава и на той ли сцене ?)-вот здесь скорее всего ошибка -дирижирование предполагает наличие диплома которого у Цыбина вероятно не было -негде не сказано, что он закончил московскую консу по флейте -сказано что только 3 курса и поступил на работу в Большой театр. Я же предполагаю, что он не мог работать дирижером ранее поступления в консерваторию Петебурга ( кстати в какой класс - композиции или дирижирования или это был один и тот же класс.

С 1914 года Цыбин преподавал в консерватории Петербурга флейту.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Видимо еще придется написать. В книге написано ,что рано потеряв отца(первого скрипача и дирижера местного симфонического орестра г Ивано-Вознесенск, Владимир с 8 лет был принят в духовой оркестр (на чем играл ?) Астраханского ? пехотного полка а через 2 года его стали приглашать

в различные светские оркестры. Зарабатывая т.о. на хлеб , он поменял много оркестров и когда его игру услышал дирижер Сук, ставя спектакли в частной опере Зимина ( и там работал Цыбин ?) , то рекомендовал его директору Московской консерваториии Сафонову который и определил его в класс Кречмана.

Share this post


Link to post
Share on other sites

О, вот это интересно, спасибо (про раннюю смерть отца я знала, и про оркестр Астраханского полка тоже - играл на пикколо, а дальнейшие подробности интересны!)!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Vlad, а есть ли в вашей замечательной книге информация про Александра Семёнова? Он упоминается в книге Де Лоренцо и ещё в одной немецкой биографической книге про флейтистов. У меня есть его фото, и следующая информация:

Александр Семёнов - русский флейтист. Родился 20 августа 1862 в Петербурге, (дата и место смерти?). Ученик Чезаре Чиарди и Ватерстраата. Флейта соло придворного оркестра Санкт-Петербурга, преподавал в оркестровых классах Певческой Придворной капеллы. Автор «12 артистических этюдов для флейты, 2 тетради. Ор.3». У Де Лоренцо его фамилия пишется Alexander Ssemenoff . (зачем два "с" непонятно)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пока небоьшая информация -25 марта 1892 года комиссия прослушивала кандидатов на место 1-й флейты Михайловского театра -среди прочих-Александр Семенов и Федор Степанов -последний выиграл конкурс .

Интересно - что Ф.Степанов хотя и учился в петербургской консе -он ее так не закончил ,по крайней мере в списках выпускников не значится!?

Свяжем этот факт с Цыбиным .

Share this post


Link to post
Share on other sites

Михайловского? Не Мариинского? Хм... Я думала, что Степанов с 1892 г. солист Мариинского, значит он сначала в Михайловском театре работал, а потом перешёл оттуда в Мариинку?

Примечательно, что на фотографии Семёнов держит металлическую флейту Бёма, марки Циммерман, хотя Чиарди то точно играл на флейте Венской системы, а вот Ватерстраат - значит видимо поддерживал учеников, переходящих на новую систему (Степанов тоже играл и преподавал на Бёме).

А насчёт того, что в списках выпускников ни Степанов ни Цыбин не значатся - это тогда было вроде бы частое явление, судя по тому, что я читала - если получали работу, то уходили без диплома.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В книге именно Михайловского - открылась вакансия после кончины флейтиста Николая Головацкого -комиссия в составе Дриго , Направника и др.

Share this post


Link to post
Share on other sites
А насчёт того, что в списках выпускников ни Степанов ни Цыбин не значатся - это тогда было вроде бы частое явление, судя по тому, что я читала - если получали работу, то уходили без диплома

Я к тому , что как было дело с дирижированием у Цыбина -также можно было выйти за пульт без окончания консы ? -но он же учился на кафедре композиции -а значит , возможно , это давало ему право стать дирижером -мотивация здесь очевидна.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Цыбин официально Московской консерватории тоже вроде не закончил. Но Петербургскую (по композиции и дирижированию - у Черепнина) закончил. Дипломный вечер поделил вместе с Прокофьевым кстати!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Правильно -закончил и стал дирижером в театре -в книге - балетом 2-го состава

Еще кое-что

До революции у Михайловского театра не было постоянной труппы. Не было и определенного репертуара. В помещении театра выступала труппа Александринского театра, гастролировали постоянно французские и иногда немецкие артисты. В его стенах проходили и оперные спектакли. После реконструкции 1859 года в здании театра на многие десятилетия до 1918 года обосновалась французская драматическая труппа. Французские оперетты — например, Оффенбах — были часты, но лирические оперные спектакли шли редко и устраивались в основном силами Императорской русской оперы (Мариинского театра). Исключение составили несколько лет в середине 1890-х, когда помещение Мариинского было закрыто на ремонт и оперы на сцене Михайловского шли еженедельно.

Среди выступавших в разные годы на сцене Михайловского театра можно отметить оркестр под управлением Иоганна Штрауса, Люсьена Гитри, Матильду Кшесинскую, Федора Шаляпина, труппу Сары Бернар. Частыми посетителями представлений были А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский.

С 1918 года у театра появилась постоянная труппа.(Источник-http://ru.wikipedia.org/wiki/Санкт-Петербургский_театр_оперы_и_балета_имени_М._П._Мусоргского)

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня ещё такая есть информация из устных источников, что за заслуги Цыбина в Мариинском театре, император подарил ему часы (это наверно скрывалось в Советское время?)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Михайловского? Не Мариинского? Хм... Я думала, что Степанов с 1892 г. солист Мариинского, значит он сначала в Михайловском театре работал, а потом перешёл оттуда в Мариинку?

Мое предположение -похоже Михайловский театр был филиалом Мариинки-отсюда и балет 2-го состава и место работы Ф.Степанова.

На протяжении своей истории театр неоднократно переименовывался. С 1989 года театр носит имя М. П. Мусоргского, а с 2001 г. к этому названию присоединилось первоначальное — Михайловский театр.

Прежние названия - Академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского, Ленинградский академический малый оперный театр (МАЛЕГОТ), Малый академический театр, Государственный академический театр комической оперы

Share this post


Link to post
Share on other sites

После собрания информации по крупицам из архивов, книг и нескольких (неточно) написанных самим же Цыбиным автобиографий, мне кажется следующая информация о его дирижёрской деятельности более или менее соотвествует действительности:

Дирижировать начал с 19 лет (с 1898 г.) как военный капельмейстер полкового оркестра. Во время обучения на дирижёрском факультете Санкт-Петербургской консерватории с 1910 – 1914 гг., дирижировал консерваторским оркестром. Во время летних сезонов 1916 —1917 гг. Цыбин дирижировал симфоническим оркестром г. Саратова. В течение 1918 — 1919 гг. являлся ассистентом Феликса Дриго в оркестра балетного состава Мариинского театра, дирижировал операми “Богема”, “Свадьба Фигаро" и другими постановками.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас