[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
Katu

Как выстраивать занятия, учась в консерватории?

Дорогие друзья,не знаю на сколько вопрос актуален,но заранее всем благодарна за поддержание разговора.

Не секрет,что получение профессионального образования любого музыканта,а в данном случае,флейтиста состоит из 3-х или 4-х этапов,грубо систематизируя этот процесс.Многие из нас хорошо знают как нужно заниматься в период школьного обучения,над чем работать и чему уделять особое внимание.Существует большое количество методов и школ игры ,позволяющих овладеть инструментом на данном этапе.Огромное внимание в этот период нужно уделять постановке в целом,развитию правильного дыхания ,закладывать в ученика чувство стиля и т.д.

Второй этап заключается в намеренном усовершенствовании школьных навыков.В достаточной мере, это возможно во время обучения в музыкальном училище или колледже.Ни для кого не секрет,что в этот отрезок времени (4 года) необходимо играть упражнения,которые развивают дыхательные мышцы,звук,технику пальцев.Огромную роль играют гаммы и этюды.

Наконец,мы подошли к самому главному,к обучению студентов в консерватории.Как правило,в это высшее учебное заведение поступают музыканты -"полуфабрикаты".Подкованные технически, они работают над отшлифовкой всех технических составляющих.За 5 лет учебного процесса у студента значительно расширяется кругозор.Талантливые и активные стремятся участвовать в большом количестве конкурсов.Участие в музыкальных соревнованиях-это ,как правило,объемные программы,изучение репертуара 2-х или 3-х туров.И вот я пришла к главному вопросу,который меня волнует : "КАК ЖЕ ВСЕ УСПЕТЬ?"

Существует мнение,что больше 4 часов в день заниматься не желательно.Максимум,который вы можете себе позволить-это 6 часов.Зная по себе,могу сказать,что порой и 8 часов не хватает,чтобы охватить весь объем работы.Ведь в это время нужно включить: и разыгрывание,и работу над техникой(гаммы),и, хорошо бы ,пройти в день пару этюдов, повторить и проработать уже выученный материал наизусть,запомнить часть нового произведения,проучить оставшиеся пьесы по нотам.Еще очень хочется уделить внимание и каким-то экспериментам ,проучить несколько оркестровых соло...

Вообщем,моя голова кругом!Помимо флейты,есть еще и семья ,которой нужно уделить внимание,лекции, и любимая книга,которую хочется прочесть ,и прогулки на свежем воздухе ,и еще много всего интересного...

Зачастую,после занятий на инструменте не остается физических сил на реализацию планов.Мне безумно интересна ваша позиция в этом вопросе .Я в предвкушении интересной беседы!

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня в разные периоды разные были отношения к занятиям - но было всего два периода, когда я занималась (или старалась по крайней мере) заниматься по 6 часов: в учебный год, когда мне было 15 лет, и в учебный год, когда я училась на первом курсе в Парижской консерватории. Могу сказать оглядываясь назад, что это были наименее продуктивные периоды, так как не смотря на то, что занималась я много - делала я на самом деле при этом очень мало.

В занятиях на флейте огромное значение имееет сознательность и понимание процесса, понимание конкретных целей, а также эффективных способов решения конкретных проблем. Наиболее эффективный способ решения проблемы - всегда наиболее краткий (хотя не всегда наименее утомительный), такие способы решения обычно подсказывает педагог - поэтому именно от него в первую очередь зависит эффективность домашних занятий.

Я считаю, что оптимальное время эффективных занятий на флейте минимум два, а максимум три часа в день. В исключительных единичных случаях можно выдержать четыре часа такой работы. В любом случае я пришла к выводу, что для меня идеальным вариантом является деление занятий на два цикла в день - утром (час - полтора) и вечером (час - полтора). Очень важно, чтобы между двумя циклами была большая пауза - включающая в себя не только другие дела, но и отдых в горизонтальном положении (например с книгой). Причём я преведённое мной время занятий считаю как время "брутто" – то есть оно включает в себя и паузы минут на 5-10, а также ту работу, при которой необязательно играть на инструменте (обдумывание интерпретации глядя в ноты, расставление штрихов, просмотр клавира и остальные подобные вещи не требующие непосредственно игры как таковой).

Так что я бы поставила другой вопрос в вашем случае - как добится лучшей эффективности занятий? L-)

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо,Саша,что поддержали беседу.Я с вами совершенно согласна.Аналогично считаю,что многочасовые занятия менее эффективны,что сознательность проделанной работы первична, и что отдых-это важная часть учебного процесса.Но очевидно,что разные люди имеют отличные друг от друга способности,в том числе и музыкальные.Могу честно признаться,что мне порой сложно заставить себя прекратить занятия,трудно преодолеть желание совершенствоваться.Кажется,что если не сделаешь сегодня,то завтра будет уже поздно.Это, отчасти, связано с моей особенностью медленно и с трудом проучивать пьесу наизусть.И все же,в чем секрет? Как за 3-4 часа можно успеть поработать над звуком,техникой и еще над большим количеством нового материала?Какая часть времени должна отводиться упражнениям,какая часть уже выученным пьесам?Нужны ли гаммы,этюды на этом этапе?Я уверена,что все эти знания должны закладываться в детстве,вместе со всеми основами.К великому сожалению,Российская духовая школа зачастую не компетентна во многих вопросах.Преподаватели ВУЗов отвечают на этот вопрос нечетко и абстрактно,нет никакой схемы, и очень часто избегают вопроса,считая его детским.Подобная реакция вызывает у многих студентов развитие комплексов.Многие из нас не свободны и зажаты,как на сцене,так и в жизни.Научная литература в этом вопросе необходима,но я считаю ее холодным методом,нужны истории и методы реальных людей,практикующих или практиковавших.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Европе процесс обучения в высшем учебном заведении педагоги стараются делить на несколько частей, чтобы не перегружать студента и решать задачи одну за другой, а не все сразу. Но здесь сказывается и специфика подготовки к высшему учебному заведению - которая в Германии к примеру сильно отличается от российской. Грубо говоря схема требований и решения задач поступенно такая:

Требования к поступающему на первый курс в Германию (Возраст: 19–20 лет) :

1. Иметь почти готовый к окончательному профессиональному владению аппарат

Это требование касается в первую очередь звукоизвлечения, техника - артикуляция и беглость пальцев остаётся на втором плане. "Почти" готовый здесь главным образом означает то, что педагог во время прослушивания данного человека на вступительном экзамене уже может достаточно точно определить сколько он затратит времени и сил (в идеале не более одного года), чтобы поставить данному студенту окончательный профессиональный звук. Если перспективы сроков профессиональной работы над владением инструментом у данного студента находятся в тумане - педагог такого студента скорее всего не возьмёт.

2. Показать, что студент обладает какой-то чувствительностью по отношению к исполняемому музыкальному материалу

"Какой-то" означает, что поступающий в этом возрасте должен проявить лишь общую музыкальность, но не должен ещё владеть знаниями традиций, стилистики исполнения, демонстрировать зрелую и детально проработанную интерпретацию музыкального произведения - которая например требуется для успешных выступлений скажем на международном конкурсе.

Задачи стоящие перед студентом и решаемые с помощью педагога во время обучения на I – II курсах:

1. Постановка окончательного профессионального звука.

Для этого педагог даёт многочисленные упражнения - при этом у каждого педагога своя методика и свои упражнения для первокурсников. Берутся также и этюды.

2. Начальное ознакомление с некоторыми нетрудными произведениями флейтового репертуара - с концентрацией внимание в основном на хорошее владение инструментом в этих произведениях (интерпретация вторична).

В течении первого года обучения в Германии берут обычно на этом фоне не более двух произведений за год. Эти произведения обычно бывают: Форе Фантазия, Энеску Кантабиле и Престо, Гобер Ноктюрн и Аллегро скерцандо и такие же похожие на эти по трудности и времени исполнения. На втором году обучения, когда звук окончательно поставлен количество произведений может немного возрасти, при этом как правило разучивается один классический концерт (но не Моцарт).

продолжение следует

Share this post


Link to post
Share on other sites

Требования к поступающему на третий курс в Германию (Возраст: 21–22 года) :

1. Готовое профессиональное владение инструментом.

2. Показать умение исполнять стабильно с точки зрения владения инструментом несложные произведения флейтового репертуара. Некоторые стилистические ошибки не страшны.

Задачи, которые решают на 3-4 курсе (студент в конце 4го года получает диплом о высшем образовании):

1. Изучение традиций и стилистики исполнения основного флейтового репертуара.

На этом этапе (желательно впервые в жизни студента!) берутся сложные и известные произведения флейтового репертуара - к примеру Соната Прокофьева, Концерт Ибера и т.д. и т.п. На фоне готового флейтового аппарата - студенту преподают особенности и традиции исполнения этих произведений - где какие темпы, где принято что делать, какими нюансами и с какими эмоциями принято эти произведения играть. От студента не требуют личностого вклада и настоящей интерпретации - на этом этапе педагогу важно, чтобы студент приобрёл общее верное представление о многих главных репертуарных произведения, и не играл бы впоследствии как "дикарь из африканского леса", то есть "отсебятину".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Требования к поступающему в аспирантуру (Возраст: 23–24 года) :

1. Безупречное владение инструментом

2. Знание стилистики исполнения широкого спектра флейтового репертуара

3. Конкретное желание найти свой "профиль": солист (подготовка к международным конкурсам) и/или оркестрант (подготовка к оркестровым прослушиваниям)

Задачи, которые решаются в аспирантуре (в случае сольной направленности) :

1. Прорабатывание личностной и убедительной интерпретации произведений, с последующей подготовкой на международный конкурс. Всё это на фоне убедительного владения инструментом.

А теперь пожалуйста скажите какие задачи решаете в данный момент Вы? Как мне кажется вы хотите одновременно решить задачи всех курсов одновременно :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александра,в очередной раз и с большим удовольствием благодарю вас за бесценную информацию и за отзывчивость!

На самом деле, истина заключена практически в первой вашей мысли ,что специфика европейской школы в корне отличается от российской.Наши преподаватели и доценты хотят всё ,сразу и немедленно! В результате ломается не только карьера ,но и психика музыканта.О,как же больно от этого понимания! И как одновременно радостно,что есть этот замечательный форум и добрые люди,которые бескорыстно делятся опытом и знаниями. Признаться, очень тяжело бывает!

Многие педагоги утверждают,что студент, поступивший в консерваторию ,должен владеть инструментом в совершенстве и развивать лишь музыкальность,стилистическое понимание и выразительные способности ,ибо заниматься технической стороной развития ученика для них кажется скучным занятием.Я ,возможно, и была бы согласна с этим утверждением,если бы в нашей стране можно было бы гарантированно получить добросовестную базу в школе и в училище,а не менять из года в год постановку,амбушюр,дыхание и т.д. Печально,что в нашем образовании, к сожалению ,начиная от истоков и заканчивая глубокими морями, всё пронизано ленью и формализмом.Стоишь на специальности и чувствуешь,что должна ТЫ ,а не педагог.Сердце сжато,душа отвернулась,глаза наливаются кровью,горечью и слезами.

Что касается моих целей и задач,то мне грезится обучение в аспирантуре и карьера артиста оркестра или ансамбля.И вы абсолютно правы,я пытаюсь решить все задачи сразу-это мне мешает.Спасибо ,что открыли глаза,а то у меня на этой почве паника жуткая,бессонницы!Сложность в том,что я учусь на 4 курсе консерватории и до поступления в аспирантуру осталось 1,5 года,а мне только начали открываться такие важные истины.Конечно же ,я безумно благодарна Вам за то ,что приоткрыли небольшую завесу тайны.

Возможно вы найдете силы и время порекомендовать мне ,как выстроить с умом занятия на инструменте?У меня по-прежнему проблемы с техникой и с игрой наизусть, не смотря на регулярность занятий и сознательность работы.Большой психологический зажим.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Рада, что как-то смогла поддержать и помочь. Что касается более конкретных советов - это очень трудно сделать не послушав Вас. В любом случае мне кажется у вас самое наболевшее не занятия, а непонимание и определённая дистанция с Вашим педагогом, и это - несмотря на всю Вашу усердность и старания. Я не знаю откуда Вы и из какого города, но в России безусловно были и есть прекрасные педагоги, причём не только в Москве - просто к смене педагога в России относятся гораздо тяжелее, чем в Европе. Это у нас иногда представляется чуть ли не трагедией и предательством... Тогда как правда заключается в том, что не всякий ученик подходит не всякому педагогу, как и не всякий педагог подходит не всякому ученику. Дело даже не в знаниях и профессионализме как таковом - есть и масса психологических факторов, которые крайне важны при обучении - ученик и педагог в каком-то смысле должны сойтись характерами, чтобы продуктивно совместно работать. Если совместной работы - тандема - не получилось, лучше не тянуть с такими решениями, так как годы идут...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Проблема в не в каком-то конкретном педагоге. Поверьте, мне, например, как педагогу совсем не хочется выпускать на сцену студента с плохим или недоделанным аппаратом, но система высшего образования такова, что студент первого курса обязан! в течение первого семестра представить на кафедре две разнохарактерные пьесы (конец октября), пять этюдов и гаммы до 3-х знаков (ноябрь) и крупную форму (зима). Иначе будут "жесткие репрессии" как по отношению к студенту, так и к преподу. А есть еще куча предметов, помимо специальности. Вот такая обстановка.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Наши преподаватели и доценты хотят всё ,сразу и немедленно! В результате ломается не только карьера ,но и психика музыканта.О,как же больно от этого понимания! Многие педагоги утверждают,что студент, поступивший в консерваторию ,должен владеть инструментом в совершенстве и развивать лишь музыкальность,стилистическое понимание и выразительные способности ,ибо заниматься технической стороной развития ученика для них кажется скучным занятием.Я ,возможно, и была бы согласна с этим утверждением,если бы в нашей стране можно было бы гарантированно получить добросовестную базу в школе и в училище,а не менять из года в год постановку,амбушюр,дыхание и т.д. Печально,что в нашем образовании, к сожалению ,начиная от истоков и заканчивая глубокими морями, всё пронизано ленью и формализмом.Стоишь на специальности и чувствуешь,что должна ТЫ ,а не педагог.Сердце сжато,душа отвернулась,глаза наливаются кровью,горечью и слезами.

у меня, как у начинающего педагога другая проблема - студенты, которые не хотят работать над своей постановкой, звуком, не хотят играть упражнения... Тоже можно задепрессировать

Share this post


Link to post
Share on other sites

+1 к предыдущему оратору.

Я хоть и не начинающий педагог, а никак не могу добиться дисциплины. Приходит девица, полчаса рыдает из-за проблем на работе или в личной жизни, потом кривляется и ломается, уверяя, что не будет делать упражнение в классе, тк она стесняется и лучше дома, а что она сделает дома, если она даже не хочет слушать, что надо сделать? А потом идет к директору и жалуется, что нет продвижения и ей не дают играть Шутку Баха или полонез Огинского или еще что у них там в семье бабушка уважает.

А девицы, между прочим, уже не маленькие, от 16 и выше.

Вот тут как быть?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте.Обучаясь в консерватории(и закончив её с красным дипломом!)могу сказать,что обучение по музыкально-теоретическим предметам было ЛУЧШЕ,чем по специальным предметам,особенно это касается ансамбля и оркестра!Да и специальность не далеко от них ушла!Приходишь на квинтет,который собрать полностью получается очень редко,в основном перед экзаменом или концертом.Всем всё пофигу,в т.ч. и "профессору"!И в связи с этим полноценных занятий практически нет!А по специальности?Скажите друзья,а сколько по времени идёт ваше занятие?А ведь по официальному расписанию урок должен идти 45!минут 2 раза в неделю!А студентам 1-го и 5-го курса аж 3 раза!А в реальности некоторые "профессора" могут и неделями не ходить на работу!И занятия идут минут 10-15,а если 25-то это уже очень круто!При том,что ориентация идёт к сожалению на "псевдовиртуозность",а не на игру в профессиональном оркестре!Ведь не секрет,что в основном по окончании ВУЗа многие выпускники оркестрового факультета идут в оркестр!А тех навыков,которые просто НЕОБХОДИМЫ в оркестре,их практически нет!Очень часто в результате в профессиональный оркестр приходят полуграмотные и плохообученные музыканты,причём сами по себе хорошие ребята!Но им приходится во многих случаях начинать обучение игры в оркестре почти с нуля!И это касается почти всех специальностей!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Занятия по специальности 25-30 мин. В этом семестре урок был 4 раза :-( с оркестром чуть получше.

Share this post


Link to post
Share on other sites

К сожалению, такая ситуация во многих музыкальных ВУЗах нашей страны :-(

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно, а как проходит урок по спец у студентов Европы?? Тоже по 10 - 20 минут? :ymdaydream:

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Европе урок проходит у студентов как правило один час (60 мин) в неделю. В основном все студенты отмечаются каким-то образом в предписанном расписании, который педагог либо вывешивает перед дверью, либо даёт заполнять на бумаге в каком-нибудь календаре (иногда на три месяца вперёд, а иногда и просто каждый раз по-новому на следующую неделю). В расписании как правило так и стоит: 15:00 – ?? , 16:00 – ?? , и так далее, и каждый студент вписывает свою фамилию. Адорян дополнительно к одному часу в неделю устраивал так называемый классный час по пятницам, где все играли с фортепиано по полчаса и все должны были присутсвовать и всех слушать (с 11:00 до 14:00). Дополнительно к основной специальности как правило педагог приглашает различных коллег для других специфических целей - например разучивания оркестровых трудностей, или проведения семинара по технике дыхания и т.д. и т.п. Тут уж у каждого педагога своя система.

Есть конечно педагоги, которые много ездят или совмещают педагогическую деятельность с оркестровой и/или сольной. Их студенты видят как правило меньше - например раз в две недели. Но тут уж у каждого своя совесть и интерес (или его отсутсвие) к ученикам...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мда Саша!Если б у нас такая система,хоть на чуть-чуть была приближена на ту,которую ВЫ описывали выше...

Share this post


Link to post
Share on other sites

К сожалению, похожая ситуация не только в вузах, но и в спецшколах. Наши дети"своего профессора", бывает, по месяцу не видят. После чего следуют замечания в отсутствии музыкальности и проблемах с "аппаратом". Все зависит, в конечном счете, от человека, его ответственности и его мотиваций.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня такая же ситуация с педагогом (полное не понимание). Но я слава Богу ещё только на 3м курсе муз. колледжа. К большому счастью мне встретился человек, которому я не безразлична как флейтистка, и как человек. Она направила мою работаю над звуком и над всем остальным в нужную сторону. Учится сложно: живу с бабушкой, которая спасла мне жизнь в детстве - взяла меня жить к себе, всё по дому делаю сама (мне 17); в колледже много предметов. Ещё меня в детстве пригласили в приёмную семью в Италию.. и с тех пор я езжу к ним. Сейчас планирую переехать туда жить и.. учится :flyte: (консерватория Санта Чечилия в Риме). Это огромный подарок для меня !!! :x По звукоизвлечению мне говорят - я лучшая в колледже из флейтистов. (МГМК им. Глинки). Также Александр Хаскин , после мастеркласса сказал, что шансы на поступление в Италию есть. Как там обстановка? Там такие же требования как и в Германии? Смотрела на сайте - там списки произведении и программа экзаменов, но такой схемы, даже похожей, как та, которую вы, Александра, предоставили я не видела.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Италии совсем другая история. Там высшее музыкальное образование появилось сравнительно недавно, раньше всё заканчивалось на уровне училища. Действительно хороших педагогов по флейте в Италии мало - нужно знать к кому поступать, обучение, насколько я слышала, дорогое да и в Риме цены кусаются.... Есть правда возможность подрабатывать частными учениками. В целом уровень флейтистов-студентов в Италии довольно слабый, если кто-то выделяется из общего уровня - как правило едут учится в Германию, Австрию или Францию.

Share this post


Link to post
Share on other sites

как это - "подрабатывать частными учениками"?

и со скольки лет можно поступать в Германию, какие там требования? подскажите пожалуйста

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас