[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
Марина2008

О музыкальности.....

Музыкальность ----врожденное качество или приобретенное?

как над этим работать? Как его развивать?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это интересный вопрос.

Музыкальность - это наверно способность выражать свои эмоции во время исполнения произведения. Этот термин в основном применяют к детям - по поводу взрослого музыканта-мастера это обычно не говорят (например Святослав Рихтер - музыкальный человек :-\ ) . Интересно почему? Я думаю в том числе и потому, что термин "музыкальность" похоже не предполагает "адекватного" реагирования, то есть в этот термин не входят такие понятия как "культура исполнения" или "стиль", а в исполнении взрослого музыканта просто "музыкальности" будет недостаточно - тут нужно гораздо больше, а именно: "индивидуальность".

Похоже, что "музыкальность" – это способность выражать эмоции в музыке... Это врождённо или приобретено? Тут наверно играют роль и врождённая структура личности, и чуткость по отношению к конкретному музыкальному материалу - ведь не любая пьеса вызывает одинаковую "бурю" эмоций, к некоторым произведениям так и остаёшься равнодушным. Чтобы произведение понравилось, нужно наверное, чтобы оно находилось не за пределами музыкального понимания на данном этапе развития. Я например хорошо помню, как в детстве не могла понять симфонии Шостаковича - они для меня звучали как какофония. Прошло время, я прослушала больше музыки - и в подростковом возрасте эта музыка мне уже не только не была непонятна, а начала нравится. С этого момента я (теоретически) могла эту музыку и играть - и выразить в ней то, что я в ней эмоционально поняла. Выражать эмоции на так сказать "китайском" языке очень трудно! То есть получается, что музыкальность всё равно связана с багажом музыкальной культуры - так как именно опыт прослушивания музыки первым делом и открывает возможность для понимания музыкального материала. То есть первое и вероятно необходимое условие возникновения музыкальности - чтобы музыка не была китайским языком - побольше её слушать!

Но даже предположим если произведение нравится и понятно, а эмоций во время исполнения мало... На это ведь кажется может быть масса причин! Например волнение, или недостаток мастерства во владении инструментом. Ведь даже один человек не играет одинаково "музыкально" на каждом выступлении с каждой пьесой... Кого-то может полностью закрыть определённый вид слушателей - например в конкурсной обстановке можно легко превратится в "ледяной столб" по понятным причинам... Также наверно играет большую роль и педагог - если он положительно старается влиять на эмоциональное раскрытие молодого музыканта, акцентируя на этом внимание. Излишне негативная и требовательная атмосфера урока наверно на многих может повлиять не в лучшую сторону, вызывая напряжение и эмоциональную закрытость как результат...

Наверно есть и "номинальный" запас эмоциональной чуткости в музыке. Его наверно можно определить так - взять любимое произведение, которое понятно и легко играть, и исполнить его в самой радостной, положительной и комфортной обстановке. Если и при этом человек похож на ледяной столб... Хм, а такое вообщe бывает? Думаю нет :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Музыкальность ----врожденное качество или приобретенное?

Мне всегда казалось, что в отношении детей, это связано с возможностью раскрыть самого ребенка, насколько он не зажат для выражения своих эмоций. Это с одной стороны.

С другой необходимы знания, умения...

Все дети рассказывают стихи, но не все читают их с выражением, потому что: не понимают о чем и тарабанят заученный текст, либо содержание не соответствует их жизненному опыту, либо вообще не интересно ...

Но и даже, когда все понятно, то добиться грамотного исполнения поэзии требует немало усилий... а ведь это родная речь, родной язык

Поэтому соглашусь с Сашей:

То есть первое и вероятно необходимое условие возникновения музыкальности - чтобы музыка не была китайским языком - побольше её слушать!

Share this post


Link to post
Share on other sites

музыкальость-это умение чувствовать стиль музыки,способность повторить и воспроизвести услышанное(например,на уроке).умение чисто интонировать,запоминать музыкальный материал.и многое другое!бывает врожденной,и это очень помогает более быстрому овладению инструментом и освоению нотного материала,а также умению пользоваться различными стилями и тембрами.но ее можно и приобрести,если больше слушать музыки и ходить на "живые" концерты!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хм... А мне казалось, что всё вышеописанное = музыкальные способности / талант. А музыкальность лишь одно из его составляющих #-o Можно ведь отлично запоминать музыку, отлично чувствоватъ стиль, и быть хорошим учеником - но при этом играть абсолютно немузыкально...

Share this post


Link to post
Share on other sites

не возможно играть в стиле и немузыкально!!!!!!!это все составляющие музыки!

Share this post


Link to post
Share on other sites
не возможно играть в стиле и немузыкально!!!!!!!

возможно...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Точно также как можно играть не в стиле и очень музыкально! (последнее встречается ещё чаще)

Share this post


Link to post
Share on other sites
не возможно играть в стиле и немузыкально!!!!!!!

возможно музыкально и абсолютно не в стиле...

Share this post


Link to post
Share on other sites

в дюбом случае музыкальность-это часть музыкального таланта!!!а также это умение понимать и чувствовать музыку,выражать свои эмоции,строить фразу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А я считаю, что музыкальность- это врожденное, от природы, как говорят. Если человек в принципе не музыкальный, учи его, учи.....Он может, конечно, и исполнить все требования, построить фразу, сыграть пиано-пианиссимо, в стиле, с вибрацией и без, на голове, лежа и сидя, но не чувствуя это сердцем, нутром...И такой музыкант, с моей точки зрения, не имеет особой ценности...Но бывают и крайне печальные случаи, когда музыкальный человек чувствует музыку, как свою кожу, но, попадая не к тому педагогу, в недоброжелательную атмосферу, не получая поддержки со стороны семьи и.т.д. в итоге играет музыкально, но непрофессионально...(( Желаю всем музыкантам от природы никогда не попадать в такие ситуации....

Share this post


Link to post
Share on other sites
А можно ли развить музыкальность, как считаете? И как?

Нужно играть произведения ярко образные, апеллирующие к чувствам ребенка, возможно программные (например: Драка кошки с собакой, Первая утрата и т.д.). Дать ребенку задание изобразить в танце или пантомиме свое произведение, нарисовать его, написать к нему текст,рассказ, сценарий и т.д. Потом все это рассказать музыкой. Музыкальность - это не только умение передать чувство, но и осмысленность, когда флейта буквально говорит (только интонациями, а не словами), а исполнитель знает о чем он хочет сказать. Совсем маленьким детям в этом может помочь только текст, поэтому нужно сначала выразительно петь, потом играть простые, понятные, мелодичные песни (Подмосковные вечера, Крылатые качели и т.д.). Навык интонирования, осмысления потом легко и без особого труда педагога переносится детьми в инструментальные произведения.

Произведение, написанное понятным ребенку музыкальным языком, может быть технически трудным, а вот когда произведение заведомо новое и музыкально не понятное конкретному ученику, тогда пусть оно будет технически для него легким.

И вообще, завышенная программа - прямой путь к немузыкальной игре. Хоть бы с текстом справиться, какие тут чувства...

Share this post


Link to post
Share on other sites

ммммммм....

ну с ребенком все понятно.....по мере развития , обучения, медленными темпами....может что то и разовьется....

а вот как быть со взрослыми...????

например, чувства есть, а выразить человек никак не может....вот тут как быть???

или просто тут не хватает навыков в техническом плане, в плане управления дыханием и тд и тп?

а????

или если человек не музыкальный, значит это - надолго :-) как в анекдоте :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы имеет ввиду взрослого начинающего? Мне кажется тут те же законы действуют, как и для ребёнка. Первые 10 лет обучения - так они для любого первые 10 лет обучения, перепрыгивать через ступеньки обычно плохо получается. Другое дело, что у взрослого начинающего к моменту начала занятий может быть богаче запас прослушанной музыки, а может и не быть! Если запас невелик, то музыкально такой начинающий также сможет сыграть только лёгкие для него технические, любимые и понятные пьесы. Важно понять почему чувства не проявляются на поверхности - выяснили, что причин может быть несколько. Волнение? Наличие образной помощи преподавателя? Техническая сложность или недоученность пьесы? Непонятна или не нравится пьеса?

Ну а если взрослый сформировавшийся музыкант недостаточно передаёт эмоций в зал, причём делает это из года в год (а не только на одном конкретном выступлении), то значит, что если он пока ещё востребован на сцене - у него есть другие сильные качества, которые привлекают слушателей. Таковых музыкантов кстати довольно много, в том числе и знаменитых.

Share this post


Link to post
Share on other sites

например, чувства есть, а выразить человек никак не может....вот тут как быть???

:ymdaydream: Есть над чем подумать...

Если действительно чувства есть, а выразить не можешь - это называется зажатость, то есть боязнь выражать свои чувства (такой человек и стих выразительно прочитать стесняется и т.д.) - это раз.

Незнание как в музыке выражать чувства - это два. Очень обширная тема, есть что исследовать.

К пункту раз - взять актерские этюды и поучиться актерскому мастерству. Изобразить различные эмоции на лице перед зеркалом, почитать текст вслух с различными интонациями и т.д. Снять страх показаться смешным и неуместным, или слишком откровенным, страх ошибки, снять излишний контроль над собой (легко сказать...)

Научиться входить в состояние свободного парения в игре, концентрироваться только на музыке, не играть на флейте, а разговаривать - что в общем-то тоже сводится к снятию излишнего контроля (от этого еще и техника заметно улучшится). Ну, и еще можно поэкспериментировать и перевоплотиться в любимого знаменитого флейтиста, сыграть как будто это он играет - внутренне прочувствовав состояние свободы, состояние виртуозного владения инструментом. В общем, ключевые слова - ОБРЕСТИ СВОБОДУ.

К пункту два - исследовать за счет чего в музыке выражаются чувства. Мы же не умом своим играем, мы играем физическим телом. Незажатое тело на каждую эмоцию реагирует микрожестом. Вот одна из возможных параллелей: КРЕЩЕНДО - СОСТОЯНИЕ ДУШЕВНОГО ПОДЪЕМА - ВЫПРЯМЛЯЕТСЯ СПИНА, ЧУТЬ ПОДНИМАЮТСЯ ГОЛОВА И РУКИ, ШАГ ВПЕРЕД. Сейчас в интернете есть возможность увидеть и услышать больших музыкантов, ничего не копируя, ИССЛЕДОВАТЬ и найти себя...

Может, я непонятно все это пишу, и неизвестно, что люди себе представят, прочитав...

Интернет - глухой учитель...

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

ВОООТ!!!!

да простите меня, ЭТО первый-второй ответ, который ответил на вопрос "Как это делать".

СПАСИБО!

надо над этим работать :-)

становится понятно что как и почему :-)

:-) перевоплощаться в флейтиста, которого хочешь скопировать (даже не скопировать, а играть так как он (или она))....ЭТО УЖЕ СЛОЖНАЯ театральная игра....вот тут надо поработать очень много...

теперь более менее становится понятно как и от чего надо избавляться и в какую сторону двигаться :-)

кстати, заметила, что если много раз слушаешь произведение какого то одного любимого флейтиста (или флейтистки, не важно)....начинаешь примерно так же играть, копируется звук, манера исполнения...

потом берешь совершенно незнакомое произведение...т. е не того исполнителя например....и звук совершенно другой и все другое...и стиль появляется не похожий на предыдущий.

получается что один и тот же исполнитель может играть совершенно разным стилем??? разным звуком? (я не сравниваю например джах и классику. я сравниваю произведения например одной эпохи)

Share this post


Link to post
Share on other sites

получается что один и тот же исполнитель может играть совершенно разным стилем??? разным звуком? (я не сравниваю например джаз и классику. я сравниваю произведения например одной эпохи)

Но стиль ведь напрямую зависит от эпохи (ну если не брать, например, знаменитого пианиста играющего романтически Баха, потому что ему уже все можно).

А вот умение произведения разных эпох и направлений сыграть совершенно по-разному и разным звуком мне лично очень импонирует.

(ИМХО. А хуже всего играть "никак". Лучше не в том стиле, но не "никак" - такая музыка уже совсем никому не нужна. Может, со мной не согласятся профессионалы, но слушатели поймут.)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Музыкальность - это способность рассказать о чем-то посредством музыки.

Для того, чтобы музыкально играть, нужно, чтобы было о чем рассказать.

И смочь это рассказать.

Чтобы было о чем рассказать, нужно общее развитие, читать, расширять кругозор.

Чтобы смочь рассказать, нужно слушать больше музыки и быть психологически для этого готовым.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А с волнением что делать? Я, например, абсолютно спокойно могу изобразить кого угодно и с детства в театре играю, а вот на флейте......... дома - говорю, выкладываюсь, а на сцене - волнение и все тут. Боюсь, если начну на эмоции налегать в тексте запутаюсь :-(

Share this post


Link to post
Share on other sites
А с волнением что делать? Я, например, абсолютно спокойно могу изобразить кого угодно и с детства в театре играю, а вот на флейте......... дома - говорю, выкладываюсь, а на сцене - волнение и все тут. Боюсь, если начну на эмоции налегать в тексте запутаюсь :-(

Может быть произведения, которые вы играете немного сложны для вас технически? Возможно, что вам для развития музыкальности, лучше взять такую лёгкую кантилену, которая вам очень нравится, и за текст которой вы не будете волноваться на сцене. И постараться сыграть её несколько раз дома во время занятий в том настроении и эмоциональном настрое, в котором вы хотите её сыграть на сцене. Потом сыграть членам семьи. А потом уже сыграть на сцене.

Share this post


Link to post
Share on other sites

:-) хороший ответ. есть над чем поразмыслить....

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я только недавно начала понимать (в основном благодаря тому, что размещаю на форуме материал в соотвествии с метод. книгой Бернольда по годам обучения) насколько я сама например играла завышенные программы в детстве. Конечно я тогда не могла это понять - ребёнок или начинающий взрослый не в состоянии это оценить, более того, всегда есть ощущение "а я уже это умею, а я уже вот это играл!" – которое только подстёгивает....

Мои воспоминания об ощущениях в районе амбушюра и пальцев в детстве часто такие: пересохший рот, ощущение "окисления" слюны как бы (это кстати последняя степень перенапряжения уже), болят руки и часто ноги (!) после выступления на сцене, холодные мокрые руки перед выступлением, горячие после выступления (гипервентиляция), на сцене частое ощущение "на краю усилия, а то сейчас всё повалится". Я тогда конечно не понимала откуда это, но теперь то понимаю, что эти ощущения совсем не нужно испытывать!! И они свидетельствуют совсем не о том, что я недостаточно работаю! Они свидетельствуют о том, что собираюсь и стараюсь взять высоту, которая для меня в данный момент развития непосильна! Конечно иногда важно для прогресса сыграть трудное произведение, но постоянное техническое перенапряжение рождает лишь негативные эмоции по поводу своих возможностей, зажатость, неуверенность в себе, волнение перед сценой... В такой обстановке о музыкальности не может идти речи - тут вопрос как бы "выжить"...

В детстве я тоже аппелировала такими терминами как "выложится" – теперь мне кажется это слегка неверно. Игра должна доставлять удовольствие в первую очередь! На сцене и дома необходимо почувствовать свободу, лёгкость, улыбку в конце концов... А "выложится" у меня ассоциируется теперь с каким-то давлением на собственную персону, из которой как из тюбика необходимо выдавить интерпретацию... Нееее, это так не работает... Эмоции под давлением? = Давление на публику без эмоции...

Я в прошлом году тоже немного ходила на театр (импровизация). Там я многому научилась, что могу перенять для моей работы дома и на сцене. Например то, что для рождения истинной эмоции нужно время! Конечно чем мастерство актёра выше, тем быстрее он сможет вызвать в себе нужное состояние. Но нужно научится ждать! Нужно научится слышать себя, и ждать пока родится какое-то настроение по поводу того, что в данный момент играешь. Для этого нужна спокойная обстановка, как внешне (спокойный педагог, спокойный концертмейстер), так и внутренне (уверенность в том, что играешь, лёгкость, понимание) - и вот тут нужно терпеливо ждать, исследовать. А не давить, выкладываться, орать на себя и на свой эмоциональный мир ... Легко сказать и написать, я и сейчас таким ором на себя грешу :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да уж, про пересохший рот и мокрые руки это точно! :-) И ноги еще трясутся, что аж звук дрожит (Это на ответственных концертах)

Стал замечать, что со временем все это проходит! И тогда ты начинаешь играть в удовольствие, когда волнение позади! :-)

Лучшее средство от волнения - сцена. Чем чаще выступаешь, тем меньше волнуешься! :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лучшее средство от волнения - сцена. Чем чаще выступаешь, тем меньше волнуешься! :D

Золотые слова!

Может быть произведения, которые вы играете немного сложны для вас технически?

Да вроде бы нет......... Просто иногда, когда на сцене расслабляюсь и перестаю думать о нотах, а потом вдруг ни с того ни с сего: "О нет, какая же там дальше нота си или си-бемоль" и начинается лихорадка. Сейчас правда уже меньше, может с возрастом пройдет? ;) А ещё я заметила, если дома каждый раз стараться сыграть как можно музыкальней, то на сцене чувствуешь себя в этом отношении намного спокойней.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас