[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
grotsasha

Собираем материал: биографии русских флейтистов

Спасибо, сделала статью о Янусе, но её конечно нужно дополнить. У него есть награды типа заслуженный артист и т.п.?

Про Чиарди я написала пару недель назад - http://ru.wikipedia.org/wiki/Чиарди,_Чезаре

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дата рождения Януса 27января 1907, Петербург, смерти 19 декабря 1968Петербург. Кстати, еще дополняю информацию про него. В 1924 году поступает в петербургскую консу в класс профессора Роберта Карловича Ламберта. В 19 лет проходит по конкурсу в оркестр Малого оперного театра, где служит до 1938года. В1930 заканчивает консерваторию у Верховского. Об исполнительской одаренности Януса писал Д.Д.Шостакович, хорошо знавший его: "Он является превосходным флейтистом, обладающим прекрасным звуком, настоящей музыкальностью, разносторонней техникой. Все это говорит о таланте и мастерстве Януса. " Он вел активную концертную деятельность, выступая в концертах общества друзей камерной музыки, радиокомитета, филармонии, Театре Эрмитаж идр. Его часто приглашали в симфонический орк.филармонии, где он играл под управлением выдающихся дирижеров, таких как Е.Мравинский, С Самосуд, Э Ансерме, Н.Голованов, В.Дранишников. Преподавательская деятельность Иосифа Феодоровича началась с 14 лет. С 1932 работает в С_Пб консерватории. Также увлекается дирижированием. С 1938 года высылают в Саратов,где за короткий срок он завоевал всеобщее уважение.В Саратовской консерватории Заведовал духовой кафедрой, выпустил выдающихся флейтистов А.М,и П.М.Найда. Педагогическую индивидуальность и методы И.Ф.Януса кратко и точно характеризует один из его известных учеников, лауреат международного конкурса,всесоюзноо конкурса ,заслуженный артист РСФСР и КАсСР профессор ПошеховС.В. : "это постоянное и целеустремленное развитие у ученика творческой инициативы, сочетающейся с общей раскрепощенной манерой игры, желание увлечь музыкой и постоянно поддерживать эту увлеченность." И. Ф. Янус был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" .

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большое спасибо за Вашу помощь - теперь статья выглядит хорошо.

Что с Никитиным? До сих пор у меня такая только информация:

НИКИТИН ГЛЕБ ПАВЛОВИЧ. (3 сентября 1926, Ленинград - ?.??(лето).1999, Санкт-Петербург). С 1959 преподаватель Ленинградской консерватории, с 1980 декан оркестрового факультета. Заслуженный деятель искусств России.

У кого и когда он учился? В каких оркестрах играл?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Саша. Можешь написать, что я у него прослушивался. :-) Это правда.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да я ж не спрашиваю кто у него учился :-) Я спрашиваю у кого он САМ Никитин учился?

Вот кстати ещё вопрос - и Тризно и Янус учились в Петербурге у Р.К.Ламберта - у кого-нибудь есть информация подробнее про него? Вроде бы он из Латвии (Митава (Елгава))?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Да я ж не спрашиваю кто у него учился smile Я спрашиваю у кого он САМ Никитин учился?

Саша. Это была шутка. :))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Саша, в одном из постов я называл книгу которая выпущена в Петразаводске - история флейтового класса Петербургской консерватории и там кратко рассказывается о всех педагогах до и советского периода. Необходимо только найти название

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне такую книгу неоткуда взять... Поэтому и спрашиваю...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Глеб Павлович Никитин первоначальное музыкальное образование получил в музыкальной школе по классу рояля, а по классу флейты - у солиста театра им. Кирова Рихарда Вернеровича Брауэра. В сентябре 1941 года уходит добровольцем на фронт , а в 1945 году поступает в музыкальное училище в класс П.Я.Федотова.На третьем курсе сдает государственные экзамены с оценкой пять с плюсом что позволяет ему стать студентом Ленинградской консерватории без вступительных экзаменов в классе Бориса Васильевича Тризно.Будучи студентом 3-го курса поступает в симфонический оркестр Ленинградского радио на должность 2-го флейтиста оркестра .Работал также в филармонии ,часто выступал с сольными и камерными концертами.

Ему принадлежит идея создания камерного оркестра при филармонии с которым он также часто выступал в качестве солиста.Педагогическая деятельность Глеба павловича началась в 1959 году в училище при консерватории а с 1964 года преподает в самой Ленинградской консерватории.

(Источник -книга А.П. Баранцева-мастера игры на флейте -профессора петербургской - ленинградской консерватории 1862-1985 гг-книга издана в Петразаводске в 1990 году.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большое спасибо. Сейчас из этого сделаем Википедийную версию.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Давайте! Мне самой интересно кто он! Никитин получился такой: http://ru.wikipedia.org/wiki/Никитин,_Глеб_Павлович

Share this post


Link to post
Share on other sites

Про ламберта очень немного сведений ( нет данных в архиве Петербургской консерватории - информация от старших коллег -музыкантов )

Итак-Ламберт Роберт Карлович -(26.02.1888 - 4.08.1927 гг.) Получил образование в московском филармоническом училище в 1915 году. Работал в Русской частной опере Зимина в Москве , в 1916 году переехал в Петербург где был солистом оркестра михайловского театра оперы и балета. При советской власти Ламберт работал в Петроградском симфоническом оркестре - бывшем Придворном где возглавлял группу флейт. Дирижером оркестра в то время был Малько. С оркестром в то время выступали многие выдающиеся музыканты того времени.

Ламберт был приглашен в консерваторию где работал до 1926 года -с 1924 года - профессор. около года у него учился Б Тризно который закончил консерваторию в 1923 году. После смерти Ламберта его класс перешел к Науму Николаевичу Верховскому ( 2 му флейтисту Петроградского симфонического оркестра) . В классе Верховского консерваторию закончил И.Янус ( студент консерватории с 1924 по 1930 год).

Источник - та же книга Баранцева Анатолия Павловича .

Share this post


Link to post
Share on other sites

У кого-нибудь есть портрет-фотография Платонова? И по возможности тоже Ягудина?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, у меня есть, только не знаю где лежат. Абсолютно честно, в подвале полнейший беспорядок и добраться ни как не могу. Может быть в конце весны или скорее всего летом.

Share this post


Link to post
Share on other sites

По просьбе Anflute (я сейчас пару из них в Википедию прибавлю):

Николай Густавович Ямик - (1873- 1916) воспитанник В. Кречмана (учился с 1885 по 1891 гг). С 1897 года работал в оркестрах Большого театра работал Первое время он играл в оркестре Малого театра, затем стал солистом первой группы. За отличную игру в оркестре был награждён орденом Святого Станислава 3 степени. И.Липаев даёт такую характеристику некоторым флейтистам оркестра: «Точный, аккуратный флейтист Кречман обладал полным, красивым тоном, и, кажется, первым в России ввёл инструмент системы Бёма. Рядом с ним в большом почёте, как артист, был его достойный ученик Ямик, унаследовавший все лучшие музыкальные традиции оркестра и ещё в расцвете сил покончивший жизнь самоубийством”.* Г.Я.Мадатов отзывался о Н.Ямике как о выдающемся исполнителе, создавшем славу московской флейтовой школе.

Бакалейников Николай Романович (1881-1957) Ученик В.Кречмана. Заслуженный Артист РСФСР - с 1905 по 1918 годы работал в оркестре Большого театра, выполнял обязанности старосты духовой группы оркестра, солист симфонических оркестров Москвы, Петербурга, Киева, профессор Уральской консерватории им. Мусоргского. Среди многих его учеников выделяются Иванников А. Т.– солист симфонического оркестра Свердловской филармонии, с 1949г. преподаватель Уральской консерватории и Серебряков И. А. – солист оркестра Свердловского театра оперы и балета, преподаватель музыкального училища им. Чайковского.

Фёдор Аркадьевич Левин (теперь и статья в Википедии тут (1878 – 1944), Заслуженный Артист РСФСР, был солистом оркестра Большого театра с 1909г. Являлся участником вероятно первого отечественного классического квартета деревянных духовых инструментов. Помимо Ф.Левина участниками квартета были яркие музыканты Н.Назаров (гобой), И.Цукерман (кларнет), Ш.Бейлезон (фагот). Репертуар квартета составляли в основном произведения русских и зарубежных композиторов. Вот что писал рецензент в 1909 году: «Программу вчерашнего вечера Общества распространения камерной музыки, исполненную в зале Синодального училища, нужно признать интересной. Были исполнены квинтеты для фортепиано с духовыми инструментами Моцарта, Бетховена (с очаровательным Andante) и Римского-Корсакова. Последний исполнялся впервые…Духовые превосходно, неизмеримо лучше, чем струнные, сливаются со звуком фортепиано, дают недоступное тем разнообразие красок…». Столь же высокую оценку получили выступления артистов в новой большой аудитории Политехнического музея в 1911 году. В концертах симфонического оркестра под управлением С.Кусевицкого Ф.Левин успешно исполнял партию первой флейты. В советский период был солистом Государственного оркестра СССР, приглашался в жюри конкурсов исполнителей на духовых инструментах 1935 и 1941гг. По словам Н.И.Кондрашова игра Ф.И.Левина всегда была абсолютно безупречной. Если у других известных московских солистов встречались некоторые недостатки, то исполнительство Ф.И.Левина всегда было крайне стабильным.

Леонов Василий Васильевич (1886– ?)был солистом оркестра Большого театра с 1906г., проявил себя как яркий пропагандист концертной и камерной музыки с флейтой. Сейчас трудно проследить подробно творческий путь артиста, но некоторыми сведениями мы располагаем. Так, Леонов участвовал в редких по тому времени исполнениях сочинений Баха, в частности, 16 декабря 1906 года прозвучали «Страсти по Матфею», где флейты занимают заметное, часто солирующее положение. А в 1913 музыкант исполнил сольные партии в Бранденбургских концертах Баха – они прозвучали в цикле «Исторических концертов» под управлением С. Василенко. В 1912 году Леонов солировал в сюите Василенко «В солнечных лугах», а годом позже играл в «Исторических концертах» Концерт Моцарта для флейты и арфы с оркестром (К.297с). В камерных концертах он выступал и в смешанных составах, и с фортепиано. Скрипичные сонаты Гайдна входили в ту пору в репертуар флейтистов в виде транскрипций. Одна из таких транскрипций впервые прозвучала в концерте 29 октября 1909 года, где Леонов играл вместе с пианистом В.Скрябиным. Много лет в оркестре Большого театра В.В.Леонов блестяще играл соло в балетах «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, «Спящая красавица» П. Чайковского и других. В.В.Леонов проявил себя и как умелый педагог. Он преподавал флейту в московском Филармоническом училище с 1906 года после ухода Ф.Бюхнера. Постепенно его класс увеличивался, и с 1907 года у него занимались 6 – 7 учеников, почти все они были стипендиатами. В училище важное место было отведено оркестровой практике учащихся. В 1917 году его класс закончил Никифор Бахтин, но, как правило, учащиеся (как и в консерватории) не заканчивали полный курс обучения, и оставляли училище, не получив аттестат.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А кто-нибудь из учеников Януса (прапраучеников) преподает сейчас в Московских ВУЗах? в интернете копалась, но ничего не нашла(

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пожалуйста:

Александр Михайлович Найда

А.М. Найда(1919 – 2002) – исполнитель, педагог, методист, общественный деятель.

Н. - выпускник И. Ф. Януса (профессора СГК им. Л.В. Собинова и Петербургской консерватории), а впоследствии и преподаватель класса флейты, доцент саратовской консерватории им Л.В. Собинова (1950-1972) и ГМПИ им. Гнесиных (1972 – 1991), артист различных камерных ансамблей, солист симфонического и оперного оркестров, автор научно-методических работ, участник ВОВ, обладатель многих правительственных наград. За годы своей педагогической деятельности

Н. родился в 1919 году в с. Шумейка Саратовской губернии в семье крестьян. В 1936 году, по окончанию школы колхозной молодёжи и работы в качестве учётчика в тракторной бригаде поступает в музыкальное училище города Энгельса в класс флейты В.В. Попова, Одновременно с учёбой Н. начинает свою исполнительскую деятельность в качестве солиста-исполнителя и становится артистом оркестра драматического театра и ансамбля песни и пляски.

Окончив Музыкальное училище в 1939 году, Н. поступает в СГК им. Собинова в класс профессора И.Ф. Януса, известного педагога, профессора Ленинградской консерватории, методиста, дирижёра.

В 1941 году, с начала Великой Отечественной Войны Н. призвали в ряды Советской Армии. Он принимал участие в боях как рядовой солдат-миномётчик, в 1943 году был ранен и после госпиталя продолжил службу в оркестре Музыкального взвода танкового училища. После ранения Н. комиссовали, он продолжил учёбу в Саратовской консерватории, сочетая её с работой артиста оркестра театра оперы и балета им. Чернышевского.

В 1946 году началась педагогическая деятельность Н. в ЦМШ г. Саратова, где он несколько лет был заведующим духовым отделом. С 1947 начал работать в СМУ, а в 1948 он начинает преподавать в СГК им. Л.В. Собинова (с 1965 доцент, в 1966-1972 годах заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов). В 1972 Н. принял участие в конкурсе на замещение вакантной должности доцента в ГМПИ им. Гнесиных, где проработал до1990 года.

За период работы в Саратове Н. сыграно большое количество сольных и камерных произведений, произведений среди которых: «Соната для флейты и фортепиано» С.Прокофьева, «Сюита h-moll» И.С. Баха, ряд произведений В. Цыбина и другие. Он успешно выступал также и в р инструментальных ансамблях, в том числе трио, состоящим из самого Н. (флейта), его жены – Е. И.найды (фортепиано) и В. С. Кузнецова (кларнет). Его исполнение отличалось эмоциональной выразительностью, красивым звуком и большим техническим мастерством.[см.1]

Н. проявил себя как одарённый педагог, любящий и знающий своё дело.[см.1] Его занятия со студентами проходили интересно, увлекательно. Н. знал художественный и инструктивно-педагогический репертуар для флейты и ансамблей духовых инструментов, вводил произведения современных композиторов в исполнительскую практику студентов своего класса. Многие произведения саратовских композиторов впервые были сыграны и популяризированы Н.

Н. вел методику обучения на духовых инструментах и читал курс истории исполнительства духовых инструментов в Музыкальном училище и консерватории Саратова[см.1], вёл класс камерного ансамбля. Его студенческие ансамбли выступали на Всесоюзных конкурсах-фестивалях студентов и были отмечены наградами.

Н. сделал ряд интересных переложений и обработок, например: «Гавот» Ж-Б. Люли для флейты, сопрано и фортепиано, «Гавот» Леккока.

Результатом педагогического труда Н. в консерватории стали тридцать выпускников, которые стали педагогами в различных учебных заведениях во многих городах России и странах СНГ: В. Дегтярёва, профессор РАМ им Гнессиных; Ю. Шишкин, профессор РПИ; В. Вольфсон, преподаватель Новомосковского МУ, солист Государственного Теле-радио эстрадно-симфонического оркестра; А.Чурилов, преподаватель, заведующий духовым отделом Курского МУ; О. Шведин, директор МУ города Таганрога и другие. Многие из выпускников Н. стали артистами и солистами различных ансамблей, симфонических и оперных оркестров. Двое из них: Ю. Шишкин и Е. Марахтанов – стали дипломатами на Всесоюзном конкурсе в 1963 году.

Результатом педагогического труда Н. является его научно-методическая работа «Вопросы обучения на родственных деревянных духовых инструментах», изданная в 1985 году. Неизданные рукописные работы, написанные во время работы в СГК : «Методическое пособие. Практический раздел для начинающих флейтистов музыкальной школы» (1959); «Об индивидуальном творческом подходе в системе занятий с флейтистами» (1961); «Взаимосвязь и взаимозависимость в развитии компонентов исполнительского аппарата флейтиста» (1960)

Н. награждён несколькими наградами: «20 лет победы в ВОВ»; «25 лет победы в ВОВ»; «50 лет Вооруженным силам СССР»; «За доблестный труд» в 1970 году и другими.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Андрей Иванович Шатский родился 23 ноября 1944 г. в городе Чойбалсан (Монголия).

В 1962 г. окончил Харьковскую музыкальную школу-десятилетку по классу флейты.

В 1968 г. окончил Ленинградскую консерваторию (Янус).

В 1967 г. завоевал 1 место и диплом на Всероссийском конкурсе камерных ансамблей.

После окончания консерватории основная исполнительная деятельность

А.И. Шатского проходила в лучших оркестрах страны:

1968-1970 гг. – солист-флейтист камерного и симфонического оркестров Ульяновской областной филармонии;

1971-1977 гг. – солист-флейтист оркестра Ленинградского Малого театра оперы и балета;

1977-1990 гг. – солист-пикколист Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения;

1990-1998 гг. – солист-пикколист Российского национального оркестра.

Как солист и ансамблист выступал в Ленинграде, Москве, Ульяновске, Харькове, Алма-Ате и других городах, в том числе в сопровождении оркестров под управлением Э.Серова, Р.Баршая, Л.Маркиза, А.Рудина, М.Пекарского, А.Алексеева.

А.И. Шатский – автор ряда публикаций в журналах «Современная музыка», «Музыкальная академия», «Оркестр», сборниках статей и других изданиях.

Начиная с 1978 г. А.И. Шатский выпустил в свет в издательстве «Музыка» ряд нотных изданий (клавиры концертов, сборники пьес для флейты), прочно вошедших в концертную и учебную практику.

С 1995 по 2009 гг. А.И. Шатский работал в издательстве «Музыка» (с 1998 г. в должности зам. главного редактора).

С 1996 г. он преподает в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М. Ипполитова-Иванова (профессор кафедры «Оркестровые духовые и ударные инструменты»).

В 2006 г. - присвоено ученое звание доцента по кафедре.

С 2002 г. А.И. Шатский - профессор кафедры «Вокально-хоровое и инструментальное исполнительство Государственного специализированного института искусств.

С ноября 2009 г. – исполняющий обязанности ректора ГСИИ.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Предлагаю на сайте сделать странички с фото и краткими биографиями российских флейтистов. Начиная от Цыбина, Ягудина, Платонова и кончая молодым поколением. Этого пока по-моему нигде нет, а такая информация была бы по-моему очень полезна, и наш сайт как раз для такого дела очень подходит.

IMG.jpg%2525D0%2525A1%2525D0%2525BE%2525D0%2525B2%2525D0%2525B5%2525D1%252582%2525D1%252581%2525D0%2525BA%2525D0%2525B8%2525D0%2525B5%252520%2525D1%252584%2525D0%2525BB%2525D0%2525B5%2525D0%2525B9%2525D1%252582%2525D0%2525B8%2525D1%252581%2525D1%252582%2525D1%25258B_Page_09.jpg

В этой книге (начиная с 9 страницы документа) биографии флейтистов. Только скорее советских, чем русских или российских.))

http://www.mediafire.com/?8r0n6ng06zhl3i1 (15 Мб)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, Денис!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Обновите, пожалуйста, ссылку. Почему-то выкидывает на главную страницу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас