[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
grotsasha

Александра Грот, 26 апреля, Костромская филармония

Государственная филармония Костромской области

представляет

26 апреля 2010, Большой зал филармонии:

В программе:

В.А. Моцарт. Концерт соль мажор для флейты с оркестором

В.Н. Цыбин. Концертное аллегро N1 для флейты с оркестром (первое исполнение авторской версии согласно рукописи с недостающими до настоящего времени кусками)

В.Н. Цыбин. Концертное аллегро N2 для флейты с оркестром

Н.А. Римский-Корсаков. Пасхальная увертюра "Cветлый праздник"

Александра Грот - флейта

Костромской симфонический оркестр, дирижёр - Павел Герштейн

Начало в 18.30

Доп. инфо

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот текст, который я написала для программки концерта:

Владимир Николаевич Цыбин (1877-1949) был одним из самых выдающихся флейтистов своего времени, дирижёром, композитором, педагогом-энтузиастом, и просто замечательным человеком, с которым я имела счастье познакомиться, изучая его рукописи, творческие записки, автобиографию. Музыкант-универсал, каких редко можно встретить сегодня, - он представлял эстетику и принципы русской музыкальной интиллигенции конца XIX - начала XX веков. Надо отметить , что Владимир Николаевич, незаурядно одарённый человек, большой труженик, тем не менее не был оценен по достоинству при жизни. А после смерти лишь некоторые его произведения для флейты остались в репертуаре, выполняя сугубо педагогическую функцию. Виной тому, как мне кажется с одной стороны его скромный характер, а с другой стороны ряд трагических событий в жизни страны, ломка старых устоев. Надеюсь, что этот концерт позволит по-новому взглянуть на творчество музыканта и положит начало возрождению интереса к его личности.

Владимир Николаевич Цыбин родился недалеко от места проведения сегодняшнего концерта - в Иваново (тогда ещё Иваново-Вознесенск) в семье музыкантов. После переезда семьи в Москву, отец мальчика, скрипач, вскоре скончался от чахотки и мать определила девятилетнего Володю учеником в духовой оркестр Астраханского полка, где он с 1886 по 1890 гг. учился игре на флейте-пикколо, пел в хоре и обучался грамоте. Уже в возрасте 12 лет мальчик поступает в Московскую консерваторию в класс солиста Большого театра - профессора Вильгельма Кречмана. Во время учёбы зарабатывает себе на жизнь играя в различных частных оркестрах, а в 1896 поступает на место флейтиста- пикколиста в Большой театр. Выступает как солист с концертами в Москве, а в летнее время гастролирует по югу России, начинает интересоваться композицией, дирижировать. В 1907 году, выиграв конкурс на место солиста Мариинского театра, переезжает в Санкт-Петербург. Параллельно работе флейтиста-солиста в оркестре, с 1910 по 1914 гг., уже будучи в 30-летнем возрасте, получает второе образование в Санкт-Петербургской консерватории по двум факультетам - теории композиции (класс Александра Глазунова) и дирижированию (класс Николая Черепнина). С 1914 года - Цыбин становится профессором Санкт-Петербургской консерватории по классу флейты. В 1918 — 1919 гг. является ассистентом главного дирижёра Мариинского театра - Рикардо Дриго. Однако в 1920 году Цыбин оставляет все должности в Санкт-Петербурге и по семейным обстоятельсвам переезжает в Москву . С 1921 года работает солистом Большого театра, с 1923 года - профессором Московской консерватории. В этот период и написано большинство его произведений - включая концертные аллегро для флейты, или как он их сам чаще называл - концерты для флейты с оркестром.

Флейтовые концерты Цыбина написаны в лучших традициях инструментальных концертов русских классиков - особенно в первом концертом аллегро слышно некоторое влияние скрипичного концерта Глазунова. Концерты для флейты Цыбина занимают уникальное место в репертуаре флейтистов - ведь ни один русский композитор традиций XIX века не написал ничего значительного для флейты (В.И.Чайковский, в молодости сам игравший на флейте, хотел написать Концертштюк для флейты с оркестром, но так и не успел осуществить задуманное). Современники, отдавая должное виртуозной стороне концертных аллегро, порой недооценивали музыкально-художественных достоинств этой музыки. Возможно, виной тому было скептическое отношение к флейте как к сольному инструменту со стороны композиторов и дирижеров того времени.

Первая сохранившаяся рукопись концертного аллегро N1 ля минор датируется 1921 годом. После этого произведение неоднократно дорабатывалось и расширялось автором на протяжении практически 20 лет, но из-за проволочек в издательстве так и не было издано при жизни композитора. По неизвестным причинам, пользуясь отсутствием автора, редакторы Музгиза посчитали возможным вырезать несколько важных фрагментов этого произведения в посмертном издании: под “нож” попали виртуозная каденция солиста, части проигрышей оркестра и коды. Этот факт был неизвестен до 2009 года, когда мной в архивах была найдена окончательная версия рукописи, предназначавшаяся автором для печати. Сегодня впервые в России прозвучит полная авторская версия в соотвествии с этой рукописью. Первое аллегро впервые исполняется с симфоническим оркестром.

Второе концертное аллегро для флейты было написано в 1927 году. В планах композитора было создание концерта с оркестром в трёх частях, но этот замысел так и не был осуществлён, и в печать при жизни композитора вышла лишь первая часть концерта. Вторая часть - Анданте - впоследствии была издана как отдельная пьеса для флейты и фортепиано, а от третьей части - Рондо - сохранилась лишь партия флейты.

Несмотря на то, что на рукописях обоих аллегро присутствуют авторские надписи “для флейты с оркестром”, а в клавирах иногда встречаются авторские пометки о распределении оркестровых партий - оригинальные партитуры этих концертов найти не удалось и их можно считать утерянными, или так и не написанными. Автор инструментовок, которые прозвучат сегодня - дирижёр и композитор Всеволод Полонский.

О причинах отсутсвия оригинальных партитур можно сегодня лишь догадываться. Инструментовка - то есть распределение мелодий и гармоний по инструментам оркестра - во времена Цыбина часто было “делом наживным”, к этому не относились излишне серьёзно, многие музыканты этим подрабатывали, причём часто не обладая композиторским образованием. Цыбин “набил” на этом руку очень рано. Ещё в подростковом возрасте, подрабатывая флейтистом в театрах оперетты и ещё не обладая теоретическими знаниями, он оркестровывал арии “по 5 копеек такт”. Позже, во время гастролей с оркестром, он инструментовал за один день по памяти арию из оперы “Аида” Верди - так как певец не привёз с собой оригинальной партитуры для оркестра. При том что в юности Цыбин так много инструментовывал чужих произведений, позже у него часто катастрофически не хватало времени на свои собственные. В 1920е годы Цыбин буквально разрывался между несколькими должностями - работал солистом Большого театра, вёл педагогическую деятельность в Московской консерватории, являлся директором организованной им музыкальной школы в Пушкино, где жил по этой причине. В своей автобиографии Цыбин пишет: “Трудно было работать в трёх учреждениях, так как все три места были весьма ответственные. Кроме основных обязанностей по работе, приходилось создавать учебный материал, много сочинять и <делать> переложений, <заниматься> перепиской нот. Если бы эта служба была в одном районе было бы проще и легче, но мне приходилось постоянно ездить <из Пушкино> в Москву. Особенно много волновался я и нервничал, чтоб не опоздать на спектакль или репетицию в Большой театр. Несмотря на все трудности у меня всегда хватало сил и бодрости работать. <Мою оперу “Фленго”> приходилось оркестровывать урывками в имеющееся у меня свободное время: сидя на вокзале, в ожидании поезда, или в поезде, и где и когда была свободная минута для работы.”

Концерт соль мажор для флейты с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта был так же написан автором, можно сказать, на “одной ноге”, впрочем, по несколько другим причинам и в других обстоятельствах... Этими обстоятельствами флейтисты обязаны и знаменитому высказыванию Моцарта нелестных слов по поводу нашего инструмента, впрочем я думаю они были сказаны лишь в качестве отговорки, а не серьёзно. Но обо всём по порядку: В конце декабря 1777 года, находясь в Маннгейме, Моцарт в письме своему отцу упомянул о заказе местного богатого флейтиста–любителя Фердинанда Де Жана “трёх маленьких лёгких концертов для флейты и парочки флейтовых квартетов” . Кроме вышеописанного заказа Моцарт должен был к тому же написать Симфонию кончертанте для отъезжающих в Париж в начале февраля солистов местной придворной каппелы. Де Жан также собирался в начале февраля в Париж, так что времени для исполнения заказа было в обрез. Впрочем это несильно волновало молодого человека, который страстно влюбился в младшую дочь Карл-Мария фон Вебера - 17летнюю Алоизию Вебер. Написав один квартет для флейты и бросив остальное, он уехал с девушкой и её отцом в пригород, где они вместе музицировали и приятно проводили время в компании местной знати. Спохватившись в последний момент, Моцарт перекладывает для флейты ранее написанный концерт для гобоя с оркестром до мажор - в тональность ре мажор, а в качестве второго концерта отдаёт заказчику полугодом ранее написанный концерт соль мажор. В начале февраля на письмо рассерженного отца с напоминанием о недовыполненных заказах, Моцарт пишет ответ, пытаясь смягчить разгневанного родителя: “Месье Де Жан, который уезжает завтра в Париж, заплатил мне всего половину гонорара, так как я написал ему только два концерта и один квартет, но он мне должен заплатить целиком, так как остальное я ему договорился дослать! Это совершенно естественно, что я не смог закончить заказ. Здесь нет никакого спокойствия, я могу писать только ночью, поэтому рано вставать я тоже не могу, да и не всегда есть настроение писать. Марать бумагу я бы мог конечно целый день, но раз на произведении будет стоять моё имя, я не хочу чтобы мне было стыдно впоследствии. К тому же, как Вы знаете, мне сразу становится скучно, когда мне нужно писать для инструмента, который я не переношу”. Был ли выплачен полный гонорар позже - история умалчивает. Зато нам известно, что мсье Де Жан обжаловал вторую часть соль мажорного концерта как слишком трудную - и Моцарт написал вторую более лёгкую версию - Анданте до мажор, которую позже стали исполнять как отдельное произведение. Владимир Николаевич Цыбин думаю не раз исполнял этот концерт с оркестром, о чём свидетельствует сохранившаяся каденция к первой части.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Саша, как прошел концерт в Костроме, какие впечатления?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Перенесла ;)

Концерт прошёл очень удачно и я надо сказать испытала глубокое удовлетворение от результатов проделанной работы за последний год - решение делать оркестровки, сидение в архивах, выучивание аллегро урывками между всем остальным - всё это стоило того. Даже самые скептически настроенные были в восторге от музыки. Она совершенно преображается с оркестром! Дирижёр, оркестранты, публика - все оценили музыку наивысшей оценкой. Так что будем работать дальше в этом направлении! Хочется, чтобы все узнали Цыбина таким, каким его узнала я - и оценили этого музыканта наконец по достоинству. Профессиональная запись в процессе изготовления - как только будет, выложу.

В день приезда (поезд пришёл из Москвы в 5 утра), кроме первой репетиции, я ещё давала мастеркласс. Несмотря на усталость, постаралась дать как можно больше информации. Ситуация конечно в городе плачевная... Прежде всего нет мастера - у всех, и у детей, и у студентов, инструменты в плачевном состоянии и требуют капитальных ремонтов. Ямаха 100 была лишь у одного мальчика, у всех остальных китайские нечто. Приятно порадовало то, что педагогам явно была не ново большинство технологическая информации о которой я говорила - проблема как выясняется не в информации, а в её приложении на практике, на конкретном ученике. То есть теория отдельно, а практика как бы отдельно выходит. И все слышат что "не то", и знают, что вроде сделать надо "это", а вот как *конкретно* и *конкретно* с этим учеником - на каком материале, какими точно словами - вот тут собака и зарыта... Мне задавали много вопросов, завязывались дискуссии при которых все забывали об ученике (и иногда частично обо мне) и бурно начинали обсуждать тот или иной технологический аспект. Мне кажется общение удалось :-) С мастеркласса есть фоточки, сейчас поищу и покажу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мастеркласс:

x_b09887cd.jpg

x_289f7082.jpg

x_f647a6a9.jpg

Репетиция (концерт был в другом зале - в зале филармонии)

x_8d376cd7.jpg

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Очень хочется послушать.

Или будет коммерческий диск? :-)

Готова купить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Будет и то, и другое ;) Но коммерческий диск будет не с этой записи.

Я жду профессиональной обработки этих записей - нас записывал не звукорежиссёр, поэтому баланс микрофонов сделан очень сильно в сторону флейты (так что оркестр там чего-то сзади почти нашёптывает). Я жду, чтобы это исправили и прибавили видео, тогда выложу. Впрочем если это всё так будет затягиваться, я тогда просто выложу тот вариант, что есть, не такой уж он и плохой - представление можно хорошо составить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас