[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
sergsmother

Упражнения для развития беглости пальцев: просим совета

Посоветуйте, пожалуйста, на каком материале можно заниматься специально пальцевыми проблемами!

(Этюды Черни на фортепиано играет. Что явно положительно влияет на последующие... этюды Черни #:-s )

Share this post


Link to post
Share on other sites

На флейте нет понятия "беглости" пальцев, в том смысле, которая есть на фортепиано. Техника игры быстрых пассажей в основном зависит от координации пальцев между собой - ноты вылетают тогда, когда слабые пальцы (в основном четвёртые и иногда пятые) не цепляют должную аппликатуру. А обычная "скорость" развивается у всех (регулярно занимающихся) детей где-то к 5-7 году обучения - она обычно ограничена лишь скоростью мышления (то есть головой, а не пальцами). Так как речь идёт как я понимаю о ребёнке 10 лет - какая либо "беглость" в таком возрасте на флейте бывает ну просто в единичных особых случаях, в остальных - лучше просто спокойно подождать до 12-14. К тому же не надо забывать, что гораздо труднее добится того, чтобы техника была о-з-в-у-ч-е-н-н-о-й!

Share this post


Link to post
Share on other sites
На флейте нет понятия "беглости" пальцев, в том смысле, которая есть на фортепиано. Техника игры быстрых пассажей в основном зависит от координации пальцев между собой - ноты вылетают тогда, когда слабые пальцы (в основном четвёртые и иногда пятые) не цепляют должную аппликатуру.

<...> лучше просто спокойно подождать до 12-14. К тому же не надо забывать, что гораздо труднее добится того, чтобы техника была о-з-в-у-ч-е-н-н-о-й!

Да, я понимаю под "беглостью" на флейте именно координацию, нелады с которой у нас очевидны. Потому и возник вопрос о специальных упражнениях, обыгрывающих неприятные аппликатурные сочетания или просто методично прорабатывающих все возможные сочетания.

Насколько я понимаю, "взрослые" книги упражнений во всех тональностях имеют целью именно выравнивание качества звука во всех регистрах и во всех интервальных сочетаниях на всех высотах. Но все эти книги Вы относите к достаточно поздним годам обучения.

Нет ли чего-то подобного и для первых лет обучения? Или может быть просто играть с многократным повторением все интервалы от всех звуков хроматической гаммы, отслеживая и тщательно отрабатывая сочетания со "слабыми пальцами"?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Советую играть хотя бы трели во всех тональностях (в тех гаммах, которые сейчас проходите). Не трельной, а обычной аппликатурой. Можно таким же образом играть и терции и трезвучие, а затем и кварты и т.д. Можно играть к каждой ноте форшлаги, одинарные двойные и т.д. вплоть до небольших пассажей (в тональности или в хром. гамме).

Два соображения:

1) Технику тормозит мышление, если оно не воспринимает группу тот как единое целое, а пытается угнаться, обдумать каждую ноту. В трели такой проблемы нет, никто не воспринимает ее как сверхбыструю последовательность нот, она легко воспринимается как самостоятельная единица. Форшлаг тоже. Тот же способ мышления можно перенести в пассаж.

2) Напряжение дыхательных мышц передается в руки, они зажимаются, особенно в 3 октаве. Нужно добиться несинхронной работы тела - при большом внутреннем напряжении совершенно свободных рук. Поэтому советую и гаммы, и трели, и программу прорабатывать пальцами на беззвучном инструменте, добиваясь нужной координации, расслабленности, правильной постановки, удобства. Потом играть, и тут уже уделить все внимание озвученности.

Кстати, когда я училась, сразу после занятий на фортепиано мне было трудно играть на флейте - там разные мышечные ощущения, они сильно не соответствуют друг другу. На флейте пальцы должны быть гораздо более легкими (для пианиста это вялые пальцы) - так как на флейте звук не делается пальцем, палец не нажимает, не погружается в клавишу, тем более не ударяет, он только ПРИКРЫВАЕТ клапан.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Советую играть хотя бы трели во всех тональностях (в тех гаммах, которые сейчас проходите). Не трельной, а обычной аппликатурой. Можно таким же образом играть и терции и трезвучие, а затем и кварты и т.д. Можно играть к каждой ноте форшлаги, одинарные двойные и т.д. вплоть до небольших пассажей (в тональности или в хром. гамме).

Спасибо! Вот-вот, у меня мысли именно в таком направлении: треле-тремолообразно прорабатывать интервалы и попевки. Теперь я, кажется, понимаю, о каких упражнениях на трели Вы писали когда-то в теме про домашние занятия ребенка. :-B

1) Технику тормозит мышление, если оно не воспринимает группу тот как единое целое, а пытается угнаться, обдумать каждую ноту. В трели такой проблемы нет, никто не воспринимает ее как сверхбыструю последовательность нот, она легко воспринимается как самостоятельная единица. Форшлаг тоже. Тот же способ мышления можно перенести в пассаж.

Как его перенести? Представлять пассаж как лесенку форшлагов?

Напряжение дыхательных мышц передается в руки, они зажимаются, особенно в 3 октаве. Нужно добиться несинхронной работы тела - при большом внутреннем напряжении совершенно свободных рук. Поэтому советую и гаммы, и трели, и программу прорабатывать пальцами на беззвучном инструменте, добиваясь нужной координации, расслабленности, правильной постановки, удобства. Потом играть, и тут уже уделить все внимание озвученности.

Выглядит логично. Но как же контролировать точность результата работы пальцев на беззвучном инструменте? По отзвучке клапанов?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как его перенести? Представлять пассаж как лесенку форшлагов?

Выглядит логично. Но как же контролировать точность результата работы пальцев на беззвучном инструменте? По отзвучке клапанов?

1) Играть форшлаг из 1-2-3-4-5 и т.д. звуков, в итоге получится уже то, что скорее можно назвать пассажем, а не форшлагом. При этом не бежать мысленно за нотами, а внутри себя смотреть в одну точку и тянуть одну ноту. Так балерина делает фуэтэ.

Еще, для наглядности, мы играем на ксилофоне гамму до мажор двумя палочками (получается не быстро), а потом играем ее как глиссандо одной палочкой (получается цельно, стремительно, так и нужно мыслить пассаж).

2) Нет, не по отзвучке. На ощупь все отлично контролируется и чувствуется, особенно если сначала чередовать ноты медленно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати, когда я училась, сразу после занятий на фортепиано мне было трудно играть на флейте - там разные мышечные ощущения, они сильно не соответствуют друг другу. На флейте пальцы должны быть гораздо более легкими (для пианиста это вялые пальцы) - так как на флейте звук не делается пальцем, палец не нажимает, не погружается в клавишу, тем более не ударяет, он только ПРИКРЫВАЕТ клапан.

дааа, мне эти ощущения знакомы....пальцы все время пытаются "нажать" на клапан , а не "касаться" его.

у меня слабый четвертый палец - для него тоже трель никак не получается - как этот палец отрабатывать?

(может я не в тему вопрос задаю- но мне тоже хочется что то для себя выяснить)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пожалуйста!

Марина, можно поставить все пальцы на стол и отдельно поднимать и опускать четвертый палец.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо Оля ;-) потренируюсь - это даже можно в любое время делать - даже ночью - соседям не помешаю.

очень хочется этот четвертый палец как нибудь "растормошить" - трели на нем никак четко не получаются.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас