[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
Marsaly

Подход к опоре. Пузан или геркулес?

Здравствуйте!

Для достижения длительного выхода, "опористого звука" и быстрого вдоха, я встречал три (взаимоисключающие ?) рекомендации:

  1. расширять грудную клетку и удерживать ее в положении вдоха;
  2. надувать живот, но чтобы при этом он оставался мягким;
  3. живот не надувать, а делать вдох при напряженных мышцах пресса.

Пробовал все варианты. Второй понравился больше: легче достичь, проще контролировать, наименее утомляет и эффект на звук оказывает положительный :-)

Какой вариант считается более предпочтительным в настоящее время в среде профессиональных флейтистов?

Знаю, что тема неоднократно поднималась здесь на форуме, но нигде не видел, чтобы все (основные ?) подходы были собраны в одном месте и сопоставлены.

Share this post


Link to post
Share on other sites

я не профессионал, но выскажусь. если по Должикову - то третий вариант - самый правильный, с той только разницей, что сначала - вдох, а потом "включается" опора, вот эти самые мышцы нижнего пресса, если я не права, пусть профи поправят.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ИМХО все это не совсем так. К тому же нужно отдельно рассматривать технику вдоха и технику выдоха.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, наверное, можно и нужно рассматривать вдох и выдох отдельно для "оптимизации" их характеристик. А еще выбранные способы вдоха и выдоха (их, наверное, тоже несколько ?) должны быть "совместимы" между собой, т.е. позволять мгновенный переход от вдоха к выдоху и наоборот.

При варианте с постоянно расширенной грудной клеткой я не чувствую опору вообще. Возможно, его как-то можно комбинировать с двумя другими?

При варианте Должикова с вдохом на напряженный пресс (для того, чтобы воздух интенсивнее шел "в спину") при выдохе пресс также остается напряженным и его постоянно приходится контролировать сознанием. Чуть отвлекся - провал в звуке.

При варианте с надутым животом сознательного контроля требуется в разы меньше, т.к. равномерность выдоха достигается межреберными мышцами, которые сознанием не управляются.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что-то все эти варианты в первом посте очень странные... Никогда о подобном не слышала. Опора - это намного более сложная штука и описать на пальцах это сложно. В целом же это адекватное ноте/интервалу усилие совокупности межрёберных мышц, мышц спины и мышц пресса при выдохе. Это можно сравнить с тем, что вы не поднимаете карандаш и тяжёлую сумку одним и тем же усилием мышц. Попробуйте поднять карандаш как сумку - это выглядит комично, также есть и разные ситуации на флейте (ноты, интервалы из них, разные регистры и т.п.) где усилие опоры разное. Какое именно применить к данной ситуации - это и есть опыт и профессионализм. На каждом этапе обучения тоже есть адекватное общее использование опоры. Грубо говоря начинающие не играют с такими же усилиями опоры, как профессионалы - их аппарат зреет постепенно, чтобы такой напор воздуха выдерживать. Опору окончательно ставят часто лишь в студенческие годы на первых курсах, когда сложность репертуара предполагает оптимальное её использование, в противном случае развивается много проблем.

А вот для того, чтобы опора на выдохе работала оптимально, очень необходим правильный вдох. Правильный вдох, если очень грубо и кратко, происходит только на расслабление. Мышц пресса в любую минуту напряжённых как камень быть не должно - это заблуждение старой советской школы (обсуждала это в том числе с Денисом Буряковым, учеником Должикова). Каменный пресс при вдохе - точно ошибка.

Если же процесс вдоха обсуждать длинно - то здесь открыта соотвествующая ветка. Правильный вдох играет огромную, порой чуть ли не самую важную роль в развитии возможности правильно использовать опору. Вот правильный вдох необходимо максимально освоить уже на самом начальном этапе обучения, так как это один из главных залогов того, что флейтовый аппарат будет здорóво и правильно развиваться. Правильный вдох невозможен без хорошей постановки корпуса! Поэтому осваивать это нужно в таком порядке: 1. постановка корпуса 2. правильный вдох 3. опора на выдохе

8 пользователям понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Возможно, описание вариантов слишком схематичное, поэтому выглядит странно.

У Должикова есть критика рекомендации держать грудную клетку в состоянии вдоха. С другой стороны, Роберт Дик как раз советует так делать. На форуме есть мой перевод одного из его видеоуроков со ссылкой.

Рекомендацию насчет надувания живота давал Хаскин, здесь же, на форуме. Писал, что "надутый живот и есть опора" (цитату привожу по памяти). Живот при этом остается мягким, так что напряжения нет. Основная идея, как я понял, в том, чтобы живот не "опадал" при выдохе. Тогда интенсивнее работают межреберные мышцы и, поскольку этот процесс сознанием не контролируется, выдох получается ровнее. И, не знаю почему, если живот надут, переходы между нотами, где надо увеличивать давление воздуха (например ля1 - ре1), получаются гораздо надежнее. Как будто появляется резерв по давлению, который мгновенно используется, если нужно, и в необходимом объеме. Это похоже на ощущения при игре на опоре?

Какие проблемы могут возникнуть от преждевременного развития опоры? Закрепощение и потеря гибкости?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что-то все эти варианты в первом посте очень странные... Никогда о подобном не слышала. Опора - это намного более сложная штука и описать на пальцах это сложно. В целом же это адекватное ноте/интервалу усилие совокупности межрёберных мышц, мышц спины и мышц пресса при выдохе. Это можно сравнить с тем, что вы не поднимаете карандаш и тяжёлую сумку одним и тем же усилием мышц. Попробуйте поднять карандаш как сумку - это выглядит комично, также есть и разные ситуации на флейте (ноты, интервалы из них, разные регистры и т.п.) где усилие опоры разное. Какое именно применить к данной ситуации - это и есть опыт и профессионализм. На каждом этапе обучения тоже есть адекватное общее использование опоры. Грубо говоря начинающие не играют с такими же усилиями опоры, как профессионалы - их аппарат зреет постепенно, чтобы такой напор воздуха выдерживать. Опору окончательно ставят часто лишь в студенческие годы на первых курсах, когда сложность репертуара предполагает оптимальное её использование, в противном случае развивается много проблем.

А вот для того, чтобы опора на выдохе работала оптимально, очень необходим правильный вдох. Правильный вдох, если очень грубо и кратко, происходит только на расслабление. Мышц пресса в любую минуту напряжённых как камень быть не должно - это заблуждение старой советской школы (обсуждала это в том числе с Денисом Буряковым, учеником Должикова). Каменный пресс при вдохе - точно ошибка.

Если же процесс вдоха обсуждать длинно - то здесь открыта соотвествующая ветка. Правильный вдох играет огромную, порой чуть ли не самую важную роль в развитии возможности правильно использовать опору. Вот правильный вдох необходимо максимально освоить уже на самом начальном этапе обучения, так как это один из главных залогов того, что флейтовый аппарат будет здорóво и правильно развиваться. Правильный вдох невозможен без хорошей постановки корпуса! Поэтому осваивать это нужно в таком порядке: 1. постановка корпуса 2. правильный вдох 3. опора на выдохе

Очень помогло

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас