[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
Cascade

Первый год обучения у взрослых. Тембр.

Здравствуйте, уважаемые флейтисты.

В августе прошлого года купил флейту и решил научиться на ней играть. И сразу же понял, что об успешном самостоятельном освоении не может быть и речи. К счастью, начинался учебный год и я пошел в музыкальную школу на самоокупаемость. Приняли без проблем, хотя мне было 25 лет.

Сейчас летние каникулы и приходится заниматься самостоятельно - преподаватель не захотел дополнительно заниматься летом. Так совпало, что именно сейчас я стал особенно отчетливо слышать все несовершенство своего тембра.

Звук в первой октаве кажется «плоским», причем не только на самых нижних нотах, а на протяжении всей октавы. Абсолютно не устраивает, но я ничего не могу с этим поделать. Вторая и третья октавы более яркие, играть в них приятнее.

Могут ли подобные проблемы быть связаны с инструментом или на данном этапе дело исключительно во мне?

Флейта Amati AFL 214. Чтобы примерно представить мой уровень: сейчас играю сонату Ми минор Баха, «Сиринкс» Дебюсси, «Размышление» Массне. Заниматься стараюсь каждый день по 1.5-2ч.

Даже если играю без ошибок в тексте, в плане тембра все равно никуда не годится.

Может быть, есть какие-нибудь специальные рекомендации по улучшению тембра? Имеет ли смысл искать преподавателя, чтобы проконсультироваться именно по вопросам тембра, или кроме общих рекомендаций лучше держать опору и больше заниматься тут мало что можно посоветовать?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Cascade, слишком серьёзные произведения для первого года. И для второго, и для третьего:-). Хотя педагогу, конечно, виднее.

Имеет ли смысл искать преподавателя, чтобы проконсультироваться именно по вопросам тембра

Всегда имеет смысл и не только по вопросам тембра.

кроме общих рекомендаций лучше держать опору и больше заниматься тут мало что можно посоветовать

поищите по форуму. Вот, например, тема, которая может вам помочь

Share this post


Link to post
Share on other sites
Боюсь, что Парфен прав в том, что эти произведения не для начинающих. Играть их плохим звуком, по-моему, даже вредно для процесса обучения.
Наверное Ваш учитель хочет таким образом поддерживать Вашу мотивацию.
Что касается тембра, в голову приходят следующие базовые меры:
1) Выяснить хорошо ли у Вас поставлено дыхание. За почти год занятий по 1.5-2 часа в день можно приобрести хорошие навыки правильного дыхания. Посоветуйтесь с профессионалом, м.б. не обязательно преподавателем, просто духовиком.
2) Раздобыть здесь на форуме учебник "Тон" Тревора Вая ("Tone" by Trevor Wye) и заниматься по нему пока самостоятельно. Там очень простые задания и рекомендации. Знаю по себе их эффективность.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за совет. Сегодня прошерстил форум вдоль и поперек и узнал много полезного :-)

Буду признателен, если опытные флейтисты послушают мою запись и, может быть, дадут рекомендации, куда двигаться в плане улучшения звука. По своей собстенной записи понял, что зажато горло, из-за этого даже появляются лишние призвуки. Хотя во время игры не замечаю их. Может быть, еще что-то есть?

Извиняюсь за запинки, сыграть целиком гладко пока не получается.

http://rusfolder.com/41250396

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не так уж плохо для первого года обучения. Вполне себе.

Но есть ошибки, которые если вовремя не искоренить, дальше будут производить неприятное впечатление.

Звук на первой октаве у вас как раз еще ничего. Это вы сами решили или кто-то сказал что он плоский? Проблемы у вас идут со 2-й октавы как раз, и это типично.

Ваши основные проблемы:

1. Слабые динамические оттенки - crescendo-diminuendo, accelerando-rallentando. Возможно поэтому звук кажется плоским. Все слишком одинаково.

2. Неточно интонируете (попадаете в ноты). Если вы раньше не занимались музыкой, это типично и постепенно будет улучшаться. Можете заниматься с тюнером.

3. На второй октаве чувствуется зажатось амбушюра и, возможно, гортани. Напрягайте губы слегка, только чтобы сформировать апертуру. Чтобы расслабить и опустить гортань, делайте попытки глотка или зевка.

4. Не всегда правильно берете дыхание по тексту и слишком затягиваете вдох. Ну, второе постепенно улучшится, а вот с первым надо поработать. Расставьте галочки.

5. Есть проблемы на легато - звуки квакают, несильно, но есть. Больше играйте упражнения на легато, особенно до-ре, ре-ми, ми-фа# второй октавы.

Было бы неплохо посмотреть видео, круплым планом и с шеей, анфас и профиль. Чего там с постановкой?

Боюсь что ваш преподаватель делает немного для отмазки. И это понятно - с вашей самоокупаемости ему большой радости нет. Почему он отказался заниматься во внеурочное время - его дело, но все это показывает формальное отношение.

Кто вам подсказал сложные вещи? Или сами хотите. Сиринкс то точно рановато.

Оптимальный вариант - проконсультироваться с другим преподавателем, но это и так понятно. Лучше сто раз увидеть....

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я запись не слушала, нет возможности, но по моим наблюдениям очень частая проблема у взрослых начинающих - это зажатая челюсть. Такая проблема достаточно редко встречается у детей, в основном она возникает после ношения брекетов.

Челюсть, как и остальные части флейтового аппарата должна гибко реагировать на изменения параметров - регистра, нюанса, дыхания. У взрослых часто большое желание играть на флейте, а как известно когда мы чего-то очень хотим, мы сжимаем зубы и продираемся через трудности. К сожалению на флейте это приводит к очень странной форме зажатости и закостенелости в звукоизвлечении. Попробуйте поставить себе указательные пальцы на жевательные мышцы (это приблизительно ниже висков находится) и пооткрывать и позакрывать челюсть, чтобы почувствовать где они находятся. Теперь держите указательные пальцы на этом же месте и повесьте челюсть, как будто вы дурачок и у вас сейчас слюна потечёт. В идеале челюсть должна быть практически постоянно в достаточно расслабленном состоянии у начинающего, в процессе дальнейшего обучения она учится и более сложным реакциям на происходящее.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Звук на первой октаве у вас как раз еще ничего. Это вы сами решили или кто-то сказал что он плоский? Проблемы у вас идут со 2-й октавы как раз, и это типично.

Мне самому так кажется. Во второй октаве, по-моему, надо легче играть, и тут хотя бы понятно над чем работать. Снимать напряжение. А с первой так не получается.

2. Неточно интонируете (попадаете в ноты). Если вы раньше не занимались музыкой, это типично и постепенно будет улучшаться. Можете заниматься с тюнером.

Музыкой раньше занимался, но на таких инструментах, где сфальшивить невозможно.

Под тюнер для занятий пытался приспособить программы на компьютере и на телефоне, но они как-то странно себя вели. Специальные устройства подходят для этих целей лучше? Можете подсказать какие-то конкретные модели?

Было бы неплохо посмотреть видео, круплым планом и с шеей, анфас и профиль. Чего там с постановкой?

Постараюсь записать в ближайшее время.

Кто вам подсказал сложные вещи? Или сами хотите. Сиринкс то точно рановато.

"Сиринкс" сам хочу, а сонату и "размышление" преподаватель дала. А почему рановато?

Большое спасибо за советы :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подойдет любой тюнер, кроме чисто гитарных. Лучше, по-моему, те что без метронома, они дешевле. А метроном лучше механический. С ритмом у вас все нормально, поэтому необязательно.

- рановато, потому что сложно. Все нужно проходить постепенно увеличивая сложность, иначе закрепятся неправильные навыки. Жду видео , а также ищите преподавателя.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы очень способный к инструменту! У вас очень много интуитивно хорошего в постановке и вы удивительно свободно играете для взрослого начинающего. Вы также очень музыкальны, у вас хорошие уши. Пока вы лишь имитируете вибрацию, она у вас вот вот начнёт появлятся, на неё нужно бы поиграть специальные упражнения, это бы вам помогло и с дыханием. Я бы на вашем месте играла сейчас поменьше пьес, и побольше гамм и этюдов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пока вы лишь имитируете вибрацию, она у вас вот вот начнёт появлятся, на неё нужно бы поиграть специальные упражнения, это бы вам помогло и с дыханием.

Я чувствую, что вибрато не такое, как должно быть, но не пойму над чем работать. Оно должно быть чаще и не с таким большим размахом? А у пражнения на него разве есть какие-то, кроме как тянуть длинные ноты?

Я бы на вашем месте играла сейчас поменьше пьес, и побольше гамм и этюдов.

Может быть, посоветуете какие-то конкретные этюды? А то сейчас я их совсем не играю. Например, "30 виртуорных этюдов" Кёллера - слишком сложные или подойдут?

Большое спасибо за Ваш отзыв.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У Вас есть скайп, или страница в контакте? Напишите мне в скайп sirinx-elena, или сюда https://vk.com/sirinx Пришлю этюды, упражнения и пообщаемся.

Share this post


Link to post
Share on other sites

По видео.

Играете неплохо. Даже не верится, что это "годовалый" флейтист.

Ваши проблемы:

- ПОСТАНОВКА! Далеко не все профессиональные флейтисты придерживаются этого правила, но вам как начинающему нужно держать флейту горизонтально. Из-за завала флейты у вас возникает зажатость шеи.

Работая над рациональной постановкой, сделайте следующее:

-расположите флейту горизонтально,

-слегка отведите вперед правый конец флейты,

-возьмите ре 2-й окт.

-при условии, что середина лабиумного отверстия на линии клапана до 2-й окт, слегка вращайте флейту вдоль длинной оси от себя - на себя, найдите положение, при котором звук наиболее вас устраивает. Вы можете привернуть головку на себя, примерно до уровня расположения переднего края лабиума на середине клапана до.

Общая постановка корпуса - ровная, прямая осанка, не наклонятесь вперед. Правую руку чуть больше отведите от туловища.

2. Амбушюр. Губы перерастянуты, напряжены. Попробуйте сделать следующее - без флейты распопложите губы их нормальном, расслабленном состоянии. Потом чуть растяните углы рта, как бы в "презрительной" улыбке. В этом положении сформируйте апертуру (представьте, что во рту соломинка). Потренируйтесь сначала на головке, потом на флейте. Следите за напряжением губ, не зажимайте их.

3. Гортань. Потренируйтесь поднимать, а главное, опускать гортань - сделайте серию движений глоток - зевок. Не так важна гортань, как поднимающееся при зевке мягкое небо. Это увеличивает объем ротовой полости и улучшает звучание высоких нот - от ми 2-й окт и выше. В принципе, общее правило для всех духовиков и даже певцов.

Продолжайте работать гортанью, переустановив флейту горизонтально и расслабив шею.

Не прижимайте флейту сильно к подбородку - кажется, тоже это присутствует.

Сейчас вам нужно сосредоточиться не на технике и сложных пьесах, а доработать звук. Играйте что-то протяжное, хотя бы даже самое простое.

Общий вывод - видно, что вы очень любите флейту, и это прекрасно. Но не форсируйте, идите постепенно, паралельно совершенствуя и технику, и звук. Но все же звук - на первом месте.

Пока не фразируйте так активно движениями корпуса, это делается немного по другому. Попытайтесь сконцентрировать чувтсва внутри и выражать их только с помощью звука.

Не забывайте расслабляться!

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Простите, но ваши предложения молодому человеку по постановке флейты горизонтально, а также эксперименты с губами - по-моему совершенно ему не нужны. Держать флейту паралелльно полу - это заблуждение старой школы, он совершенно правильно держит инструмент чуть наклонив её. Про гортань согласна, хотя упражнение вы предложили странное.

Давайте не будем морочить человеку голову. Он отлично играет для первого года обучения и действительно очень любит флейту.

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конечно, Александра, я не буду с Вами спорить.

Корме того, быть может, что он все-таки напряжен и слишком форсирует обучение.

Если его самого что-то не устраивает, лучший выход - проконсультироваться с другим преподавателем. Живьем все видно лучше.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Программы для смартфона могут не очень хорошо работать. Пользуюсь таким тюнером SEIKO SAT501. Работает отлично. Перед покупкой тюнера стоит подудеть в него на флейте. Чтобы проверить, что звук флейты хорошо определяет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большое спасибо за советы. Постараюсь добиться расслабления гортани. По поводу движения корпуса - наверное, придется позаниматься перед зеркалом, чтобы их убрать.

В общем, я понял, что в основном все делаю более-менее правильно, а хороший звук - плод многолетних поисков. Немного жаль, конечно. Но, с другй стороны, этот поиск сам по себе тоже интересен :-)

Единственное, что пока вызывает у меня сомнения - стоит ли сейчас покупать новый инструмент за 50-60 т. р., или мой вполне приличный, и на качестве звука это особо не отразится.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Единственное, что пока вызывает у меня сомнения - стоит ли сейчас покупать новый инструмент за 50-60 т. р., или мой вполне приличный, и на качестве звука это особо не отразится.

Мой совет: не стоит. Если с инструментом всё в порядке механически, то продолжайте на нём играть. А в будущем кУпите себе уже инструмент более высокого уровня.

Прежде чем покупать инструмент задайте себе вопрос - зачем он мне нужен? Если на этот вопрос вы сами можете дать аргументированный ответ, то смело берите, в противном случае хорошего ученического инструмента (а ваша флейта как я понял, относится именно к этому рангу) вполне достаточно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Менять инструмент нужно, когда вы из него "выросли". А с такой флейтой люди и консу заканчивают. Ваш звук пока от нее точно не зависит ).

Движения не нужно убирать совсем и стоять как истукан. С помощью движений осуществляется "подача" (как у певцов. Их стоит делать соответственно фразировке.

Хороший звук - можно совершенствовать до бесконечности. Кстати, хороший музыкант всегда чем-то недоволен - значит, есть к чему стремиться.

И еще - так как вы человек молодой, у вас есть шансы поступить в учебное заведение. Планируете ли Вы заниматься флейтой профессионально?

(забыл еще про вибрато - попытайтесь осуществить колебания гортанью, хотя правильное вибрато - за счет колебаний брюшного пресса. )

Share this post


Link to post
Share on other sites

Только не гортанью...

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Прежде чем покупать инструмент задайте себе вопрос - зачем он мне нужен?

На данном этапе просто хочется резанаторы и Си-колено.

А с такой флейтой люди и консу заканчивают.

Неужели действительно? Я тут на форуме читал, что там требуют инструмент как минимум с серебряной головкой, а лучше полностью серебряный.

И еще - так как вы человек молодой, у вас есть шансы поступить в учебное заведение. Планируете ли Вы заниматься флейтой профессионально?

Пока что мне есть чему учиться в музыкальной школе, и такой вопрос не стоИт. Но, в любом случае, музыка для меня - не просто случайное увлечение. И если не удасться стать приличным флейтистом, то уж, по крайней мере, хороший, понимающий слушатель у вас будет :-)

А еще, к сожалению, в музыкальных училищах и ВУЗах напрочь отсутствует вечерняя форма. Так что серьезное музыкальной образование для работающего человека не доступно. Разве что заниматься частным образом. Но тут возникают сомнения, что хороший преподаватель найдет силы и время, чтобы взять дополнительного ученика с сомнительной перспективой.

Сейчас основаня цель - научиться играть достаточно хорошо, чтобы не стыдно было присоединиться к любительскому ансамблю или оркестру.

Помимо достижения определенного уровня исполнительского мастерства, есть и другие цели. Например, научиться читать нотный текст без инструмента внутренним слухом.

(забыл еще про вибрато - попытайтесь осуществить колебания гортанью, хотя правильное вибрато - за счет колебаний брюшного пресса. )

Я пробовал гортанью, но это звучит ужасно. )

Share this post


Link to post
Share on other sites

Прежде чем покупать инструмент задайте себе вопрос - зачем он мне нужен?

На данном этапе просто хочется резанаторы и Си-колено.

Если для вас это не такая серьёзная покупка (в финансовом плане) - покупайте. Но не ждите, что инструмент решит какие-либо ваши проблемы. И на мой взгляд, разумнее было бы подождать определённое время и купить себе инструмент тогда, когда вы "вырастите" из инструмента нынешнего.

К тому же, никто не мешает пробовать другие инструменты, набираться опыта и т.п. :-)

А еще, к сожалению, в музыкальных училищах и ВУЗах напрочь отсутствует вечерняя форма. Так что серьезное музыкальной образование для работающего человека не доступно.

Музыкальное училище - хороший вариант. Если у вас уже есть высшее образование, то заниматься будете только по музыкальным предметам. Некоторые сложности будут с расписанием теоретических дисциплин, но в целом, всё это преодолимо. Было бы желание.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я тут на форуме читал, что там требуют инструмент как минимум с серебряной головкой, а лучше полностью серебряный.

Поверьте, далеко не у всех студентов консы есть деньги на серебряный инструмент. И нормальный преподаватель на это будет смотреть в последнюю очередь. А к ненормальному... Лучше не ходить ).

Сейчас основаня цель - научиться играть достаточно хорошо, чтобы не стыдно было присоединиться к любительскому ансамблю или оркестру.

Помимо достижения определенного уровня исполнительского мастерства, есть и другие цели. Например, научиться читать нотный текст без инструмента внутренним слухом.

Вам уже сейчас нужно играть ансамблем или хотя бы под минус. Даже некоторые флейтовые школы рассчитаны на дуэты ученик-преподаватель (Чиарди, Йеней и др.). Это, кстати, прекрасно развивает и внутренний слух. Кроме того, вам необходимо заниматься сольфеджио. А способность читать нотный текст приходит с опытом.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Музыкальное училище - хороший вариант. Если у вас уже есть высшее образование, то заниматься будете только по музыкальным предметам. Некоторые сложности будут с расписанием теоретических дисциплин, но в целом, всё это преодолимо. Было бы желание.

У Вас был подобный опыт, или знаете людей, которым удалось таким образом совместить работу с учёбой? Очень интересно было бы подробней узнать.

Вам уже сейчас нужно играть ансамблем или хотя бы под минус.

Я ведь играю на занятиях с концертмейстером. Хотя, честно говоря, не очень люблю играть с фортепиано. Они там все плохо настроены. Поток фальшивых нот, который приходится перекрикивать )

Даже некоторые флейтовые школы рассчитаны на дуэты ученик-преподаватель (Чиарди, Йеней и др.).

Мне кажется, что преподаватель не согласится на такое )

Кроме того, вам необходимо заниматься сольфеджио. А способность читать нотный текст приходит с опытом.

Занимаюсь, сейчас беру частнеы уроки. Прогресс чувствуется.

Интересно, а через сколько времени люди начинают более-менее свободно читать ноты? Некоторые, конечно, так и не начинают, но это нерадивые ученики )

Вообще, я пришел к музыке с того, что стал сочинять, поэтому сольфеджио, а так же теоретические музыкальные дисциплины вызывают большой интерес. Правда вот времени и сил на всё не хватает, и не всегда после занятий флейтой остаётся желание петь номера или решать гармоническую задачку )

Share this post


Link to post
Share on other sites

Музыкальное училище - хороший вариант. Если у вас уже есть высшее образование, то заниматься будете только по музыкальным предметам. Некоторые сложности будут с расписанием теоретических дисциплин, но в целом, всё это преодолимо. Было бы желание.

У Вас был подобный опыт, или знаете людей, которым удалось таким образом совместить работу с учёбой? Очень интересно было бы подробней узнать.

Параллельно учился в ВУЗе и музыкальном училище. Закончил последнее уже обучаясь в аспирантуре. "Жёсткое" расписание было только у оркестровых занятий. Теоретические дисциплины я посещал с той группой, которая мне подходила по расписанию. Это, конечно, шаг навстречу со стороны администрации учебного заведения, но уверен, что любое училище на такое пойдёт. На некоторые предметы ходил только на экзамены, некоторые - зачёт автоматом по ВУЗовской зачётке. Конечно, были и особенно упорные педагоги, которые отказывались как-то идти навстречу. Одна такая особа - филолог с заочным образованием поставила мне по педагогике трояк:-) Несправедливо, но не смертельно. Благо, в ВУЗовском дипломе за все педагогики стоят отлично.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас