[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
asol

Дыхание - как по-Должикову и на практике?

Здравствуйте! Замечательный форум, спасибо создателям )) в детстве 2 года училась в муз.школе по классу флейты, сейчас снова приступила к занятиям. За это время многое забылось, постановка уже не та, какой нас учили (руки вверх и флейта параллельно полу), играть "на улыбке". Но это, я так понимаю, вопорс личного комфорта исполнителя. У меня злободневный вопрос по дыханию. Внимательно изучила ветки форума для новичков, но так и не понимаю, как все-таки правильно брать дыхание, хотя этому вопросу уделялось у вас большое внимание. Прочитала и Должикова, и Платонова, и Suzuki ... Насколько я поняла, Должиков отметает брюшое, грудное, грудо-брюшное дыхание, говорит о грудо-диафрагмальном.. Занимаюсь с учителем. Говорит, вдыхать в живот, те живот выпячен при игре. Дыхания при этом не хватает. Мой преподаватель, к сожалению, не уделяет этому много внимания на занятиях, говорит, что со временем все придет. Я же чувствую, что изначально неправильно делаю вдох ( Опытные товарищи, подскажите, пож-та, как же дышать. Должиков пишет, что надо в первую очередь напрячь мышцы пресса, затем делать вдох. У меня получается это сделать 2 способами - 1) выталкивая живот (тогда напрягаются нижние лобковые мышцы) - вдох получается вниз-вперед 2) втягивая живот и дыша строго перпендикулярно позвоночнику (вперед). Как правильно? когда вдыхаю носом ,все вроде получается, если дышу ртом - то поднимается грудная клетка. Нужно ли добирать воздух вслед за брюшной часть в грудную, вообще, как физически ощущается правильный вдох? Пожалуйста, просвятите, кто как дышит, если можно пошагово. Огромное спасибо всем за советы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вдох носом правильный, нужно стараться имитировать дыхание носом. "Звук" при вдохе должен быть низким и глубоким, а не "высоким". Для правильного вдоха также помогает сначала выпустить весь воздух до конца из лёгких (прямо до кислородного голодания, без флейты) и только тогда вдохнуть. В этой ситуации автоматически вдох будет правильным. На словах это объяснить трудно, вот скоро запись мастеркласса Адоряна подоспеет, он там о правильном вдохе и дыхании вообще говорил.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемая Асоль)

При правильном вдохе задействованы не только органы дыхания, но и язык, глотка, гортань, рёбра грудной клетки...по-этому необходимо сначала тренировать отдельные элементы, а потом объединять их в один процесс взятия вдоха)) Если делать всё сразу, то от вас слишком много будет требоваться физических приёмов, которыми вы пока не владеете...но без одного даже элемента, вся система будет рушиться.(( Что же делать в этом случае? Нужно изучить по отдельности все элементы. А потом пытаться по очереди соединять их. Элементы такие.

1)Вы представляете место положения ремня по окружности талии? Вот эту самую окружность необходимо раздвинуть во всех направления, особое внимание уделяя области спины и боков) Возьмите себя руками за эти места, чтобы лучше почувствовать работу мыщц.

2)Когда это станет получаться, попробуйте одновременно с этим набирать туда воздух (через нос, дыхание при этом может быть шумным)...следите чтобы он не заходил выше талии.

3)Открытие горла -следующая ступенька.(об этом посмотрите в разделе "Записи" мастер-класс Елены Исаевой, там я очень подробно об этом рассказываю, не хочется повторяться)

4) Раскрытие грудной клетки. Очень важно, чтобы грудная клетка была открыта, те верхние рёбра должны быть раздвинуты) Что бы это почувствовать, поднимите руки вверх и потянитесь, потом опустите руки и, а грудь оставьте в том же положении.

5) Далеше нужно объединять вдох, грудн клетку и открытое горло. (об этом см. в разделе "Педагогика" -"Программа обучения Елены Исаевой"-"Рабочая тетрадь начинающего флейтиста" Там все упражнения расписаны подробно)

И, конечно, я полностью согласна с Сашей Грот по поводу выдоха перед вдохом.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно прочитать про дыхание. Но вот вы все говорите о глубоком вдохе, и я с детства у Должикова как раз этой привычкой и обзавелся - вдыхать до конца, с полной загрузкой на 100%, и всегда. Но ведь это далеко не всегда необходимо во время игры. Мне кажется, нужно тоже уделять внимание маленьким вдохам - они ведь не менее важны. Во время игры бывает очень часто, что нужно только чуть-чуть подхватить дыхания, и вовсе не обязательно заполнять легкие целиком.

А asol хочется посоветовать не перестараться. Мне кажется, дыхание - это достаточно натуральный процесс, и огромных мышечных усилий тут не требуется. Главное помнить - в животе воздуха нет, он только в легких. Ниже ребер уже идут другие органы, и вдыхать ими не получится :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне педагог советовала брать воздуха сколько,сколько могу удержать. Обычно,много его и не нужно. Главное-уметь его грамотно расходовать,не "дуть" в инструмент.Можно и малым количеством воздуха играть большие фразы на объемном звуке. :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

и как это делать? как играть объемным звуком большие фразы....

Share this post


Link to post
Share on other sites
и как это делать? как играть объемным звуком большие фразы....

Попробуйте психологический прием:

1) Подготовительный этап: сделайте без флейты правильный вдох, поставьте на опору и не выдыхая постойте в этом состоянии, запомните что вы при этом чувствовали.

2) Начинайте выдыхать, при этом ДУМАЙТЕ о том, что вы вообще не выдыхаете, а просто ничего не делаете. Оставляйте себе ощущения как в 1).

3) Попробуйте с флейтой. Когда у вас получается это чувствовать, попробуйте при игре подумать и почувствовать, что вы не выдыхаете, а ВДЫХАЕТЕ (ну, или пьете, может и так). При этом еще и горло открывается непроизвольно. А дыхание становится поистине безграничным. Вокалисты это называют "выдыхать в позиции вдоха".

Share this post


Link to post
Share on other sites
и как это делать? как играть объемным звуком большие фразы....

Одно слово - опора! А за объяснениями не ко мне... :-(

Vincent Lucas (ассистент Шерье) тоже учил вдыхать во время выдоха - для удлиненния фразы точно работает, хотя я лично забыла к сожалению об использовании этого дела довольно быстро после того, как от него это услышала, но помню, что ощущение было реально интересное!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это я сама придумала :-)B-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Про опору:

Сыграйте на легато интервал соль1 - соль3 (или еще более высокую ноту). Если у вас это получилось, значит в момент взятия соль3 (Бастилии :-) ) у вас мягко опустилось что-то внутри и повысилось внутрибрюшное давление. Это усилилась опора (или возникла, если ее не было на соль 1).

Легко почувствовать опору зайдя с серьезными намерениями в туалетную комнату. Или в роддоме (кому приходилось). Еще метод: решительно быстро подойдите и попробуйте приподнять пианино. Отметте свой вдох и опору - все будет правильно. Проверьте себя - вдохните, зафиксируйте опору внутренним движением вниз и поговорите - звук голоса будет сдавленным, кряхтящим. Но это все крайние меры, чтобы понять. Реальная опора на флейте меньше, не так утомляет и позволяет свободно выдыхать. А то явление перезакрепления опоры тоже может возникнуть.

Образ: Рука - это ваше дыхание. Вытяните руку вперед на уровне плеча. Подержите. То, что не дает руке падать - опора. Теперь проведите рукой горизонтальную линию слева на право, как будто ведете звук. Рука должна свободно двигаться. Если рука двигается с трудом (зажата) - это образ "переопоры".

Маленькая, но важная деталь - сначала возьмите правильный вдох и только в следующую секунду отдельным движением поставьте на опору, пока учитесь, не пытайтесь делать одномоментно, потом придет автоматизм.

Большая важная деталь - научившись ставить опору, мы научимся играть ровный и длительный "продолжительный звук". Это только первый этап. В мелодии из разных звуков нужно учиться гибко менять опору. Опора не должна быть статической, она должна быть динамической. Это легко прочувствовать, сыграв восходящий широкий интервал. Опора позволяет управлять скоростью и объемом воздушной струи. Чтобы звучало ОДИНАКОВО ровно (выровнялись регистры по тембру и динамике, озвучились мелкие длительности и т.д.), нужно дуть все время ПО-РАЗНОМУ. Тогда и перерасхода дыхания не будет, и будет оно вас радовать своей бесконечностью.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас