[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
sergtheyanger

Как строить домашние занятия? (2й год обучения) Упражнения

У сына второй год обучения на большой флейте. Как лучше строить домашнюю работу с ребенком?

В идеальном случае (это возможно по расписанию примерно 3 дня в неделю) мы занимаемся так: 20-30 минут тянем звуки по хроматической гамме:

-сначала по 1 на полное дыхание,

-затем лигуя по 2 предельно медленно,

- затем трелеобразными фигурами по 4

- затем весь звукоряд ломаными октавами/двойными октавами;

Потом 20-30 минут (иногда до часа) играем гамму со всем хозяйством;

Затем этюды от 30 минут до часа

И далее работа над произведениями, оптимально — около двух часов, минимум — час.

Всего получается 3,5-4,5 часа (Это плохо? Много? Или нормально?) Меньше уложиться у нас не получается :-( — Если в начале занятия не потянуть как следует звуки, то всё остальное не идет вообще. Мне кажется, что это многовато и занятие можно как-то оптимизировать. тем более, что, к сожалению, далеко не во всякий день такой запас времени у нас реально есть.

Когда же есть только 2 часа, мы сокращаем вторую половину - произведения (только проигрываем по разу для поддержания), но не сокращаем гаммы и этюды (за исключением периода перед экзаменами/выступлениями — тогда, конечно, после гаммы сразу работаем над тем, что будет играться на сцене в ближайшее время)

А вот когда есть всего лишь час, я вообще не знаю, как им лучше распорядиться. По логике, надо бы только звуки и гаммы, но так можно программу растерять.

В общем, посоветуйте, пожалуйста, как лучше организовать время и что делать, когда его мало или очень мало!

И в частности, вопрос: как лучше "разгреться", если времени мало, а надо учить именно произведение для выступления? Потому что на данном этапе если он начинает сразу с пьесы, звук не идет.

Может быть, есть какие-то мимические упражнения для губ, которые могут помочь быстрее включить аппарат?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы слишком долго и неэффективно играете упражнения! Этюд вероятно для такого возраста слишком сложный, если им так долго приходится заниматься.

Упражнения можно уложить за полчаса, но нужно знать какие точно. Я недавно составила такой экспресс метод для ученика на 5м году обучения. Для второго года обучения - 20 минут упражнений + 10 мин гамм было бы наиболее целесообразно. Больше этого играть бесмыссленно - голова отключается, и появляется лишняя усталость. За полчаса аппарат разыгрывается на верных упражнениях без проблем. Упражнения надо играть не вообще, а на те проблемы, которые в данный момент нужно решать. Поэтому для того, чтобы определить уровень и эти проблемы - нужно знать ученика, как минимум послушать его запись на минуты три.

Этюд на таком уровне можно играть по одному в неделю, но соотвествующей сложности. То есть ребёнок должен смочь уже на второй день занятий довольно сносно играть текст. Если этого не происходит - этюд слишком сложный. На втором году обучения этюд может занимать не больше полстранички. Учить такой этюд можно минут десять-пятнадцать максимум.

Оставшееся время нужно тратить на произведения. Общая продолжительность занятий в этом возрасте мне кажется не должна превышать двух часов. С как минимум двумя-тремя паузами по 10-15 минут - между упражнениями и этюдом, между этюдом и одним произведением, между одним и другим произведением например. То есть если духовик (это к пианистам и струнникам не относится) имеет в распоряжении три часа - то позанимается он из них чистого времени где-то два, это нормально. То есть я имею ввиду для Вас конкретно: два часа занятий = чуть менее полутора часов чистой музыки + две-три паузы. Это и будет очень серьёзно и оптимально.

2 пользователям понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я совершенно согласна с Сашей. Мои начинающие в качестве разыгрывания играют следующие упражнения:

1) Продолжительные звуки

2) На крещендо и диминуэндо

3) На вибрато

4) Флажолеты

5) Октавы (все)

6) На атаку

7) Трели

Это занимает не более 15 минут. А если сыграть все без остановок-даже 10.

Все внимание не на количество, а на качество.

Упражнения рассчитаны на среднестатистического ребенка - который занимается дома сам, без родителей, и конечно, стремится побыстрее перейти к приятным заданиям.

По моему опыту большое задание только понижает мотивацию, и ребенок вообще перестает его выполнять. А на минимуме, но с головой, развиваться можно.

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites
На вибрато

4) Флажолеты

Начинающие? А с какого же времени у Вас осваивается вибрато и флажолеты? Или: сколько лет ученик называется начинающим?

Про трели очень заинтересовало: Вы даете упражнения на все аппликатурные варианты трелей? Как выглядит такое упражнение? Есть нотные упражнения специально на трели?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Саша, спасибо большое!

Вы слишком долго и неэффективно играете упражнения!
Упражнения можно уложить за полчаса, но нужно знать какие точно. <...>Для второго года обучения - 20 минут упражнений + 10 мин гамм было бы наиболее целесообразно.

У нас примерно так и выходит: 20-30 мин. на упражнения.

Этюд вероятно для такого возраста слишком сложный, если им так долго приходится заниматься.
Этюд на таком уровне можно играть по одному в неделю, но соответствующей сложности. То есть ребёнок должен смочь уже на второй день занятий довольно сносно играть текст. Если этого не происходит - этюд слишком сложный. На втором году обучения этюд может занимать не больше полстранички. Учить такой этюд можно минут десять-пятнадцать максимум.

По Вашему описанию похоже, что сложность по тексту соответствует: разбирает новый этюд он быстро, минут 20-30 в зависимости от длины (с листа читает хорошо). А вот потом всё и начинается... Работа над качеством звука, точностью штриха у нас получается о-о-о-чень долгой.

Второе отличие от Вашей схемы: у него обычно не бывает по одному этюду. К техническому зачету за первую четверть он готовил 4, все на разные задачи, и все их нужно было "держать тепленькими". И вот они наши 4х15/20мин=1час и более. Ну, во 2-й четверти, к счастью, нет технического зачета, и как раз будет получаться по 1 этюду в неделю-полторы со "сдачей" в классе.

То же и с гаммами: на зачет (одновременно с этюдами) их идет 4 штуки. Во второй четверти, которая только что началась, начали учить новые гаммы, т.е. пока взяли одну, но зато добавились новые штрихи, так что в первый день он копался с новой гаммой ровно час, пока в голове уложил :-( Но если качественно проработать даже одну гамму со всеми формами и штрихами, у нас выходит полчаса, как ни крути. Может быть, слишком много форм ему дают? Или можно играть не всё каждый день?

За полчаса аппарат разыгрывается на верных упражнениях без проблем.

Вот, спасибо! Всё же полчаса, а не 10 минут, как пишет ОМ. У нас, к сожалению, за 10 минут только-только удается то, что я называю "раздышаться", и сделать послушными губы. Каждый день это пока что происходит как будто заново. Это нормально?

Общая продолжительность занятий в этом возрасте мне кажется не должна превышать двух часов. С как минимум двумя-тремя паузами по 10-15 минут - между упражнениями и этюдом, между этюдом и одним произведением, между одним и другим произведением например.

Понятно, вот это — хороший ориентир, большое спасибо!

Но если произведений одновременно 4 (как было сейчас), и все четыре (2х2) готовились для выступлений, то куда было деваться? Или мы просто не должны соглашаться на такие объемы нагрузки, которые от него требуют в школе? (Вся "беда" его, что он очень быстро учит новый текст, очень обязателен по натуре и адекватен на сцене, потому его, в общем-то, можно сказать, "эксплуатируют" , в том числе, в ансамблях.)

для Вас конкретно: два часа занятий = чуть менее полутора часов чистой музыки + две-три паузы. Это и будет очень серьёзно и оптимально.

Большое спасибо, "в мирное время" будем ориентироваться на это.

Скажите пожалуйста, а если из-за объема материала никак нельзя уложиться, является ли выходом из положения заниматься дважды по два часа в день? И нормально ли в случае, если по ситуации нужно сделать акцент на работе над произведениями, ограничиться только 20-минутным разогревом на упражнениях и потом сразу переходить к пьесам? (Вот я уже вижу, что на 3-ю четверть у него получается завал работы: технический зачет (4 гаммы+3-4 этюда) и к выступлениям: 1 пьеса соло и 3 в различных ансамблях. После чего до весеннего экзамена останется месяц, следовательно, экзаменационную программу тоже надо начинать учить не позднее зимних каникул.)

Ничего запредельно сложного он не играет, обычные вещи по возрасту. Но много всего набирается. Или "послать ансамбли лесом"? Но неудобно перед учителем, и, кроме того, ему самому очень нравится. В общем, я теряюсь. Или переусложняю проблему и надо ориентироваться на ребенка, который спокойно и с удовольствием занимается? (Поясню: ребенок растет в семье клавишников :-( — для нас-то с детства 3-4 часа занятий — как само собой разумеющееся дело... Его нагрузок я просто не могу оценить адекватно. А он послушный и любит играть :-?? .)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Начну с конца:

Духовики не пианисты, во время игры на духовом инструменте по-другому работает сердце, по другому работают лёгкие - это общая нагрузка на весь организм, а не только на руки. Поэтому, по моему опыту знаю, что заниматься без перерыва подряд не отрывая инструмента невозможно более 10-15 минут. Заниматься без паузы минимум в 10 минут невозможно больше часа. В детском возрасте эти промежутки ещё меньше, через каждые полчаса должна быть ощутимая пауза, чтобы избежать перенапряжения. Короткие паузы важны и их надо делать часто - как только возникнет потребность. Поэтому увеличивать количество занятий в таком возрасте и на таком уровне более двух часов - бесмыссленно, и ни к каким результатам, кроме усталости и отвращения не приведёт...

Полчаса на разыгрывание занимает у всех - и у детей, и у профессионалов, это совершенно нормально. Из ваших упражнений я бы убрала многое, и оставила -

1. длинные звуки легато по две целых ноты, спускаясь от до второй октавы вниз по хроматике. Темп четверть = 60 (это не будет полным дыханием, но это не нужно и только измождает). Если не довольны первым проходом - можно повторить ещё раз. Это занимает 5 минут.

2. Октавы. Также по две целые ноты темп четверть = 60. Начиная от до первой октавы, заканчивая октавой до3-до4. Выше в таком возрасте не надо, но до четвёртой октавы в упражнениях на октавы вполне хорошо освоить. Это займёт 10 минут. После этого упражнения целесообразно сделать паузу минут на 5.

3. Какое-то упражнение-вокализ. Такие упражнения идут обычно в чуть более подвижном темпе, чем длинные ноты и используют звуки арпеджио. Например такт на три четверти восьмыми, темп четверть=60: до1-ми1-соль1-до2-ми2-соль2 | фа2-ре-2-си1-соль1-фа1-ре1 | доооо (половинка с точкой). Играть таких от пяти разных звуков, каждый день от разных (например первый день от до1, до#1, ре1, ре#1, ми, а на следующий день начиная от фа и т.д.). Это должно занять 5 минут.

Итого упражнений: 20 минут

Гаммы играть каждый день первый раз всегда легато, а второй раз - меняя артикуляцию, но только по одной артикуляции в день. Это не должно занимать больше 10 минут.

Этюд играть тоже по одному в день, при этом ставя и выполняя одну задачу каждый день. Например: сегодня разобрать текст этюда. Завтра сыграть этот текст более или менее приличным звуком. Третий день - более уверенные штрихи. А не заниматься всем сразу, желая сделать за один день всё идеально.

Также с произведениями. Одно произведение в день и одна задача в день.

Мне ваша программа не кажется завалом. Ансамбли - это очень важно, их нужно играть.

Вообщем ответ прост - не играть каждый день всё. Ставить по одной маленькой задаче в день.

2 пользователям понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за тему. У меня те же вопросы. Но о гаммах: мне задают их играть по образцу, указанному в Школе Платонова (разными длительностями и штрихами плюс арпеджио трезвучий). Это неправильно?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Аня - это и есть твои упражнения! Это не только не неправильно, а очень хорошо. Больше чем это тебе делать не нужно. Каждый педагог решает по своему - какую систему разработать. Главное, что бы хоть какая-то была ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Но я играю 4 гаммы в день всеми этими штрихами - деташе, стаккато и легато и длинные звуки. Можно 4 гаммы? А октавами не играю. И нет упражнений на трели. Можно узнать подробнее об этих упражнениях? Простите, что спрашиваю, но мой учитель так перегружен, что стыдно его дергать по всем моим вопросам, их слишком много.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Про трели ничего не знаю - таких упражнений никогда не играла.

Мне кажется лучше чередовать по одной гамме в день. Перед гаммой хорошо бы минут 15 поиграть упражнения - при этом накидывайтесь на меня, но я скажу один раз и навсегда следующее:

Тянуть по одному звуку до конца дыхания - хоть и обладает огромной традицией в нашей стране, но не является продуктивным занятием длинными нотами. Длинные ноты целесообразно играть в сочетании минимум двух звуков легато.

Для начинающих интервал между этими двумя звуками обычно составляет либо тон, либо квинту (например ход до1-со1-до2), либо октаву. Каждый звук - целая нота, темп четверть = 60. Сочетаний масса, каждый педагог выбирает своё.

Например можно посмотреть упражнения, которые мне давали во Франции, первые из них подходят для начинающих ссылка

Share this post


Link to post
Share on other sites

Саша, спасибо за упражнения! Я от них в восторге! И теперь понятно про октавы и целые ноты по две. В смысле, ясно, какое расстояние между парами нот и т.п.

Спасибо!!! @};-@};-@};-

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сашенька, большое спасибо за подробный разбор занятия и отличные французские упражнения :ymapplause: .

И еще: очень приятно было обнаружить там комментарий:

"Каждый день первые ноты, которые мы извлекаем на нашем инструменте это сюрприз: есть сегодня звук или нет...

Таким образом, для начала, следует разогреть всю нашу дыхательную и мышечную систему - не форсируя и вначале не ища красивого звука. Нужно хорошо дышать, нигде не форсировать и звук придёт сам. "

У нас каждый день начинается с таких мыслей и таких действий, и каждый раз я думала, что мой ребенок — "неправильный" :-) А оказывается — не он один...

Упражнения, кстати, очень близки к тому, что мы играем:

Он играет длинными нотами по две именно хроматическую гамму на весь диапазон — сначала целыми, потом трелеобразно, точно так, как указано в упражнениях.

Т.е. нам нужно отменить предшествующие бревисы по одной штуке и просто сразу начинать с лигатур по две.

Вокализ мы сейчас играем по диатонике: вверх c-e-g-h вниз c-a-f-d вверх d-f-a-c вниз d-h-g-e вверх e-g... и т.д., от С4 — вниз обращением начального порядка.

Октавы играем по-другому, с crescendo к верхнему звуку, скачок к нему — легато: С1-С1-С2-С1 Сis1 Cis1-Cis2-Cis1 etc. до С4 и затем вниз в обращении С4-С4-С3-С4, с diminuendo на нисходящем скачке.

Эта штука очень помогла ему прочувствовать смену позиции. Так совсем неправильно? Или имеет смысл, но только ПОСЛЕ того, как сыграть простыми медленными октавами? (Мы играем свои октавы после проходки по хроматизму трелеобразными секундами.)

А вот про квинто-октавы нам никто не говорил :-( Как это, однако, правильно!

И вокализ тут отличный, с хроматикой и во всех тональностях. Нам, как я поняла, пока что нужно играть каждое звено на одну октаву, а не на полторы?

Еще раз спасибо! :-):ymapplause:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Он играет длинными нотами по две именно хроматическую гамму на весь диапазон — сначала целыми, потом трелеобразно, точно так, как указано в упражнениях.

Т.е. нам нужно отменить предшествующие бревисы по одной штуке и просто сразу начинать с лигатур по две.

Да, при этом не играть на весь диапазон, а только в нижней октаве. Это первое упражнение служит не для звука - а для расслабления и разыгрывания. Звук будете искать на октавах. Если пройтись по всему диапазону лигатурами по две (что я например делаю по упражнениям Сонорите Моиза) - уже уходит около 20 минут, и это уже самостоятельная трудная работа, которая ребёнку в таком возрасте ещё слишком большая нагрузка (ну или октавы уже не надо после этого делать, а переходить сразу на гаммы).

Вокализ мы сейчас играем по диатонике: вверх c-e-g-h вниз c-a-f-d вверх d-f-a-c вниз d-h-g-e вверх e-g... и т.д., от С4 — вниз обращением начального порядка.

Ваш вокализ похож на упражнения Райхерта. Мы их тоже играли в консерватории. Выберите один тип вокализа в день. Обычно для ребёнка лучше какой-нибудь покороче, например тот, который он сможет на одно дыхание сыграть. Но это не принципиально. Ваш также хорош. Просто не надо переусердствовать со всем этим по количеству.

Октавы играем по-другому, с crescendo к верхнему звуку, скачок к нему — легато: С1-С1-С2-С1 Сis1 Cis1-Cis2-Cis1 etc. до С4 и затем вниз в обращении С4-С4-С3-С4, с diminuendo на нисходящем скачке.

Эта штука очень помогла ему прочувствовать смену позиции. Так совсем неправильно? Или имеет смысл, но только ПОСЛЕ того, как сыграть простыми медленными октавами? (Мы играем свои октавы после проходки по хроматизму трелеобразными секундами.)

Очень хорошо - но надо принять во внимание, что это повышенная трудность, по сравнению с простыми октавами. Опять же - такое упражнение не стоит играть каждый день - да ещё и вместе с проходом по всему диапазону с длинными нотами!! Это слишком утомительно! Я вообще удивляюсь как Ваш ребёнок после этого этюд и гамму может играть, не говоря уже о произведениях :-(

А вот про квинто-октавы нам никто не говорил :-( Как это, однако, правильно!

Да, это хорошая вещь. Играть её нужно вместо октав, а не после них.

И вокализ тут отличный, с хроматикой и во всех тональностях. Нам, как я поняла, пока что нужно играть каждое звено на одну октаву, а не на полторы?

Нет, играйте как написано. Я просто неточно выразилась постом выше. Я имела ввиду не играть больше пяти таких вокализов в день, от пяти разных нот, каждый день от разных.

Вообщем вкратце мой совет таков, играть каждый день:

1. Начать с первого упражнения Флоранс, при этом играть точно как написано (только в нижнем регистре)

2. Сыграть один из типов октав (ваш, или простые, или квинто-октавы) на весь диапазон

3. Сыграть один из типов вокализов (ваш, или тот, что в этих упражнениях)

После этого играть гамму. Вместе с гаммой не превышать 30 минут общего времени (включает в себя две паузы по пять минут)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Гаммы играть каждый день первый раз всегда легато, а второй раз - меняя артикуляцию, но только по одной артикуляции в день. Это не должно занимать больше 10 минут.

Хорошо, конечно, но вот какая у нас проблема:

При каждой гамме (а точнее — в каждой тональности) у нас положено играть целый набор (и весь он, кроме штрихов, идет на зачет):

[*]гамма на 2-2,5 (до V cтупени)-3 октавы(в зависимости от тональности, сколько влезает в диапазон инструмента),

[*]тоническое трезвучие (то, что у пианистов называется "длинное арпеджио") на столько же октав,

[*]арпеджио на тонике,

[*]доминантсептаккорд в виде длинного арпеджио,

[*]доминантсептаккорд короткое арпеджио,

[*]уменьшенный вводный длинное,

[*]ум.вв. короткое арпеджио.

Все эти 6 пунктов — сначала деташе, потом легато.

Именно так гамма сдается на зачете, и так, в полном комплекте, приходится это учить дома, иначе на зачете он просто не воспроизведет всё по порядку без остановок, сомнений и путаницы. :-??

А на уроке после всего этого хозяйства собственно гаммы еще играются терциями деташе и легато, двойным языком с группировкой по 2, 3, 4 и 6(=3х2) , и со штрихами. Вот здесь мы, к счастью, точно можем ограничиться одной задачей в день. Но не в зачетном ассортименте.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1. Начать с первого упражнения Флоранс, при этом играть точно как написано (только в нижнем регистре)

2. Сыграть один из типов октав (ваш, или простые, или квинто-октавы) на весь диапазон

3. Сыграть один из типов вокализов (ваш, или тот, что в этих упражнениях)

Ура! Спасибо огромное! Это компактный и убедительный план на каждый день, так и будем делать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хорошо. Это классический набор русской гаммы. Кстати как выясняется мы все играем гаммы по сборнику ... Фёдора Степанова, первого русского профессионального флейтиста! А вот французы привыкли гаммы играть по-другому - по методе Таффанеля/Гобера. Но зачёт есть зачёт, и надо играть так, как принято.

В наших гаммах - доминантсептаккорды, трезвучия и их обращения - и есть вокализы. Так что первый вывод: при игре гамм с обращениями трезвучий и септаккордов вокализы перед этим играть не нужно! Но за качеством "вокализа" нужно следить и в гамме. То есть пункт "3" моего предложения отпадает.

Следовательно остаётся два пункта:

1. игра литагурами по две в нижнем регистре нисходящей хроматики, для разогрева мышц

2. Один вид октав (или квинто-октав, или ваших октав)

После этого ваша гамма. Одна в день. Кстати очень поможет в таком возрасте, если гамму играть по нотам! Но вот где их взять... Этого я не знаю!

Ну вот. Это довольно эффективно, и вполне достаточно, уверяю вас! Одна только гамма в таком вот виде накладывает большую нагрузку на аппарат.

Пожалуйста не мучайте ребёнка сверх меры :x

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я вообще удивляюсь как Ваш ребёнок после этого этюд и гамму может играть, не говоря уже о произведениях :-(

Не знаю. :-?? Он ни разу не говорил, что его это утомляет. Ему самому нравится возиться со звуком. И чем дольше он поиграл упражнения, тем лучше потом звук на произведениях, это очень ясно слышно, потому мне и не приходило в голову, что такое может быть вредно.

Перерывы он, конечно, делает. Указывая тут длительность блоков занятия, я имела в виду только их чистое время. А так между блоками он и книжку почитает, и в мячик поиграет, и кота помучает, как-то не было заметно, чтобы его занятия тяготили. Вот первые полгода — уставал очень, больше всего жаловался, что тяжело просто стоять и держать флейту навесу. А потом вдруг в какой-то момент сказал, что ему стало легко и удобно, перестал класть флейту и садиться каждые 5 минут отдыхать.

Share this post


Link to post
Share on other sites
А потом вдруг в какой-то момент сказал, что ему стало легко и удобно, перестал класть флейту и садиться каждые 5 минут отдыхать.

:ymapplause::ymapplause::ymapplause:

Поздравляю!!!!

Значит ребенок поймал свой fun

Share this post


Link to post
Share on other sites

Саша, мы опять с вопросом... :-s

Стали играть упражнения по Вашей схеме: октавы сразу после "длинных нот на дыхание" (по Флоранс).

И — ничего не получается! %-(

Т.е. если от начала занятия сыграны только нисходящие длинные ноты в 1-й октаве, то восходящие широкие интервалы — октавы, квинты — у него качественно не звучат. Стабильный объемный звук на широких интервалах "просыпается" только после того, как ребенок пройдет свой привычный начальный набор: после 1-й октавы вниз — хроматическая гамма легато на весь диапазон, притом, сначала снизу вверх и только потом сверху вниз. И вот после такой плавной проходки по всему диапазону он уже может свободно играть широкие интервалы.

Если для октав требуется такая существенная разминка, это значит, что у него что-то принципиально неправильно? :-??

Share this post


Link to post
Share on other sites
Если для октав требуется такая существенная разминка, это значит, что у него что-то принципиально неправильно? :-??

На счет "принципиально-неправильно" - не знаю, однако по вашим высказываниям могу предположить, что звучание интервалов, гаммы всех видов, этюды и т.д - не анализируются должным образом.. Это просто здорово, что ребёнок так бысто схватывает и учит наизусть!!! Лет 5 назад к нам в город приезжал Алексей Волков - кандидат искусствоведения, зав. дух. секции ЦДМШ. и т.д... так вот, он высказал мнение о первоначальном разборе по всем видам музыкальной деятельности (и не только!!). По его мнению - первоначально разбор должен быть произведен и ПРОАНАЛИЗИРОВАН очень внимательно, потому что первые так сказать впечатления остаются очень глубоко в памяти, в т.ч. и моторной!!! А. Волков также рекомендовал как можно тщательнее анализировать свою деятельность, т.е. работать первоначально - "Над каждой нотой" . Такая методика существует у пианистов и струнников. Струнники каждую ноту "вбивают в позицию" и анализируют каждый шаг!! И вообще известно, что "работа с головой" не может продолжаться долго!! Мозг быстро устает!! Больше чем 40 минут таких занятий человек ( а ребенок тем более !!!) не выдерживает!!

Даже если вы занимаетесь 20+20+20 минут подряд "с головой" - это уже огромная нагрузка на серые клеточки!!но при таких занятиях - результат не заставит себя долго ждать.. :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Такое впечатление, что ребенок не совсем поймал "ощущение" октав или - их "позиций".

Ну, "глобально" это, безусловно, именно так: срок занятий еще невелик (15-й месяц), при условии, что осязательно-моторные возможности — увы, отнюдь не сильная его сторона. Хорошие у него только уши и... характер :-??

Но у меня четкое впечатление, что у него пока что именно не сразу "просыпаются" губы и опора, особенно — утром. Потому что через 7-10 минут медленного поступенного легато широкие интервалы тоже начинают получаться. Поэтому и возникает вопрос: у него что-то неверно принципиально — или на данном этапе такая особенность допустима и со временем постепенно исчезнет?

(Хочу пояснить: под "не получается" я имею в виду не то, что он не может сделать передувание и попасть на ноту вообще, — нет, ноту он берет сразу, — а то, что нота, берущаяся скачком, у него в начале занятия получается "шершавой", сиплой, "сдавленной". А после нескольких минут разыгрывания качество звука в плавных ходах и скачках выравнивается, тембр становится управляемым (настолько, насколько на данном этапе ему это доступно вообще). Между тем, согласно "раскадровке" Флоранс предполагается, что октавы должны уверенно получаться сразу же, с первых минут занятия)

Если для октав требуется такая существенная разминка, это значит, что у него что-то принципиально неправильно? :-??

На счет "принципиально-неправильно" - не знаю, однако по вашим высказываниям могу предположить, что звучание интервалов, гаммы всех видов, этюды и т.д - не анализируются должным образом...

...как можно тщательнее анализировать свою деятельность, т.е. работать первоначально - "Над каждой нотой" . Такая методика существует у пианистов и струнников. Струнники каждую ноту "вбивают в позицию" и анализируют каждый шаг!

Конечно, не могу изнутри процесса судить объективно и тем более не могу судить профессионально, ибо не духовик, но цели мы с ним ставим именно такие (ну, только не "вбивание", а "впевание" или "врастание" в позицию), и именно такое отношение вызывает потребность так долго возиться со звуком в упражнениях. (Я-то как раз клавишник :-s — зануда, педант и мучитель).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Согласна с Натой (которая для справки кстати является педагогом Арсения Цоя, если Вы ещё не знакомы).

Невозможно ответить на такие вопросы не услышав ребёнка. Я часто слышу в Ваших словах страх того, что что-то неправильно. "Неправильно" быть должно! Для того человек и занимается, чтобы это "неправильное" улучшить. Если бы мы все играли всё правильно, так и заниматься не надо было бы :-B

Приведу собственный пример. Вот например в июле месяце я решила, что я хочу улучшить стабильность звука в нижнем регистре. Поискала на это упражнение, и нашла, что упражнение на нижний регистр из Сонорите Марселя Моиза мне очень в этом поможет. При этом это упражнение у меня вначале не получалось. Позанимавшись им в течении месяца по 10 минут каждый день, оно начало получаться, вместе с этим стабильность нижнего регистра сильно улучшилась.

Освоив то упражнение и добившись желаемого результата в звуке, я сейчас перешла на улучшение стабильности регистров в скачках на большие интервалы - это мне нужно для пьес Цыбина. Начала я направленными на это упражнениями заниматься месяц назад. И вначале они у меня не получались должным образом. Теперь ситуация намного лучше.

Поэтому для эффективной игры упражнений нужны следующие ступеньки (большинство которых на Вашем этапе может определить лишь педагог):

1. Определение звукотехнической проблемы ученика

2. Подбор упражнения на эту проблему

3. Занятие этим упражнением в классе, где ученику разъясняется

  • а) сама проблема
    б) конкретный технологический способ её устранения
    в) указывается желаемый результат (с помощью примера на себе, а также с помощью похвалы в тот момент, когда у ребёнка получается), чтобы ученик знал к чему стремится в домашнем занятии

4. Повторный контроль прогресса на следующем уроке с возможным повторением пред. пунктов до достижения результата

Без этих пунктов, то есть без анализа своих действий, о котором и упомянула Ната, любая игра упражнений, особенно ребёнком, похожа на игру в рулетку.

Звук появляется не от игры упражнений. Звук появляется от целенаправленной работы над звуком, с применением конкретных и понятных ученику технологических приёмов, работа над которыми может (и часто) производится в том числе и на упражнениях.

(Контраст с пианистами - у которых если первая постановка верна, развить моторику можно просто часами игры этюдов и "задницей" как говорится. У духовиков развитие звука так просто не работает к сожалению...)

Вот такая длинная тирада. #:-s Из которой следует, что ребёнку нужно конкретно объяснить как играть октавы, каким приёмом. Тогда он сможет их играть в любое время дня и ночи, когда будет знать как... И они будут получаться не в зависимости от того что он играл (или не играл) до этого. Конкретные объяснения и целенаправленная работа позволяют играть всё что угодно хорошо в любых условиях, даже неразыгранным! B-)

Конкретно в октавах речь идёт о разыгрывании опоры в основном, то есть о хорошо поставленном дыхании. Очень много уже тут говорим, простая запись игры Вашего мальчика многое бы прояснила! А то это всё по большей части измышления...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Согласна с Натой (которая для справки кстати является педагогом Арсения Цоя, если Вы ещё не знакомы).

Да-да, конечно, это мы знаем: услышали Арсения и его замечательного учителя на весеннем конкурсе и следим теперь за всеми записями Сени и репликами его педагога на этом форуме.

Невозможно ответить на такие вопросы не услышав ребёнка. Я часто слышу в Ваших словах страх того, что что-то неправильно.

Еще бы! Я же ничего не понимаю в физиологии духовика, учусь вместе с сыном... И не могу судить, что нормально, а что нет. Я могу только контролировать качество звука по факту и анализировать, за счет чего он изменяется тем или иным образом :-(

Поэтому для эффективной игры упражнений нужны следующие ступеньки (большинство которых на Вашем этапе может определить лишь педагог):

1. Определение звукотехнической проблемы ученика

2. Подбор упражнения на эту проблему <...>

Да, конечно, "диагноз по телефону" лучше не ставить :-??

(Контраст с пианистами - у которых если первая постановка верна, развить моторику можно просто часами игры этюдов и "задницей" как говорится.

Вот то-то и оно... Это и есть наша главная "неправильность" — фортепианная она. Не повезло мальчику с родителями x_x

Вот такая длинная тирада. #:-s Из которой следует, что ребёнку нужно конкретно объяснить как играть октавы, каким приёмом. Тогда он сможет их играть в любое время дня и ночи, когда будет знать как... Конкретно в октавах речь идёт о разыгрывании опоры в основном, то есть о хорошо поставленном дыхании.

Но, тем не менее, "диагноз по телефону" таки поставлен: он ведь реально поначалу играет октавы "на губах", опору находит не с первых минут. mea culpa...

Огромное спасибо, Саша и Наталья, за всё, что вы делаете! :ymapplause:

Share this post


Link to post
Share on other sites

никак не можем понять, что изображено на вашем юзерпике — file.php?avatar=16_1252248561.gif???

:-B

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас