[[Template core/front/global/updateWarning is throwing an error. This theme may be out of date. Run the support tool in the AdminCP to restore the default theme.]]
bober

Концертное волнение-2: успокоительные препараты

Один раз в жизни на гос.экзамене в консерватории испробовала на себе анаприлин - однокурсница подбила, заверила, что поможет при волнении. Не скажу, что тогда волновалась до тремора в руках, но любопытство взяло верх. На сцену вышла как к себе домой - спокойно. Когда играла не волновалась, во рту не пересыхало(мне это очень мешает). Творческое волнение осталось, но несколько приторможенное, если так можно сказать.

НО!

На следующий день вылезли побочные эффекты в виде учащенного сердцебиения. Это не приятно.

После того случая больше не ставлю на себе подобных экспериментов с лекарствами.

Уж лучше глюкоза или мед за полчаса до выступления:-) Это, по крайней мере, безобидно и помогает:-)

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Один раз в жизни на гос.экзамене в консерватории испробовала на себе анаприлин - однокурсница подбила, заверила, что поможет при волнении. Не скажу, что тогда волновалась до тремора в руках, но любопытство взяло верх. На сцену вышла как к себе домой - спокойно. Когда играла не волновалась, во рту не пересыхало(мне это очень мешает). Творческое волнение осталось, но несколько приторможенное, если так можно сказать.

НО!

На следующий день вылезли побочные эффекты в виде учащенного сердцебиения. Это не приятно.

После того случая больше не ставлю на себе подобных экспериментов с лекарствами.

Уж лучше глюкоза или мед за полчаса до выступления :-) Это, по крайней мере, безобидно и помогает :-)

они могут быть и сразу же, и очень легко передозировать препарат- тогда вообще ужас

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте! Интересная тема (хоть судя по датам и старая) и интересное развитие темы. Я имею в виду замечания на тему того что, мол если на сцене плохо - значит меняй профессию.

Для меня сейчас это острая тема и очень интересно было бы узнать ваше мнение. Я играю уже лет 15-20 и всегда испытывал сильное волнение как перед, так и во время концерта. Боролся самыми разными способами - от медитации до алкоголя. Но результаты (это я насчет "справиться с волнением") были очень слабые. Каждый концерт как пытка. Долгое время я не задумывался над тем "а может ли быть по другому". Потому что все видел, что у всех вокруг тоже самое. Думал так и надо - волнение - часть ремесла.

Когда-то очень давно попалось мне на глаза интервью с Кейтом Ричардсом - это гитарист "Роллинг Стоунс", где он рассказывал о том какой мандраж у него каждый раз перед концертом. Я не особый знаток творчества "Роллинг Стоунс", но как-то эта фраза запала в память. И каждый раз испытывая изнуряещее волнение перед концертом я думал: "это совершенно нормально ведь даже у Кейта Ричардса, музыканта отыгравшего не одну тысячу концертов, то же самое".

Потом я как-то случайно увидел фильм Скорцезе "Да будет свет", который по сути является видео записью концерта "Роллинг Стоунс". И я увидел как (уже довольно пожилой) Кейт Ричардс ведет себя на сцене. Я увидел, что ему плохо и ему явно там не место. Голова вжата в плечи, движения гипертрофированны и неестественны, смотрит в пол и только иногда "стреляет глазами" в зал. По сравнению с вокалистом - который явно получал удовольствие и энергию от того что делал и где находился.

Как раз тогда на своих выступлениях в разных группах я стал замечать, что большинству исполнителей мука находиться на сцене. Да это тешит самолюбие и т.д. но.... Настоящего удовольства они не получают. И я видел людей, которым реально "в кайф". Причем в жизни они были интровертами. Публичное выступление - это в любом случае акт эсбиционизма. И важно понимать насколько это "твое". Большая часть музыкантов выходя на публику как-бы "сворачивается" - это видно по их позам и жестам, а часть как-бы разворачивается и явно получают удовольствие от первой до последней минуты концерта. И дело тут не в доскональном знании материала.

В общем не знаю, как раз сейчас я на распутье. Это не значит, что музыка "не моё" - просто может "не моё" публичное исполнение музыки. Покопавшись в себе я понял, что работа композитора и аранжировщика мне гораздо приятней. А исполнять могут и другие люди.

Очень хотелось бы узнать ваше мнение. Насчет того насколько обязательно испытывать волнение перед концертом. Извини за "многобукв".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть такое понятие у педагогов "артистичный ребёнок", а у спортсменов есть похожее понятие "плюс старт". Это когда человек способен на сцене выдать большее, чем он выдавал в более скромной обстановке самостоятельных занятий или урока. При этом уровень субъективного волнения перед и после концерта этого самого человека неважен. Это я в дополнении к вашей мысли: дело в том, что бывает ещё и категория людей (к ним относятся и некоторые знаменитые артисты, не только музыканты), которые на сцене кайфово выглядят и выдают по полной программе - а за кулисами несколько минут до этого они были зелёные и им было почти плохо.

Так что решать сцена - ваше или не ваше, на самом деле может лишь человек из публики, который смотрит на вас. Публика ведь не смотрит за кулисы... Там все могут быть какие хотите зелёные - это вполне простительно и даже нормально. А вот на сцене быть вялым и зелёным - тут уж извольте, это для публики как правило скучно...

Умение получать на сцене удовольствие я бы назвала вообще отдельным умением. Вполне можно совершенно не волноваться перед выступлением, а потом выйти с серьёзно-скукоженной миной и "отработать" своё... Вообщем артистизм и сценическое волнение - на мой взгляд разделимые понятия.

3 пользователям понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Возможно мой опыт кому-то поможет ;;) Лет с 13 у меня появилась гипертрофированная ответственность перед концертами, экзаменами, утром мне было настолько плохо, что болел живот, была вялость, меня тошнило, тряслись руки, ноги, я не могла себя контролировать, забывала текст. Могла на сцене впасть в ступор и ничего не сыграть. После концерта я не находила себе места, плакала, потому что от волнения как правило играла плохо. Единственным выходом видела игру в оркестре, потому что в коллективе я волновалась, но умела собираться на ответственных соло. Я пила разные успокоительные,валериану в таблетках и на спирту, обзидан, персен. Как-то на одном концерте, выпив персена, я закрыла глаза, чтобы сосредоточиться и уснула прямо во время игры. Во сне я начала играть какой-то левый набор нот и потом поняла что сплю и нужно проснуться и доиграть нормальный текст, сделала усилие, открыла глаза, доиграла, больше персен пить не хотелось. Все успокоительные очень затормаживали все мои движения и мысли, мешали играть. Сейчас все изменилось полностью до противоположного. На сцене вообще не волнуюсь, играю всегда лучше чем на репетиции, открываю в музыке новые нюансы, которые до этого не чувствовала. От того насколько благодарная публика, зависит больше или меньше вдохновения. Этим переменам предшествовал интересный опыт в моей жизни, я работала официанткой, продавцом, курьером. мне кажется отчасти этот опыт помог мне по новому отнестись к сцене, но большей частью помог муж, который перед каждым выступлением настраивал меня на успех. В корне изменилось 2 момента: я полюбила сцену, появилось сильное желание выходить на сцену, волнение помогает более ярко и полно проживать эти моменты. Любую мысль об возможных ошибках я отбрасываю давая себе право ошибиться. Результат таков, что я играю с радостью и вдохновением, и если цепляю не те ноты, забываю об этом тут же, как будто ничего и не было.

2 пользователям понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites
К моей огромной радости, в училище и академии, мне довелось познакомиться с выдающимся педагогом, он кларнетист и работал в соседнем классе, но как человек и главное как педагог он просто уникальный. и всегда на вопросы о волнении он говорит: Неужели вы думаете что именитые музыканты не волнуются? ВСЕ, абсолютно все волнуются и Гергиев и Мацуев и Хэтфилд ВСЕ. И это правильно и хорошо ведь волнения это эмоции , именно они делают возможным музыкальное исполнение, человек который не волнуется (а начит не переживает, не старается) не сможет играть музыкально, и так чтобы "зацепить " слушателя. Это будет просто робот который воспроизведет, ноты, со всеми нюансми, штрихами и тд, но это будет просто воспроизведение и не более того, в этом ли смысл? А вот когда человек играет, нервничает, пусть даже ошибается, но находит в себе силы исправить,не остановиться и идти в перед вот тогда это музыка! Вот Тогда ЭМОЦИИ!! вот тогда творчество! Поэтому нужно не бороться с эмоциями и волнением, а учиться их направлять в нужное русло, чтобы они помогали раскрытию образа, грустить, когда музыка грустная, веселиться когда веселая и именно волнение поможет быстро переключиться и исполнить МУЗЫКАЛЬНО а это самое главное!
Вот как то так

:-)

(И я с ним совершенно согласен!) А все таблетки, настойки ничего хорошего не принесут, музыканты и так народ суеверный, а представьте когда он скажем чтото принимает перед концертом, а тут забыл!!! Это же все!!! КраХ!!! Да и какая мызыка может быть когда ты под допингом? (неважно под каким)
1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я бы очень хотела посоветовать kostey не принимать таких серьезных решений пока... Скажу Вам, что играю на флейте всю свою сознательную жизнь и последнее время стало тяжелее выступать . Точнее играть-то на сцене нормально, но само состояние до сцены изменилось, раньше было легче. А сейчас начали лезть мысли "а нужно ли это тогда?, а не легче ли бы делать что-то другое, где не так треплешь нервы себе?..." .

Вот позвольте Вас спросить - а что для Вас само выступление? Это мука, или все же какое-то удовольствие, в чем оно тогда заключается?

Не могу сказать, что мои выступления - это сплошное наслаждение для меня самой же, но я действительно стараюсь сконцентрироваться на музыке, сделать свою интерпретацию интересной для себя в первую очередь. Как правильно заметила sirinx, случится может что угодно - главное дать себе право ошибаться и идти дальше. Один мой знакомый флейтист вообще не мог играть без нот - на концерте случались провалы, он останавливался и уже не знал где начать. При этом - очень талантливый парень, очень музыкальный. Сейчас без нот практически не играет - все проблемы исчезли. Так что можно находить такие способы себе помочь.

Таблетки так и не пробовала, остановилась на спелом банане (главное чтоб зеленый не был!) и иногда немного шоколада. Ну и вода...без неё не могу :-)

Удачи!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большое спасибо sirinx за рассказ - первая часть как раз про меня. Спасибо bober за ответ - отвечу на Ваш вопрос - само выступление для меня стресс. Вчера почитал много на эту тему в сети, нашел много интересного - чудесной

метаморфозы не произойдет, но потихоньку, по маленьким шагам - решить можно. Есть разные техники - часть из них опробовал уже сегодня на выступлении. Но мой вопрос состоял в том, думаю, что надо ли производить эти шаги? Публичное исполнительство - еще не всё занятие музыкой. В студии, например, я чувствую себя отлично без допингов и медитаций. Я мог бы сфокусироваться там в своё удовольствие, не ломая и не страдая. Из того что я прочитал вчера, понял что волнение перед/во время/после концерта - это обязательное условие. Даже официальный термин есть - "сценические самочувствие".

Share this post


Link to post
Share on other sites

да, согласна! Но, вспоминая свои ранние выступления, могу сказать, что тогда придавала этому намного меньше значения. Тогда важнее было хорошо заниматься...а выступление - это так... Теперь всё сложнее, поэтому тоже приходится проводить с собой "работу" , чтоб этот стресс снимать. Конечно, если у Вас нет необходимости играть на публике и давать концерты, а можно записываться в студии и играть в своё удовольствие - тоже вариант :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

метаморфозы не произойдет, но потихоньку, по маленьким шагам - решить можно. Есть разные техники - часть из них опробовал уже сегодня на выступлении. Но мой вопрос состоял в том, думаю, что надо ли производить эти шаги? Публичное исполнительство - еще не всё занятие музыкой. В студии, например, я чувствую себя отлично без допингов и медитаций. Я мог бы сфокусироваться там в своё удовольствие, не ломая и не страдая. Из того что я прочитал вчера, понял что волнение перед/во время/после концерта - это обязательное условие. Даже официальный термин есть - "сценические самочувствие".

Извените а как музыкант может существовать без сценических выступлений? какой будет уровень у спортсмена который будет бегать только в зале и не учавствовать в соревнованиях и олимпиадах? пусть он даже бегать будет быстрее Болта, но толку? Все люди волнуются перед выступлениями, и спортсмены и актеры все! Но кто-то может совладать с нервами а кто-то нет, а уход в студию, это не решение проблемы а наоборот уход от нее. В этом и ценность выступлений в живую , что не все и не всегда идет как задуманно, в этом и смысл. Мне кажется лучшим примером здесь могут служить джазовые и рок музыканты, у них каждый концерт отличается, хотя играют одно и тоже, просто у них в музыке больше свободы заложенно чем у класиков, вот и все. У нас был случай: мы ездили оркестром по округу, с гастролями, ну и одним из номеров было современное, сольное произведение кларнетиста, естественно совершенно не понятное по структуре (наверно для рядового слушателя звучало просто как набор звуков, но оно было очень ярким и всегда слушателям нравилось) Так вот мы естественно его из-за кулис послушали раз наверно 20 и конечно уже все прекрасно его знали и помнили (конечно от концерта к концерту оно немного отличалось но основа была одна).Приезжаем мы в академию и тут на одном из экзаменов, уже другой ученик этого же педагога играет это произведение. Естественно многие духовики присутствовали на экзамене, и конечно все после гастролей знали что сейчас будет. Он начал играть, все как положенно но тут в одном моменте перепутал части, и стал повторять то что не надо было (как выяснилось потом он забыл переход, и решил "ещё раз крутануть" а за это время вспомнить) естественно мы все почувствовали не ладное. Но он и виду не подал что чтото не так, глядя на него было чувство что именно так и было задуманно с самого начала, вообщем он ещё в паре мест "навалял" не туда но сделал это так музыкально и уверенно что получил 5. Вы думаете он не волновался? Он просто в панике был!! Но благодаря педагогу который его научил справляться со стресом, благодаря своей силе воли и практике он вышел победителем, вот в чем смысл выступлений! Он играл музыкально , пусть даже и не по нотам, и получилось концертное произведение а это самое главное!

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

BAZZ : Собственно я и пытаюсь это выяснить. ) Думаю, мы социальные животные и поэтому во многих аспектах ведём себя стадно - как лемминги. Все выступают - значит это 100% надо делать всем. Не задумываясь. Мне кажется (правда конечно я могу ошибаться), что таланты в музыке разные. Есть исполнительский, педагогический, новаторский (как у Джона Кейджа, например), композиторский и т.д. И исходя из такой позиции - наверное лучше развивать естественные способности, чем ломать себя в "обязательной" программе. Разве композиторы выступают? Перестают они из-за этого быть музыкантами? Современная музыка развивается в направлении поиска саунда - и есть люди "продвинутые" в создании самого разнообразного сочетания звуков - большая часть из которых не предназначена для живого исполнения (стили noize, embient ets). Они (эти ребята) даже из дома наверное, почти не выходят.)) Разве они уже не музыканты? Все знают Beatles, но мало кто знает Джоржа Мартина - продюссера и звукорежиссера, который собственно и сделал из Beatles тех кем они были в музыкальном плане. Стив Альбини "создал" звучание Nirvana, Рубин - Aerosmith и т.д. Такие "серые кардиналы" стоят практически за каждым современным успешным проектом. Они не выступают с концертами, но разве они не музыканты? Возможно такая парадигма может существовать только в рамках современной музыки - не знаю. Собственно (как я написал в начале поста) - я пытаюсь это выяснить. Много лет я заставлял себя выступать, думая по другому я не буду музыкантом и только сейчас задумался. В любом случае спасибо BAZZ за реакцию!

Share this post


Link to post
Share on other sites

BAZZ : Собственно я и пытаюсь это выяснить. ) Думаю, мы социальные животные и поэтому во многих аспектах ведём себя стадно - как лемминги. Все выступают - значит это 100% надо делать всем. Не задумываясь. Мне кажется (правда конечно я могу ошибаться), что таланты в музыке разные. Есть исполнительский, педагогический, новаторский (как у Джона Кейджа, например), композиторский и т.д. И исходя из такой позиции - наверное лучше развивать естественные способности, чем ломать себя в "обязательной" программе. Разве композиторы выступают? Перестают они из-за этого быть музыкантами? Современная музыка развивается в направлении поиска саунда - и есть люди "продвинутые" в создании самого разнообразного сочетания звуков - большая часть из которых не предназначена для живого исполнения (стили noize, embient ets). Они (эти ребята) даже из дома наверное, почти не выходят.)) Разве они уже не музыканты? Все знают Beatles, но мало кто знает Джоржа Мартина - продюссера и звукорежиссера, который собственно и сделал из Beatles тех кем они были в музыкальном плане. Стив Альбини "создал" звучание Nirvana, Рубин - Aerosmith и т.д. Такие "серые кардиналы" стоят практически за каждым современным успешным проектом. Они не выступают с концертами, но разве они не музыканты? Возможно такая парадигма может существовать только в рамках современной музыки - не знаю. Собственно (как я написал в начале поста) - я пытаюсь это выяснить. Много лет я заставлял себя выступать, думая по другому я не буду музыкантом и только сейчас задумался. В любом случае спасибо BAZZ за реакцию!

а как тут не вспомнить про Глена Гульда? Ведь все его гениальные записи - как правило не с выступлений... он уже на тот момент давно перестал выступать. Вообще странная личность была,конечно, но гениальная... в любом случае, его не выходы на сцену ничего не изменили, так как миру в подарок остались то, что он записывал сам у себя (в отелях, студиях).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не могу с вами Костей и Бобер не согласиться, да вы конечно правы, и в музыке и в исполнительстве есть совершенно разные люди с совершенно разными "функциями" и жизненным опытом. Но во первых Глен Гульд я уверенн имел огромнейший опыт сценических выступлений, и самое главное (т е о чем весь разговор) он точно так же волновался и умел справляться с эмоциями, не так ли? Я согласен что за многими исполнителями стояли люди который были "за кулисами" но в определенной степени влияли на их творчество. Безусловно есть и продюсеры, и звукорежисеры, и композиторы, но ведь они так и называются продюсеры, звукари и тд. А тема то про сценическое волнение (концертное ) волнение. Безусловно если кто то по какимто причинам категорически не хочет выступать на сцене, это его право. Я лишь пытался донести свои соображения о том что в любом случае когда человек попадает в мир музыки (допустим даже учится в профильном учреждении) его обучение связанно с выступлениями, и если он хочет свое обучение закончить то как не крути ему придется выступать (пусть даже только на экзаменах) и вот здесь то он и может, и должен попробовать свои силы, понять его это или нет, и попытаться справиться с волнением, научиться себя на сцене вести и тд, и тп. Ведь не даром даже в прошлые века было разделение на музыкантов, композиторов, капельмейстеров , и тд и тп. Да ктото совмещал,но были и те кто занимался только одним. Как говорится каждому свое, и конечно если у человека панический страх публичных выступлений то ему лучше реже бывать на сцене, но именно реже а не закрываться в подвале. Раз вы избрали для себя музыку то на мой взгляд нужно принимать все ее аспекты, в том числе и конц деятельность, тем более что в определенной степени можно себя подготовить к выступлениям, да всегда один исполнитель будет ярче, увереннее на сцене нежели другой, но скажем другой может быть намного музыкальней, хоть и будет стоять на сцене опустив глаза, в этом и прелесть, все люди разные, но нужно верить в свои силы и стараться, стараться........ Мне кажется музыканты лучше всех остальных знают что постоянным трудом можно достичь очень многого. И я конечно не имею ничего против, продюсеров, композиторов и тд, если они себя в этом нашли то слава богу, я рад за каждого. Но мне кажется как человек без муз образования пишущий музыку будет ограничен (скован) , так и исполнитель не имеющий опыта выступлений будет "не до конца раскрываться" , конечно всегда найдутся уникальные таланты, но это лишь исключение из правил. А представьте чего бы они достигли имея необходимое бразование, или опыт! Вот выговорился.

PS Наверно я просто сам соскучился по выступлениям, не играю уже полтора года, не в оркестре не сам, но я действительно думаю, что ничто так не подстегивает на новые высоты,не придает сил, и не настраивает на борьбу с собой как живые апплодисменты, (Простите что так много, ну да люблю я поболтать :))

Share this post


Link to post
Share on other sites

согласна со многим. Я , в общем, тоже люблю играть концерты, особенно когда приходит благодарная публика и чувствуешь отдачу (я не говорю про комплименты- это всегда приятно, но намного приятнее видеть реакцию на лицах людей). Но, мне кажется, каждый находит свой путь и то что кому-то больше подходит и нравится - не подходит другому.

Насколько я знаю, Гульд как раз не мог и не хотел выступать, так что ,видимо, справиться с собой таки не мог. В любом случае, бывает очень обидно, если известный и замечательный музыкант вдруг по разным причинам перестает давать концерты, или играть вообще (здоровье и пр.) . Я знаю двух потрясающих флейтистов, которые из-за проблем со спиной и руками прекратили играть как сольно, так и в оркестре. Знаю так же одного пианиста, который на два года решил уйти из музыки и все это время...был машинистом поезда :-) а когда "отдохнул"- вернулся снова преподавать и играть концерты. Наверное, многим нужно время для "тайм-аута".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я знаю двух потрясающих флейтистов, которые из-за проблем со спиной и руками прекратили играть как сольно, так и в оркестре.

А об этом можно подробнее? Ничего себе.

Флейтистов, у которых что-либо болит во время игры знаю достаточно, но не до такой степени, чтобы прекратить играть совсем и уйти с работы. Знаю других духовиков, которые из-за проблем с зубами (в основном парадонтоз) не смогли спокойно доиграть до пенсии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я знаю двух потрясающих флейтистов, которые из-за проблем со спиной и руками прекратили играть как сольно, так и в оркестре.

А об этом можно подробнее? Ничего себе.

Флейтистов, у которых что-либо болит во время игры знаю достаточно, но не до такой степени, чтобы прекратить играть совсем и уйти с работы. Знаю других духовиков, которые из-за проблем с зубами (в основном парадонтоз) не смогли спокойно доиграть до пенсии.

Да, к сожалению это так! Я так же слышала про одного трубача (но там история со счастливым концом- он вернулся в форму и снова играет) и еще пару медников. Я не уверена на 100 процентов, что это спина, но точно знаю, что Петри Аланко перестал играть уже какое-то время назад (будучи лауреатом всевозможных конкурсов и востребованным солистом). При этом преподает в Хельсинки, но должен был "отдать" свое место в оркестре... Лично его,к сожалению, не знаю, не знаю насколько эта проблема серьезная. Другой - педагог в Цюрихе Филип Расин, насколько я знаю не играет уже более 5 лет, до этого успешно концертировал и записывал диски. По-моему у него проблемы с амбушюром, не только со спиной, точное название болезни увы не знаю.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я знаю двух потрясающих флейтистов, которые из-за проблем со спиной и руками прекратили играть как сольно, так и в оркестре.

А об этом можно подробнее? Ничего себе.

Флейтистов, у которых что-либо болит во время игры знаю достаточно, но не до такой степени, чтобы прекратить играть совсем и уйти с работы. Знаю других духовиков, которые из-за проблем с зубами (в основном парадонтоз) не смогли спокойно доиграть до пенсии.

Сережина учительница последние годы не берет флейту в руки вообще, даже не носит на урок. У нее развился сильнейший шейный остеохондроз, вызывающий тяжелые приступы головной боли, когда она пытается играть, даже недолго.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я волновался перед выступлениями ОЧЕНЬ сильно. Руки потели и тряслись, ноги подгибались, голос садился. Провалил из-за этого несколько (буквально был освистан) серьёзных концертов. Пришлось обратить внимание на эту проблему, и почитав спец литературу по практическим делам ( в том числе о психологической подготовке спортсменов и спецназовцев ) , начал осваивать техники медитации. Как оказалось, это работает независимо от того, веришь ли ты в успех. Проблему эту решил, даже научился дозировать волнение, выделяя требуемую порцию оного для поддержания жизнедеятельности на сцене :-) Требует некоторого времени и, желательно регулярности.

Тут задействуются естественные механизмы сознания, и бонусом получаете способность управлять собой.

Меня отпустило однажды настолько, что стал собран, сосредоточен и спокоен больше, чем в обычной жизни, сыграл лучше, чем был способен до этого случая. Возможно, стоит посмотреть в эту сторону? Таблетки тоже самое задействуют, только за них нужно платить и изучать их воздействие именно на вашу психику, тут можно доэкспериментироваться. Тот, кто их посоветовал на форуме, вряд ли потом поможет...

Share this post


Link to post
Share on other sites

grotsasha, именно так, Вы очень здорово описали ситуацию, спасибо Вам огромное. Хотя я похожую проблему "эффект туннеля" решил иначе, Ваши советы могут помочь многим. В общем, толково пишете.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый, Reppa! Не могли бы Вы поделиться этой спецлитературой или собственно техниками. Как Вы понимаете, тема очень важная. Заранее спасибо от всех.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Присоединяюсь к просьбе ОМ!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый, Reppa! Не могли бы Вы поделиться этой спецлитературой или собственно техниками. Как Вы понимаете, тема очень важная. Заранее спасибо от всех.

Прошу извинить за задержку с ответом - у меня это всего лишь третье сообщение на форуме, действует ограничение, пока не будет 18 одобренных, можно два сообщения в сутки.

Волнение,

А теперь по делу. Начинал изучение в середине 80-х, тогда инета не было, вернее он не был сильно распространён.

Так что книги были настоящие L-) . Например, "Психотехнические игры в спорте" К. Цзен, некоторые закрытые пособия для спецназа разных стран и так называемые "духовные практики", и т.д. Возможно, что-то сейчас есть в общем доступе, но мне бы не хотелось этого - слишком специфические области знания человеческой природы.

В нашем случае сложность в том, что проблемы внешне схожие могут иметь различные причины, волнение бывает разное, тут всё индивидуально. Например, очень многие техники строятся на спокойном, монотонном и ритмичном пении на выдох словесных формул: индусы поют односложные и двухсложные мантры, христиане читают "Господи помилуй", у мусульман свои молитвы. Я в качестве формулы взял слово "покой", сидя с закрытыми глазами, расслабленно, не спеша повторял его про себя, когда сознание отвлекалось, ненавязчиво возвращал его назад, тут важно научится не ожидать результата - делать, как бы и не делая ничего, не превращая процесс в что-то значительное. Итак, подобная практика может понижать излишнюю активность вплоть до состояния "на грани между сном и бодрствованием", а это состояние даёт возможность сознанию выйти из под влияния сильной эмоции/волнения, освободиться от привычной зацикленности или зависимости. Иногда такая эмоция, прежде чем уйти, какое-то время мучает практикующего, проявляя себя различными способами, иногда неприятными - человек может начать испытывать беспокойство, в различных частях тела могут возникать без медицинских причин болевые ощущения. как правило, быстро проходящие, и т.п. Выяснилось. что такое надо просто переждать, не обращая на это внимания, и оно уходит.

В моём случае делал такую практику, и вдруг обнаружил себя свежим,. отдохнувшим и абсолютно спокойным, пошёл играть, такой кайф получил: свобода, музыка и нет больше ничего, ни прошлого, ни будущего, ни сомнений, ни воспоминаний O:-). Ни суеты, ни излишней эйфории, просто спокойная радость и всё. Вначале, будучи сильно раздёрганным, по полчаса и более приходилось сидеть, потом насобачился быстрее в энто дело входить, нащупал тропинку к оптимальному для себя состоянию духа. Я его стал ощущать, как знакомое и вызывать по мере надобности. Получалось не всегда идеально, но когда получалось. то у-ух!

Я в таком состоянии выиграл четыре партии из пяти у мастера спорта по настольному теннису (правда. он уже к тому моменту вышел в тираж. но об этом я обычно стараюсь тактично и скромно промолчать ;-)

Попытался нащупывать и удерживать подобное состояние на ринге, боксируя с действующими мастерами спорта, получалось не очень ), чуть лучше было с борцами, правда там мне мастеров спорта не попадалось, и слава богу, но лучше всего на кухонных концертах выходило, такой у меня жанр тогда был.

P. S. Ольга Михайловна, вот это актуально ещё? http://forum.myflute.ru/topic28795.html

Прошу извинить, что не по теме топа, пытаюсь уложится в лимит сообщений.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Техника вторая, назовём её движение по меткам. Курс две недели.

Нужно:

1. Тетрадка.

2. Две ручки (гусиные перья и чернила тоже годится, но тогда и чернильниц надо две)

3. Монетка самого мелкого номинала (её отмыть с мылом и зубной пастой, ребро тоже).

4. Время выполнения (должно быть каждый раз одинаковым, лучше утро и вечер по полчаса).

5. Чистый стол (на него ничего не ставить)

6. Стул удобный, не скрипучий и не качающийся.

Перед выполнением обязательно умывание и чистка зубов, делаем всё вдвое медленнее обычного и с наслаждением. Верующим религиозным людям прочесть молитву до начала и после, религиозная принадлежность не имеет значения. Да, жертвоприношения не нужно совершать, мы же тут мирные люди )

Расположение. Тетрадь открыта перед вами, ручки (или гусиные перья) справа и слева, их колпачки сняты, монетка между вами и тетрадкой, по середине. Садимся на стул, руки на колени, всё тело расслаблено, прислушиваемся к своему пульсу, отсчитываем семь тиков пульса, затем чуть-чуть приподнимаем крылышки носа, очень медленно и свободно вдыхая, а на выдохе легко опуская крылышки, как бы и не делая, амплитуда движений как минимальная, снаружи даже не видно, что нос шевелится, воздух должен поступать почти самотёком, без усилий. Повторить семь раз. На каждый следующий день прибавлять по одному разу.

Указательным пальцем правой руки прижать левую ноздрю, вдох-выдох через правую, так же медленно. Семь раз. Указательным левой прижимаем правую ноздрю, дышим левой, семь циклов. Каждый следующий день прибавлять по одному разу. Подышали. Переходим к монетке, берём и слегка подбрасываем одной рукой так, чтобы она крутилась в воздухе и потом упала на тетрадь, глаза закрыты. Угадываем, как упала монетка, орёл или решка открываем глаза, проверяем. Берём ручки и обеими руками одновременно записываем результат (угадал или не угадал)на листах тетради, правая слева направо, а левая справа налево, буквы не зеркалим, только слова. Медленно и синхронно. Семь раз бросаем, семь пишем, на новой строчке. Каждый следующий день прибавлять по одному разу. Это работа с прошлым. А теперь с будущим. Перед тем, как бросить монетку,

слегка поглаживаете её большим пальцем один раз, прислушиваетесь к ней. Затем вслух негромко произносите желаемое, -"Хочу решку (или орёл, монетка подскажет сама)". Не надо культивировать сильное желание, просто произносите. Закрываете глаза, бросаете, проверяете. Записываете результат, так же, как в прошлый раз. Семь раз бросаем, семь пишем, на новой строчке. Каждый следующий день прибавлять по одному разу.

Потом повторяем дыхание, описанное вначале, закрываем тетрадь. Всё. Верующие заканчивают молитвой, это обязательно.

Две недели считаются только при непрерывном цикле, пропустили день, начинаете курс заново с нуля. Записываете причину пропуска, и дату. Дату начала первого тоже записываете.

1 пользователю понравилось это

Share this post


Link to post
Share on other sites

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас